Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента



2015-12-14 493 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Учебные вопросы:

1. Инноватика как область знаний.

2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента.

3. Сущность, содержание и классификация инноваций.

4. Понятие и объекты интеллектуальной собственности.

 

Вопрос 1. Инноватика как область знаний.

Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах.

Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы.

Содержание инноватики:

• закономерности инновационного развития;

• деловые циклы и технологические уклады;

• понятие новации, инновации, их основные свойства;

• жизненный цикл инноваций;

• классификация инноваций;

• характеристика инновационных процессов, этапы осуществления;

• факторы, определяющие результативность инновационных процессов;

• методы инновационного менеджмента;

• виды эффектов в инновационной сфере.

Условиями и предпосылками появления и развития инноватики — науки об инновациях явилось ускорение развития научно-технического прогресса, а также экономическая востребованность результатов научно-технического прогресса, новые возможности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств.

Методами исследования инноватики являются:

• методы анализа;

• методы прогнозирования;

• методы моделирования;

• методы планирования.

Инноватика оперирует следующими понятиями:

Новация (новшество) — разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Инновация (нововведение) — результат практического освоения новшества (внедренная новация).

Изобретение — новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие — выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновационный процесс — последовательность этапов создания и использования нововведения.

Инновационная деятельность — комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Жизненный цикл инновации — совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Жизненный цикл товара — совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка.

Жизненный цикл технологии — совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы.

Продуктовые нововведения — инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта).

Процессные нововведения — инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.

Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта:

1) область экономической науки по управлению инновациями;

2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов;

З) аппарат управления инновациями.

В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре подхода.

Факторный подход.

Характерные особенности:

• наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — главный фактор развития производственного потенциала предприятия;

• управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Функциональный подход.

Характерные особенности:

• рациональное разделение труда;

• специализация управленческих функций;

• экономико-математическое моделирование инновационных процессов;

• использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.

Системный подход.

Характерные особенности:

• рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

• учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс;

Ситуационный подход.

Характерные особенности:

• систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;

• анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;

• выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.

 

Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента

В основе инноватики лежит волновая теория русского экономиста — директора Московского института конъюнктуры в 20-х гг. ХХ в. Н.Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный.

В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны).

Большие циклы конъюнктуры (длинные конъюнктурные волны) включают:

• сезонные циклы (продолжительность менее года);

• короткие циклы (продолжительность три — четыре года);

• средние циклы (продолжительность семь — одиннадцать лет).

На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов.

Во-первых, перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.

Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны).

В-третьих, понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.

Ученый также предположил, что поскольку повышательная волна большого цикла характеризуется радикальными изменениями в хозяйственных процессах, то ее возникновение обусловлено накоплением на стадии депрессии достаточного капитала для осуществления инвестиционной деятельности по обновлению основных производительных сил общества.

Конъюнктурные циклы, по мнению Кондратьева, носят международный характер и рассматриваются как последовательное нарушение и восстановление экономического равновесия.

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов.

На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций.

По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, — эффективной монополией.

Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе:

- выпуск новой продукции, не представленной на рынке;

- использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту;

- освоение новой технологической линии;

- использование новых материалов и т.д.

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». Он выделил пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

• введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);

• внедрение нового метода производства;

• открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;

• открытие нового источника сырья;

• внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

Й. Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций — совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени.

Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.



2015-12-14 493 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)