Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эксперименты и данные наблюдения



2015-12-13 932 Обсуждений (0)
Эксперименты и данные наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок




Данные наблюдений выражаются в форме особых высказываний – протоколах наблюдения, в них указывается, кто наблюдал, время наблюдения, описываются приборы, протокольные предложения формулир-ся как высказывания типа: N наблюдал, что после включения тока стрелка на приборе показывает 5». Если проводился социологический опрос, то протокол наблюдения - это анкета с ответом опрашиваемого. Если проводились измерения, то фиксация каждого результата измерения – это протокольное предложение.

Протокольные предложения, помимо достоверной информации, содержат субъективные наслоения (ошибки наблюдателя, ошибки приборов и т.д.). Поэтому основанием для теор.построений служат не они, а полученные в результате их обработки эмпирические факты («более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды»).

Для того, чтобы выяснить, как протокольные предложения превращаются в эмпирические факты, нужно понять, что такое эксперимент и наблюдение (т.е. рассматриваем с позиции деятельностного подхода).

Любой эксперимент может быть рассмотрен с 2-х позиций: 1) как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам (и ни один из них не выделен в качестве исследуемого); 2) как искусственное, организованное человеком знание (исследуем только некоторую группу отношений, для этого выделяем только те свойства объектов, которые имеют значение для изучения сущности этих отношений).

Пример: движение относительно поверхности земли массивного тела небольших размеров, подвешенного на длинной нерастягивающейся нити. Здесь действует множество физических законов, но если мы рассматриваем это взаимодействие в качестве эксперимента по изучению законов колебательного движения, то вычленяем уже отд.свойства и отношения этих объектов. А если мы рассматриваем ту же ситуацию для выявления законов движения в инерциальных системах (эксперимент с маятником Фуко), то вычленяем уже другие свойства и отношения.

2 вида эксперимента: 1) Естественный 2) Искусственный.

Естественный эксперимент – исследователь берет процесс, который развивается в природе и применяет к процессу ряд абстрагирующих процедур: ряд процессов важны, ряд – нет. Мы некое природное явление наделяем свойствами, отдельные свойства считаем подлежащими анализу, абстрагируемся от других.

Искусственный эксперимент – ситуация конструируется искусственно. Но и здесь в этой ситуации выделяются лишь некоторые свойства, а остальными исследователь пренебрегает. Искусственный эксперимент требует определенных условий, в том числе приборной установки (хотя он есть и в естесственном).

Приборная установка – в искусственном эксперименте это приборы, в естественном эксперименте в качестве приборов могут выступать обычные вещи. Например, водопад – квазиприбор. Квазиприбор – это то, что не специально создано для эксперимента, но используется в нем.

Деятельность по наделению объектов природы функциями приборов называется созданием приборной ситуации, приборная ситуация - экспериментальная деятельность, обусловленная деятельностью приборов и квазиприборов, это функционирование квазиприборных устройств, в системе которых испытывается некоторый фрагмент природы.

Объектом исследования является вся структура приборной ситуации, а не отдельные О-ты (вещи) внутри нее. Фрагменты реальных экспериментальных ситуаций, использование которых задает объект исследования – это объекты оперирования, которые не совпадают с реальными фрагментами природы, а являются совокупностями свойств этих реальных объектов, имеющих значение для исследования.

Эти фрагменты реальности, которые включаются в естественный эксперимент, несут неявную информацию о связях, которые порождают наблюдаемые феномены.

Если объект эмпирического эксперимента является не самим объектом, а идеализацией, то какова ценность такого наблюдения? Что мы получаем – объективное знание или то, что хотим получить?

Наблюдение в эмпирическом эксперименте может быть систематическим или несистематическим.

Несистематические называют случайными наблюдениями.

Ценность систематических в целенаправленности. В них всегда есть приборная ситуация. Ценность случайных наблюдений в том, что они заставляют переходить к систематическим наблюдениям, являются импульсом для них. Они позволяют выявить необычные явления, служат началом научного открытия.

Сам по себе эксперимент – это систематическое наблюдение. И случайное и систематическое наблюдение – особая форма отношений между субъектом и объектом познания, которая предполагает конструирование приборной ситуации.

О1 → фиксированная приборная ситуация → О2

О1 и О2 – не одно и то же. О2 – проинтерперпретированный в результате наблюдения О1. Переход из состояния 1 в состояние 2 непроизволен, но подчиняется определенным внутренним связям. Поэтому, многократно зарегистрировав в эксперименте и наблюдении изменение состояний объекта, исследователь неявно фиксирует самой структурой деят-ти и соотв.закон природы. Это было систематическое наблюдение. Структура случайного наблюдения включает только О2, потому что объект уже проинтерпретирован. Т.е. регистрируется только конечный результат, неизвестно, какие именно объекты участвуют во взаимодействии и что вызывает наблюдаемый эффект (О1 и фиксированная приборная ситуация не выявлены).

При этом для систематического эксперимента необходимо использование уже имеющихся теоретических знаний (для определения целей наблюдения и конструирования приборной ситуации).

2) познавательные процедуры - обеспечивают переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам. Этот переход предполагает элиминацию из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов (ошибки наблюдателя и приборов).

2 типа процедур:

1) обработка данных наблюдения и выявление инвариантного (устойчивого) содержания: сравнение множества наблюдений, выделение повторяющихся признаков и устранение случайностей, связанных с субъективными моментами. Например, если проводилось измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел, проводится статистич.обработка результатов измерения, поиск среднестатистич.величин в множестве данных. В социально-историческом знании: историк выявляет и сопоставляет множество независимых историч.свидетельств (данные наблюдения).

2) интерпретация (истолкование) инвариантного содержания. Для этого используются ранее полученные теоретические знания.

Пример: открытие в астрономии особых небесных тел – пульсаров. 1976 г., Белл обнаружила на небе радиоисточник, который излучал короткие радиоимпульсы, строго периодически. Сначала решили, что их посылает сверхцивилизация. Потом обнаружили еще подобные источники излучения. Гипотеза: излучение исходит от маленького, вращающегося тела. С помощью законов механики посчитала размеры тела. Выяснили, где находится, оказалось – там, где более тысячи лет назад произошел взрыв сверхновой звезды. Установили, что существуют небесные тела – пульсары, явл-ся остаточным результатом взрыва сверхновой звезды. Интерпретация данных наблюдений – с помощью уже известных законов физики. Но это не теория, это эмпирическое знание. (соответствующее теоретич.знание – теория нейтронных звезд Л.Ландау, когда сопоставили эмпирию и эту теорию, тогда возникла теория пульсаров).

Т.о., интерпретация – процедура не эмпирическая, а теоретическая, следовательно, не существует чистой научной эмпирии.

 



2015-12-13 932 Обсуждений (0)
Эксперименты и данные наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эксперименты и данные наблюдения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)