Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ




Методы научных исследований - это те приемы и средства, которые используются для получения достоверных сведений о психических явлениях. Специфика последних состоит в том, что они недоступны для внешнего восприятия. Это создает серьезные трудности при их изучении. До второй половины девятнадцатого века психология использовала единственный метод — самонаблюдение, который не позволял получить объективную картину изучаемых психических явлений. В дальнейшем, с открытием первых психологических лабораторий, стали использоваться технические приборы и устройства, позволяющие исследователю ставить и проводить психологические эксперименты. Благодаря применению методов естест­венных и точных наук полученные факты стали отличаться достоверностью и объективностью. Современная психология располагает множеством методов исследования. Рассмотрим наиболее важные из них.

Наблюдение— это достаточно простой метод психологического исследования. В его основе лежит тот факт, что психические явления обнаруживаются во внешнем поведении человека: в действиях, в поступках, в речи, в мимике, в жестах и др. Воспринимая и фиксируя их, пси­холог имеет возможность делать предположения о лежащих в их основе психических явлениях: особенностях внимания, эмоциональном состоянии, чертах характера и т. д. Основной недостаток этого метода заключается в очень низкой достоверности полученных результатов. Поэтому он позволяет лишь формулировать предварительные гипотезы, требующие тщательной проверки с помощью других методов исследования. Тем не менее, он является едва ли не самым распространенным в реальной исследовательской практике. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, используемое тогда, когда психолог фиксирует протекающие в его сознании психические процессы.

Сущность экспериментав психологии заключается в преднамеренном создании условий, в которых изучаемое психическое образование может выявиться, то есть экспериментатор получает возможность активно вмешиваться в ситуацию. Выделяют естественный и лабораторный экс­перимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях.

Опроспредставляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд заданных ему вопросов. Опрос бывает устным или письменным. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная форма- анкета. Свободный опрос- разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. Любые формы опросов не лишены тех же самых недостатков, что и методы наблюдения.

Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз.

Тесты бывают трех видов: тесты- опросники. Тесты- задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест- задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов, испытуемый может сам повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических или поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые свойства.

Тесты широко используют в практике для педагогической диагностики, профотбора и для решения других задач. В современной психологии существуют сотни разнообразных тестов, пользование которыми требует хорошей теоретической и специальной подготовки.

Если исследование интересующего психического явления обычными методами наблюдения, эксперимента, теста или опроса затруднено, используется метод моделирования. В этом случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Примером кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования, поскольку мыслительные операции, используемые людьми, весьма близки к операциям, на основе которых разрабатываются программы для компьютеров. Поэтому некоторые ученые предприняли попытки описать поведение человека по аналогии с действием компьютера.

Кроме перечисленных методов сбора информации, в психологии используются методы математической и статистической обработки полученных количественных данных, а также методы качественного анализа. Они позволяют значительно повысить достоверность полученных результатов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое психология?

2. Как можно определить психику?

3. Назовите основные этапы развития психологии.

4. Изложите сущность основных направлений в психологии.

5. Какие отрасли существуют в современной психологии?

6. Что является предметом изучения социальной психологии, психологии труда, возрастной и политической психологии?

7. Для чего психология использует методы научных исследований?

8. Назовите основные методы психологических исследований.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Напишите множество жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.

Задание 2.

Напишите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии.

Задание 3.

Какие отрасли психологии решают следующие задачи:

1. Оценивают эффективность воздействия телепередачи на зрителя.

2. Выявляют причины аварийности на производстве.

3. Разрабатывают меры по устранению дедовщины в армии.

4. Разрабатывают методы работы с пожилыми людьми в «доме престарелых».

5. Устанавливают уровень психического развития ребенка.

6. Разрабатывают систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.

7. Дают психологический анализ последствий для детей социально- экономических изменений в России.

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Понятие личности. Активность, направленность, устойчивость личности.

2.2. Свойства личности. Способности, задатки, склонности, талант, гениальность.

2.3. Эмоции и чувства. Типология психических состояний.

2.4. Характер. Акцентуации характера.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)