Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 10. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. ГЕРМЕНЕВТИКА – НАУКА О ПОНИМАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА



2015-12-13 1135 Обсуждений (0)
ВОПРОС 10. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. ГЕРМЕНЕВТИКА – НАУКА О ПОНИМАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня такие методы как аргументация, доказательство, обоснование, объяснение понимаются преимущественно в безличностном, логико-методологическом смысле. Но за этими процедурами стоят реальные процедуры чел деят-ти. Именно в этих методах нашли отражение диалогичность и коммуникативность интеллектуальной деятельности.

Реальные диалоги Сократа – диалоги-тексты Платона – «Диалоги» Галилея – безличное изложение механики Ньютона, где субъект-собеседник уходит в подтекст.

Проявление диалогичности и коммуникативности – в том, что объяснение и понимание предполагают друг друга. Однако объяснение традиционно исследовалось логико-методологическими средствами в полном отвлечении от др.предпосылок, а понимание – как субъективно-психологического состояния.

Объяснение – одна из ведущих функций теории, формы объяснения: причинное; через закон (номологическое); структурно-системное, функциональное и генетическое (или историческое) объяснение.

Историческое объяснение (естественно-историческое знание – геология, палеонтология, ботаника, в социально-исторических науках): сочетание исторического метода (мысленное воспроизведение конкретного исторического процесса развития, объекты исследования – возникновение и развитие явлений, процессы и события, происходящие во времени) и логического метода (исторический процесс представляется в абстрактной и теоретически последовательной форме).

Для соц наук цель – найти способы введения в познание не только теоретизированного, абстрактного сознания вообще (естественные науки, математика), но менее абстракт, эмпирическ субъекта в единстве мышления, воли, чувств, веры, повседневной жизни, ценностей и предпочтений. Соц-гум знание имеет дело с текстами (контекстами и подтекстами), символами – естественными и искусств языками. Поэтому задача – постичь природу понимания, интерпретации текстов, знаковых систем, символов, выяснить роль языка в познании.

Методология соц-гум знания часто обращается к дологическим, допонятийным формам (пред-знание, пред-мнение, пред-рассудки). Если естественные науки стремились очистить познание от изменяющихся моментов, то в методологии соц-гум знания от времени нельзя отвлечься, не утратив сущностных характериситк О-та познания.

Поэтому наряду с традиционной теорией познания сложилась особая наука – герменевтика (далее – ее представители).

Дильтей: анализирует разделение знания на науки о природе и науки о культуре, пытается создать общую теорию понимания. Осознание нерасчлененности объекта и субъекта. Понимание приобретает новые черты: осознание, что понимание себя возможно через понимание Другого. Высшие формы понимания: транспозиция (перенесение-себя-на-место-другого), сопереживание, подражание. Понимание не сводимо к процедуре мысли, содержит иррациональное, не может быть репрезентировано формулами логических операций, представляет собой истолкование, интерпретацию устойчиво фиксированных проявлений жизни, языка, культуры прошлого.

Хайдеггер: для него понимание – это фундаментальный способ человеческого бытия. Интерпретация текстов – это «опрашивание» бытия. Тем самым осуществлен переход от всеобщих структур сознания самих по себе к связи сознания с миром, через которую «говорит» сам мир. Это движение сопровождалось отказом от традиционной гносеологии и категорий субъекта, объекта и т.д. Применяет феноменологический метод, понимаемый им как раскрытие структуры здесь-бытия. 2 вида понимания: первичное – открытость, настроенность, дорефлексивное пред-понимание, горизонт, от которого нельзя освободиться, не разрушив познание вообще; вторичное – понимание, близкое рефлексии, не способ бытия, а вид познания. Например, филологическая интерпретация текстов или герменевтич интерпретация философских текстов.

Свое понимание истории: задача исследователя наук о духе - не построить методологию историч наук, а осуществить теорию историч бытия, онтологию истории. Настаивал на историчности самого человеческого бытия, в противовес гегелевской глобальной всемирной истории. Оно изначально, безотносительно к смене периодов и эпох общественного развития, становится со-бытием, но быть со-бытием – значит быть самим собой, сбываться, самоосуществляться, а не воплощать «законы истории».

Гадамер: разработал концепцию традиций, рассматривая «событие традиции» как присутствие истории в современности. Знание создается в рамках традиции, и само постижение истины имеет временную структуру. Нахождение внутри традиции, причастность общему смыслу – важная предпосылка понимания, предполагающая взаимодействие смыслов, «слияние горизонтов» автора и интерпретатора. Для него понимание – это развертывание внутренней логики предмета, соответственно понять текст означает понять «суть дела», обсуждаемого автором, произвести свой смысл по отношению к нему, а не реконструировать авторский.

Рикёр: стремится отойти от субъектно-объектного подхода к исследованию, находит глубинные связи исторического бытия с совокупным бытием, которое изначальнее теоретико-познавательного субъектно-объектного отношения. Интерпретация – расшифровка глубинного смысла, стоящего за очевидным, буквальным смыслом. В текстах Рикёра герменевтическая проблематика существенно расширяется прежде всего путем соотнесения и даже синтеза, в частности, герменевтики и структурной антропологии, герменевтической интерпретации фрейдизма, герменевтики и феноменологии.

Значение интерпретации, соотношение с пониманием. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция соц-гум познания. Это истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операция. В естественных науках – общенауч метод с фиксированными правилами перевода формальн символов и понятий на язык содержательного знания. Понимание – искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интерпретация – истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде. В гуманитарном знании интерпретация – фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами. Текст открыт для множества смыслов, существующих в системе социал коммуникаций.

Американец Дэвидсон: лингвистическая версия герменевтики, «радикальная интерпретация»: за общими особенностями языка стоят общие свойства реальности. Изучение структуры языка дает истинную картину мира. Сознание не носит личного характера, основой познания являются наша коммуникация с другими людьми и О-ми, а так ситуации и события, предполагающие интерпретационную деят-ть. Т.о., реальность для Дэвидсона – «сплав языка и интерпретации», познание реальности возможно лишь во взаимодействии с др.людьми, общим языков, событиями.

Типы интерпретации:

1) грамматическая – осуществлялась по отношению к каждому элементу языка, самому слову, его грамматическим и синтаксическим формам в условиях времени и обстоятельств применения;

2) психологическая – раскрывает представления, намерения, чувства сообщающего, вызываемые содержанием сообщаемого текста.

3) историческая – предполагает включение текста в реальные отношения и обстоятельства.

Типология Уайта: 1) исторический подход; 2) эволюционизм; 3) функционализм.

 

ВОПРОС 11. ВЕРА, СОМНЕНИЕ, ЦЕННОСТИ НА УРОВНЕ ПРАКТИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЗНАНИИ О ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ).

Тема веры, сомнения не рассматривается в рамках классической теории, как не относящиеся к рациональному познанию.

Вера – состояние сознания, не испытывающего сомнения, принимающее события, высказывания и тексты без доказательств и проверки.

Реальный факт существования веры и верований в познавательной деят-ти сегодня не отрицается, но гносеологич, логико-методологи статус, социокультурные истоки веры – это дискуссион вопросы.

Гуссерль: основа наук о духе, достоверность познания в «жизненном мире». Жизненный мир – это «круг уверенностей», к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые в человеч жизни приняты в кач-ве безусловно значимых и практически апробированных до всех потребностей науч обоснования. Эти достоверные предпосылки более значимы по сравнению с ценностью объективно-логических высказываний. Именно очевидности «жизненного мира» - критерий достоверности.

Витгенштейн:достоверность знания имеет корни в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую «форму жизни». Жизнедеят-ть в целом, а не только познание и общение, невозможны без веры, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторые достоверности – это и есть «форма жизни», ее условие. Усвоение картины мира ребенком – это тоже форма жизни. Постепенно для него складывается система верований, что-то закрепляется незыблемо, что-то более или менее подвижно. Незыблемое при этом является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается тем, что его окружает. Форма жизни – это и речевая деятельность, и языковые игры, но языковые игры не в лингвистическом значении, а как языковая форма межличностного общения, выбранная на основе правил и норм, конвенции и верований, необходимых для данного вида деят-ти.

Ортега-и-Гассет: противопоставлял идеи и верования.

Идеи – включают в себя и обыденные мыли, и строгие научные теории – все то, что «приходит в голову» человеке. В отличие от реальной жизни – ее мы проживаем, - идеи принадлежат сфере интеллектуальной жизни, которая конструируется как «ирреальность». Идеи поддерживают друг друга и образуют некое целое – умственную конструкцию, систему идей.

Верования – не явл-ся плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они совпадают с самой реальностью как наш мир и бытие. Это наиболее глубинный пласт нашей жизни, все то, что мы безоговорочно принимаем в расчет, не размышляя об этом. В верованиях мы пребываем, как пребывают в уверенности. Мы их не осознаем, но всегда считаемся с ними. В европейской культуре самое значимое верование – в разум и интеллект. Если вера в разум остается непоколебленной, то отношение к конкретным идеям постоянно изменяется, вплоть до их отвержения. «Коллективная вера» - коллективно установленное, социально действенное состояние веры, которое предстает как «социальная догма». Она не остается неизменной, и даже самые фундаментальные верования претерпевают своеобразн трансформацию в истории культуры.

Вера присутствует и в структуре научного знания. Как правило, область веры в науке пытаются ограничить, что обусловлено требованиями научности. Но вера играет и конструктивную роль в познании. И.А. Ильин: утверждение, что только знание достоверно – предрассудок. В доказанное не надо верить, оно познается и мыслится, верить же можно лишь в необоснованное, недостоверное. Многое из принимаемого за истинное знание не имеет окончательного обоснования и полной достоверности, и только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча.

Вера появляется не только там, где отсутствует или недостаточна информация, это только частный случай. Тогда что ее основания? Вера базируется на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. Этим отличается от знания, которое получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности.

Для ученого вера существует в форме личностного неявного знания (индивидуальные навыки и умения, практическое знание, знания о пространственной и временной ориентации, двигательных возможностях нашего тела), т.е. это инструмент взаимодействия с миров вокруг нас. Т.е. это субъективная вера. Она может быть началом и источником знания. Кроме того, вера как доверие к показаниям органов чувств.



2015-12-13 1135 Обсуждений (0)
ВОПРОС 10. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. ГЕРМЕНЕВТИКА – НАУКА О ПОНИМАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 10. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. ГЕРМЕНЕВТИКА – НАУКА О ПОНИМАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)