Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вступление в силу нормативно-правовых актов



2015-12-14 1087 Обсуждений (0)
Вступление в силу нормативно-правовых актов 0.00 из 5.00 0 оценок




Вид нормативно-правового акта Сроки вступления акта в силу
Федеральные законы, федеральные конституционные законы Через 10 дней после их офици­ального опубликования
Законы о поправках к Конститу­ции РФ Со дня опубликования
Акты Президента РФ Через семь дней после их опуб­ликования
Акты Правительства РФ, затраги­вающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, уста­навливающие правовой статус феде­ральных органов исполнительной власти, а также организаций Через семь дней после их опуб­ликования
Иные акты Правительства РФ Со дня подписания
Акты федеральных органов испол­нительной власти Через 10 дней после их опубли­кования
Акты, не подлежащие опубликова­нию и рассылаемые на места С момента получения адресатом

 

Способы прекращения действия нормативно-правовых ак­тов во времени могут быть проиллюстрированы на доске сле­дующей схемой.

В отдельных случаях мо­жет иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действу­ющего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия. В качестве примера можно привести действующие в настоящее время правовые нормы, составляющие в своей совокупности такой правовой институт, как банкротство. Основы этого института были заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Позднее, с изданием Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу 1 марта 1998 г., произошла косвенная отмена Закона 1992 г. Однако нормы последнего подлежат применению при осуществлении процедур банкротства, введенных до 1 марта 1998 г. Таким образом, налицо переживание закона.

 

 

Однако бывает и наоборот: иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и — в отдельных случаях — за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся на соответствующей территории. Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут уголовной и административной ответственности. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерри­ториальностью. Другие нормативно-правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории государства, действуют только в отношении определенного круга лиц (военнослужащих, пенсионеров, депутатов и т. д.).

5. В процессе формирования юридической основы дела иногда возникают проблемы из-за наличия пробела в законодательстве.

Пробел в праве в широком смысле представляет собой отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения.

Фактически это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробелы бывают действительными и мнимыми.

Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми.

Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле.

Действительные пробелы подлежат устранению, пробелы мнимые в этом не нуждаются.

Пробелы бывают на первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п.

Возникновение последующих пробелов обусловлено появлением новых общественных отношений. Если необходимость правового регулирования какой-либо сферы существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется непростительным. Непростительным пробел будет и в том случае, если при издании нормативно-правового акта игнорируются правила законодательной техники, в результате чего потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно.

Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не мог по каким-то причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании.

Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве:

1) совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности;

2) восполнение пробела в процес­се применения права, когда правоприменительный орган, об­наружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.

Аналогия закона — это принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай.

Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

Аналогия права — это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

Принципами права называют основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание.

Различают общие принципы права и принципы отдельных отраслей.

К общеправовым относятся:

принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обусловлены характером общественных отношений и тесно взаимосвязаны.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. В качестве примера можно привести принципы гражданского права: принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип восстановления и судебной защиты нарушенных прав.

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов.

Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

а) если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее (подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения);

б) если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, при условии, что он не отменен изданным позднее общим актом;

в) если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;

г) если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, то приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.

6. Третьей стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу. На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.

Акт применения права — это официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:

а) дату и место издания;

б) наименование органа, издавшего акт;

в) конкретный адресат;

г) подпись ответственного лица.

 

Структура основного содержания правоприменительного акта имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную. В описательной части излагаются фактические обстоятельства дела. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. Резолютивная часть содержит само решение.

В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные. Первые определяют персональные пра­ва и юридические обязанности конкретных лиц, вторые — меру ответственности правонарушителей по гражданским, админи­стративным и уголовным делам.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:

а) акты представительных органов государственной власти;

б) акты исполнительных органов государственной власти;

в) акты правоохранительных органов (прокуратуры, судов и др.);

г) акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).

Четвертая стадия применения права -- исполнение решения и контроль за его; исполнением. Бывает, что эта деятельность осуществляется не тем органом, который выносил решение. Например, судебные решения по гражданским делам исполняются с помощью судебных приставов.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права, и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.

2. Подготовиться к тесту по теме «Реализация права».

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под реализацией права?

2. Перечислите формы непосредственной реализации права. Реализация каких из них предполагает совершение субъектом права активных действий?

3. Что такое применение права? В каких случаях возникает необходимость в применении права?

4. Раскройте содержание первой стадии процесса применения права.

5. Что такое преюдиция? Каково ее значение?

6. Перечислите основные правила действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

7. В каких случаях законы государства могут действовать за его пределами?

8. Что называют пробелом в праве? Какие виды пробелов вам известны?

9. Почему в законодательстве возникают пробелы? Какие существуют способы их устранения?

10.Перечислите основные способы разрешения коллизии законов.

11.Как вы думаете, почему использование аналогии в уголовном праве является недопустимым, но вполне применимо в праве гражданском?

12. Что такое акт применения права? Из каких структурных элементов он состоит?



2015-12-14 1087 Обсуждений (0)
Вступление в силу нормативно-правовых актов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вступление в силу нормативно-правовых актов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1087)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)