Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании
Семинар 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений Вопросы для обсуждения 1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. 2. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. 3. Понятие мирового историко-педагогического процесса. 4. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития Литература 1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006. 2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009. 3. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Семинар 2. Формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе. План. 1. Концепции происхождения воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. 2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. 3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя. 4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье. 5. Появление организованных форм воспитания. 6. Роль народной педагогики и религии в становлении и развитии педагогики. 7. Сравнительный анализ педагогических идей в истории Древнего Востока . - Разработать мини-проекты по темам: "Жизнь философов Древнего Востока в литературе и кино", "Жизнь философов Древнего Востока в искусстве". Выделите факторы и условия, обеспечившие философам древности жизненный успех. - Найти общее и особенное в зарождении педагогических идей и традиций у разных философов Древнего Востока, воспроизведите их взгляды на школьное дело. - Особенности эпохи, мировоззрении автора и своеобразной трактовке отдельных вопросов воспитания. - Обоснуйте факторы и условия, способствовавшие успеху рассматриваемых философских учений Востока.
Литература. 1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с. Методические указания. · При подготовке к семинару внимательно прочитайте рекомендованную литературу: № 1 – страницы 8 -18; № 2 – страницы 11-16. · Составьте тезаурус по теме. · Определите содержание и формы воспитания в первобытном обществе. Рекомендуемая литература: 1. Будда, Конфуций, Савонарола, Торквемада, Лойола. ЖЗЛ. СПб., 1993. 2. Крамер С. История начинается в Шумере (пер. с анг.)., М., 1965. 3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие: в 2-х ч. - М.: Высшая школа, 1980. - Ч. 1.
Семинар 3. Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. План 1. Спартанская система воспитания. 2. Афинская система воспитания. 3. Цели и классовый характер воспитания в античном государстве. 4. Просвещение в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.). 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме. 6. Зарождение христианской традиции воспитания. 7. Христианское воспитание в первые века нашей эры. Вопросы для обсуждения 1. Каковы цели и содержание античного воспитания? 2. Как менялся взгляд на образованного человека и его образование в античный период? 3. Какую роль в образовании древних философов имело семейное воспитание? 4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?
Дискуссионное обсуждение проблемы: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?» Темы для докладов и выступлений 1.Мифы и легенды древней Греции о воспитании. 2.Педагогическая система Сократа. 3.Педагогические идеи Квинтилиана. 4.Педагогические идеи ранних христиан. Литература 1.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976. 2.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998. 3.Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. Глава 3. 4.Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 5.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч.1 6.Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй. М., 1979. Рекомендуемая литература: 1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 2. Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978. 3. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М.: 1988. 4. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ., СПб., 1995.
Семинар 4. Философско-педагогическая мысль в европейском Средневековье (раннее Средневековье). План. 1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования. 2. Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе. 3. Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы. 4. Ученичество и рыцарское воспитание в Средние века. 5. История церковных школ раннего Средневековья в Западной Европе. 6. Программы и методы работы первых городских школ. 7. История возникновения европейских университетов. 8.Образовательные системы в эпоху средневековья. (Оценка образовательных систем (элитарных и массовых) эпохи средневековья. Характеристика школ эпохи Возрождения: монастырских и церковных, иезуитских, цеховых, гильдейских, городских). Вопросы для обсуждения: - Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков? - Какова роль городской культуры в развитии средневековой теории и практики воспитания? - Каково влияние философии Мишеля Монтеня и Бекона Веруламского на преобразование школьного дела. - Что могло бы быть сохранено (или восстановлено) из утраченных сегодня средневековых подходов к формированию личности?
Литература. 1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с. Методические указания. · При подготовке к семинару изучите рекомендованную литературу: № 1 – страницы 110-127; № 2 – страницы 100-119. · Дайте характеристику предвестников европейского Возрождения в воспитании. Рекомендуемая литература: 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов - М.: Просвещение, 1981. 2. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. -1-П. - М.: Наука, 1980. 3. Мор Томас. Утопия /Пер. Ю.М. Каган. - М.: Наука, 1978. 4. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль /Пер. с фр. Н.Любимова. - М.: Правда, 1981. 5. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. - М.: Наука, 1985.
Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании План 1. Анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского. 2. Рассмотрение и оценка факторов и условий, способствующих достижению высокой степени творчества. 3. Доказать, что дидактическая машина Я.А.Коменского является прообразом современных технологий образования. Вопросы для обсуждения: - Какова связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания? - Раскройте сущность принципа природосообразности в педагогической системе Я.А.Коменского. - В чем заключается жизненность классно-урочной системы Я.А.Коменского? - Место труда в системе, созданной великим дидактом. - Роль импровизации, театрального действия в деятельности учителя. Анализ учебной ситуации: Я.А.Коменский указывал, что "школа без дисциплины все равно, что мельница без воды". Дайте критику или обоснование точки зрения Я.А.Коменского. Темы для докладов и выступлений 1.Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству. 2.Возрастная периодизация и система школ. 3.Нравственное воспитание (дисциплина). 4.Учебные книги, составленные Я.А. Коменским. 5.Роль учителя и требования к нему. Литература 1.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982. 2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987. 3.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955. 4.Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955. 5.Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |