Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы отбора содержания школьного образования



2015-12-14 1207 Обсуждений (0)
Принципы отбора содержания школьного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2. Содержание образования должно строиться строго на научной основе, соответствовать современному состоянию науки, включать только твердо устоявшиеся в научной области факты и теоретические положения; учебный материал должен способствовать развитию научного мышления.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

4. В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.

5. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

6. Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее среднее образование имеет своей целью овладение учащихся основами важнейших наук о природе и обществе, развитие у них мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.

Дидакты С.Г.Шаповаленко и М.Н.Скаткин считали, что в процессе технического обучения учащихся необходимо знакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производства, способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повышения производительности труда. Трудовое обучение направлено на подготовку учащихся к определенной профессиональной деятельности, на усвоение ими необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.

Содержание образования как система может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.

При линейнойструктуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передается один раз в определенной логике. Материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз (например, изучение площадей в математике). Другими словами, учебный материал данной ступени в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.

При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных структур.

8.3. Теории образования.

На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования.

Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Весьма аргументированно критиковал теории формального и материального образования К.Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны в дальнейшей жизни и деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности. Поскольку знания, связанные с жизнью, опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества.

Известный представитель прагматизма в педагогике Дж.Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У.Килпатрик в 20-е гг. ХХ в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например, сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам. Нетрудно понять, что эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.

8.4. Документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

- минимум содержания основных образовательных программ,

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

- требования к уровню подготовки учеников.

Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются:

- сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития;

- обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной;

- защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование;

- гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса;

- защита здоровья обучающихся от перегрузок.

Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа.

Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить.

Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

- продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

- полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

- распределение предметов по годам обучения;

- количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

- количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

- структуру и продолжительность практикумов и пр.

Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:

- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание изучаемого материала;

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

- перечень основных мировоззренческих вопросов;

- указания по реализации межпредметных связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней:

- базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования;

- повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

- промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований.

Учебники выполняют ряд дидактических функций:

- мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;

- контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения.

Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы.

8.5. Основные направления обновления содержания школьного образования

1.Гуманизация образованияпредполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:

- признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;

- защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;

- бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.

2.Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.

3.Повышение культуросообразности школьного образованияпредполагает:

- максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);

- учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры;

- принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме, развитие у учащихся плюралистического мировоззрения.

4. Широкаядифференциациясодержания образования в зависимости от типа школ, профиля классов, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.

5.Стандартизацияшкольного образования, которая призвана обеспечить доступность, эффективность и качество образования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте сущность понятия содержание школьного образования. Назовите требования и факторы, определяющие содержание образования.



2015-12-14 1207 Обсуждений (0)
Принципы отбора содержания школьного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы отбора содержания школьного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)