Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 9. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ



2015-12-13 728 Обсуждений (0)
ВОПРОС 9. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Классическая рациональность – акцент на О-те.

Объект существует реально или объективно, вне зависимости от субъекта. Следовательно, знание, которое получается, истинное именно тогда, когда это знание именно объекта. Истина есть соответствие наших знаний объекту. Чтобы получить истинное знание, надо элиминировать субъекта.

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

С →Ср. → [О] (объект)

Общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

 

2) Неклассическая рациональность – учитывает связи между знаниями об О-те и характером средств и операций деят-ти.

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

С →(Ср. → О) (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

 

3) Постнеклассическая рациональность – учитывает соотнесенность знаний об О-те как с характером средсв и операций деят-ти, так и с ценносно-целевыми структурами.

 

 
 
Внутринаучные ценности, цели


 

(средства)

[(С →Ср. → О)] (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

Не только нельзя абстрагироваться от способов познания, но и от субъекта познания, в знании всегда присутствуют те элементы, которые несут на себе субъекты познания, их отличительные черты. Например, обязательно есть внутренние цели и ценности субъекта познания (индивидуального, коллективного). Но у субъекта есть и культурные ценности, присущие его социуму, они существуют в той реальной исторической ситуации, в которой существует субъект познания. Что бы мы ни изучали, объекты ли живой природы, или неживой, мы в конце концов получаем знание о себе. Мы в конце концов изучаем сами себя, в каком-то качестве или роли. Итак, человек – это конечный объект и субъект любого познания.

Миронов приводит несколько другие схемы:

1) классическая O-S

2) неклассическая O/S-S

3) постнеклассическая O/S/P-S, где P – это практика.

Соц-гум познание преимущественно ориентировано на идеалы неклассической и постнеклассической рациональности.

Что понимается под субъектом познания? Для Гегеля субъект трансцендентен. Это абсолютный разум. Для Маркса и социологов он социален. Это общество. Только общество в челом со всеми выработанными им способами познания изучает мир и самого себя. Т.о., под субъектом познания понимается как эмпирический субъект – ученый или научное сообщество, так и общество в качестве конечно субъекта познания.

Главная особенность соврем соц-гум науксубъект представлен дважды: и как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество), и как часть О-та познания. Соц науки могут познавать объективные закономерности, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина – отражение этих закономерностей. Но соц-гум познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, здесь объективность – понимание этих мотивов и ценностей. Это усиливает роль культурцентристских исследовательских программ, однако субъект-объектное отношение сохраняет свою регулятивную роль в познании.

Другие особенности: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемую соц средствами; открытость проф науч поиска и конкурентность науч трактовок.

 



2015-12-13 728 Обсуждений (0)
ВОПРОС 9. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 9. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)