Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 12. ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ)



2015-12-13 1546 Обсуждений (0)
ВОПРОС 12. ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ) 0.00 из 5.00 0 оценок




ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ.

Существует два вида идеалов и норм, которые соответствуют 2-м аспектам ее функционирования:

1) собственной познавательные установки (из нее исходит исследователь) – наука как познавательная деятельность (аспект функционирования)

2) Социальные нормативы: признаваемая роль науки в тот или иной период, формы коммуникативных исследований – наука как социальный институт (аспект функционирования).

Идеалы и нормы носят исторический характер. Эпоха формирования классической науки (16-17 века): автономия научного разума от религии и приоритет в познании истины.

Идеалы и нормы существуют в каждой научной дисциплине, их нужно брать в историческом аспекте.

Есть направление философии науки, которое отрицает существование идеалов и норм – эпистемологический анархизм. Там нет идеалов и норм. В науке дозволено все (Пол Фейербах).

Большинство ученых пытаются выявить инварианты развития науки.

Томас Кун: научная рациональность с его точки зрения включает:

1) Точность теории – степень согласованности с экспериментальными наблюдениями

2) Непротиворечивость

3) Расширяющаяся область применения

4) Плодотворность теории

Степин задается вопросом, какова структура самих идеалов и ценностей.

1) познавательные установки– их формы:

1) Идеалы и нормы объяснения и описания

2) доказательности и обоснованности

3) построения и организации знаний

Все вместе они образуют схему метода исследовательской деятельности.

На в содержании познавательных идеалов и норм можно выделить: а) общие черты – выражают специфику научной рациональности, и б) особенные черты – выражают исторические типы научной рациональности и их конкретные дисциплинарные виды.

Степин выделяет три уровня в каждой форме познавательных установок:

1.Уровень признаков, отличия науки от ненауки, т.е. др.форм познания (обоснованность, доказанность, рост знания – на всех этапах истории это идеалы науки, хотя подход к ним и мог быть различным).

2.Уровень исторически изменчивых установок, которые характеризуют стиль научного мышления. В древней науке стиль научного представления – изложение, рецептурность знания (Египет, Вавилон, Месопотамия), его дедуктивность (от общего к частному) (Греция). Не составляло стиль научного мышления доказательство. В Средние века обоснованность знания проверялась соответствием практического знания его символической интерпретации (правильное знание – подтверждаемое опытом, истинное – раскрывающее символический смысл вещей, т.е. подтверждения опытом не достаточно). Новое время: научное основание – это эксперимент, т.к. главная цель познания – изучение и раскрытие свойств и связей предметов, обнаружение законов природы.

3.Специфика идеалов и норм конкретной науки. В математике нет идеала эксперимента, но для физики он обязателен.

Социальные нормативы

В каждый исторический период существовал свой образ познавательной деятельности, который формировался в науке под влиянием социальных потребностей, мировоззренческих структур.

Пример: в 16 веке Парацельс при головной боли предписывал применять грецкий орех, настоянный в винном уксусе. Объяснение: грецкий орех симпатичен головному мозгу, потому что похож на него. Это вполне научное объяснение на уровне 16 века.

Пример: трактат о змеях ученого эпохи Возрождения Альдрованди: не только сведения, которые мы могли бы отнести к научному описанию (виды, их размножение, действие змеиного яда), но и описания чудес и пророчеств, сведения об эмблемах и геральдических знаках. Это потому, что еще сохранялись методологические установки Ср-вековья, когда описать вещь – это не просто описать ее признаки, а обнаружить ее символический смысл.

Идеалы и нормы одной науки влияют на идеалы и нормы другой.

Т.о., идеалы и нормы можно рассматривать в качестве особой системы, характеризующей метод исследования. Этот метод определяется характером исследуемых О-тов (познавательные установки) и социальными факторами (соц.нормативами). От метода зависит, какие О-ты мы будем исследовать. Изменение системы идеалов и норм – возможность познания новых типов О-тов.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Термин «научная картина мира» фиксирует некую онтологию, естественно взятую в культурно-исторической перспективе (Степин: это обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности, мир – некоторая сфера реальности, изучаемой в данной науке).

Хайдеггер, указывая на эту специфику в своей работе «Время картины мира»: Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, отображающую мир, а мир, понятый как картина.

Мир, взятый как картина есть схематизированное представление. Научная картина мира – специфическая форма систематизации научного знания.

Степин: научная картина мира включает в себя следующие онтологические принципы, т.е. представления о:

1) фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все др.О-ты, изучаемые соотв.наукой; 2) о типологии изучаемых О-тов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.

Пример: механическая картина мира: мир состоит из неделимых корпускул (1,2), их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой (3), корпускулы и образованные их них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени (4).

Картина мира: обеспечивает систематизацию знаний в рамках соотв.науки, выделение фундаментальных и частных теорий, с ней связаны опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач и выбор средств их решения.

Задает специфическое видение предметного мира науки, соответственно определенному этапу ее исторического развития.

Хайдеггер: Чтобы мир стал картиной, надо изменить отношение к миру. Научная картина мира – это своеобразное присутствие человека в мире. Древняя Греция: мир – космос. Когда изменяется отношение человека к миру, мир превращается в картину. В Средние века не было научной картины мира. Мир представлялся как некий иерархический порядок: наиболее приближенное к Богу или нет. Эти вещи не противостоят человеку, потому что все сотворено Богом.

Картина мира – особая теоретическая модель, отличия от обычной теор.модели:

1) по степени общности – на одну картину мира может опираться множество теорий;

2) образованы из абстракций разного уровня, в обычной теоретической модели они отличаются большей степенью конкретности.

Соотношение общей научной картины мира с региональными картинами мира: физической, биологической, к примеру, и с философией?

Вначале развиваются представления в рамках отдельных дисциплин, затем они включаются в общую картину мира, при этом в общей картине мира представлены наиболее важные системно-структурные характеристики предметной области научного познания как целого, на определенной стадии историч.развития.

Философия – это основание рациональной систематизации и схематизации, которая выступают научными процедурами. Эти основания проникают в науку как непосредственно, так и опосредованно – через некие мировоззренческие концепции и образцы. Не только философия влияет на построение научной картины мира, но и сама наука. Философия играет некую методологическую роль.

Научная картина мира

↗↙ ↖↘

Философия ↔ региональная картина мира

Картина мира в системе научного знания, то есть, какую функцию выполняет научная картина мира в построении научного знания:

1. мы имеет два уровня науки: эмпирический и теоретический. Мы имеем два вида объектов: объекты эмпирического знания и объекты теоретического знания. Мы имеем два языка описания. Но реальность одна. Научная картина мира позволяет соотнести уровни теоретического и эмпирического знания. Научная картина мира не сама по себе выполняет эту функцию, а выполняют ее региональные картины мира.

2. Соотнесение картины мира и теоретических схем. Картина мира связывает теорию с реальностью. Теоретические схемы – это такие идеализации, нетождественнось которых реальным О-там очевидна. Благодаря связи с картиной мира происходит объективация теоретических схем. Составляющая их система абстрактных объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов в чистом виде.

Например, материальная точка, которой в природе нет, но она продуктивна при описании некоторых явлений. Идеальный объект существует при некоторых допущениях: например, материальную точку можно использовать, только если атом неделим. До 19 века за материальную точку принимали атом. Электрон не является телом, это элементарный заряд.

Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает концептуальную (семантическую) интерпретацию, которая обязательна для построения теории. Т.е. вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.



2015-12-13 1546 Обсуждений (0)
ВОПРОС 12. ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 12. ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)