Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3.4. Детский коллектив как субъект воспитания личности



2015-12-14 3906 Обсуждений (0)
Тема 3.4. Детский коллектив как субъект воспитания личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Типы детских коллективов.

Используя замечание А.С.Макаренко, детское объединение (группу, коллектив) необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Тем не менее опыт воспитательной работы по созданию детских коллективов показывает, что данный процесс является очень сложным, противоречивым. Цель, зачастую, достигается достаточно приближенно. Кроме того, само понятие "коллектив" используется для обозначения любых детских объединений; при этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С.Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского и др.

Л.И.Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

· содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

· организационное единство;

· групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

· психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

9. группа номинальная;

10. группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

11. группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

12. группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

13. коллектив.

Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами. Коллектив как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

общественно-значимая цель;

общественно-значимая деятельность;

коллективные отношения;

демократическое управление.

Особенности педагогического руководства детским коллективом.

Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последующей жизни коллектива становится работа по созданию условий для личностного роста и развития каждого, для развития способностей

Есть ряд условий развития коллектива и методических требований, обеспечивающих его развитие. Как говорил А.С.Макаренко, это система перспективных линий: близкие, средние, дальние цели детей под руководством педагога, которые обеспечивают движение коллектива вперед. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмысленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, без движения вперед коллектив умирает. Обязательными условиями развития коллектива являются также:

необходимая организационная структура коллектива, органы самоуправления и подлинная, а не мнимая деятельность детского самоуправления ;

разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников, включающих всех в активную жизнь школы, класса, ближайшего окружения;

наличие традиций в коллективе, особых форм коллективной жизни, отражающих её эмоциональный настрой и характер;

игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;

наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, требований режима, дисциплины.

Характеристика закономерностей и принципов воспитания в детском коллективе.

Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой и различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

В основу принципов управления детским коллективом положены следующие критерии:

- Учет содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов и ценностных ориентаций).

- Организационное единство.

- Групповая готовность к деятельности в той или иной сфере.

- Психологическое единство группы (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

- Педагогическое руководство по формированию коллективных традиций и органов самоуправления.

Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким образом, что детский коллектив - это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций:

- идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Все они в реальном воспитательном процессе сливаются в единую функции организации детского коллектива - воспитательную.

 

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:

в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;

деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно его воспитание.

Осуществление педагогического руководства требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Первое. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

Второе. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

Третье. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

Четвертое. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Пятое. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Самоуправление школьников – это форма организации жизни и деятельности школьников, детей силами самих детей. По существу, здесь работает ещё один закон воспитания, о котором говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности, как самостоятельные её субъекты, а не марионетки в руках взрослых. К сожалению, в школах часто самоуправление сведено к формальному минимуму: заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности детей со стороны взрослых. Подлинное самоуправление детей в образовательном учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников (не учителей!). Тогда появляются инициативные активисты, входящие затем в органы самоуправления: различные советы, комитеты, комиссии, командиры, инициативные группы, отряды и прочее. Педагоги должны стимулировать образование органов детского самоуправления.

В управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть свою роль. К условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость отдельных лиц, представителей коллектива и органов. Для этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения.

Педагогическое общение и этика: сущность, структура и стиль.

А.Г. Исмагилова, изучая стиль педагогического общения воспитателей детских садов, под педагогическим общением понимает разновидность профессионального общения педагога, которое направлено на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, проявления его как субъекта собственной активности, обеспечение его эмоционального благополучия и благоприятного психологического микроклимата в группе.

Существенным вкладом в разработку теории педагогического общения в отечественной психологии были труды Г.А. Ковалева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева и др. В.А. Кан-Калик подчеркивает, что именно через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Поэтому в педагогической деятельности общение является профессионально значимым. И обычные условия и функции общения здесь получают дополнительную «нагрузку», потому что из общечеловеческих аспектов превращаются в профессионально-творческие.

Общение ребенка со взрослым является важнейшим фактором развития ребенка, становления его личности. Взрослый является посредником между ребенком и культурой. Взрослый передает ему для освоения духовно-практическое богатство, которое выработало человечество в ходе своей истории. Именно благодаря процессу присвоения культурно-исторического опыта ребенок развивается. Ключевой фигурой в этом процессе является, прежде всего, педагог. Он организует и осуществляет процесс воспитания и обучения, он содействует развитию ребенка, определяя перспективы этого развития. От него зависит, насколько эти перспективы будут оптимальными для каждого ребенка. Как отмечает В.И. Слободчиков, личность развивается, если есть значимый другой, реализующий «деятельность развивания». Педагог оказывает педагогическое влияние на детей не только своими интеллектуальными и педагогическими качествами, но и личностными. Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого.

Успешность или продуктивность педагогического общения зависит от целого ряда психологических условий. В качестве таких условий могут выступать следующие личностные особенности:

1) инициативность, импровизация, эмоциональная открытость педагога, искренность в выражении чувств и переживаний в процессе общения;

2) принятие субъектами друг друга как ценностей, ориентация на индивидуальную неповторимость каждого, пристальное внимание к личности детей, глубокое их понимание и уважение;

3) знание педагогом самого себя, своих личностных особенностей, стремление к собственному профессиональному и личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооценка.

Выделенные условия сопоставимы с основными принципами К. Роджерса, которым должен следовать в своей работе педагог, стремящийся к гуманизации межличностных взаимоотношений с детьми.

Личностные особенности педагогов, их стремление к личностному и профессиональному росту проявляются через формирование индивидуального стиля педагогического общения.

Общение можно рассматривать как вид активности, в котором проявляются особенности самоактуализации личности.

Необходимость общения определяется совместной жизнедеятельностью людей. В процессе общения и через общение проявляется сущность человека. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Процесс общения выступает как обмен замыслами, идеями, образами и т.д. Именно в общении происходит взаимная презентация субъектами результатов психического отражения. Специфика общения в отличие от других видов взаимодействия как раз и состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психические качества людей.

Общение пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере существуют различные классификации профессий. Так, Е.А. Климов выделяет целый ряд профессий социономического типа, осуществление которых связано с непосредственным взаимодействием между людьми («человек - человек»). К таким профессиям относится и педагогическая деятельность. Она основана на принципе взаимодействия субъектов, их взаимовлияния. На этом основании многие психологи подчеркивают, что педагогическая деятельность строится по законам общения. «По сути, вся педагогическая деятельность целиком есть многогранный и многоплановый процесс общения».

Н.В. Кузьмина подчеркивает сложность и многокомпонентность педагогической деятельности. Среди многообразия компонентов выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они и образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Главным из трех компонентов является социально-психологический, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других. Можно утверждать, что продуктивность педагога в педагогической деятельности во многом определяется его успешностью в педагогическом общении.

Толочек В.А. выделяет две группы стилей: неспецифические стили - сюда автор относит когнитивные стили, стили поведения, жизни, активности; и специфические стили — это индивидуальные стили деятельности, стили руководства. Последнюю группу В.А. Толочек называет «стили профессиональной деятельности». Созданная автором концепция «стили профессиональной деятельности» является дальнейшей разработкой концепции индивидуального стиля деятельности B.C. Мерлина и Е.А. Климова.

В.А. Кан-Калик и Г.А. Ковалев разработали типологию стилей, в основу которой вошла трехкомпонентная структура общения В.Н. Мясищева:

1) отражение (простое - сложное);

2) отношения (личностное — ролевое);

3) обращения (открытое - закрытое).

В результате соотношения этих компонентов были выделены следующие стили педагогического общения: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдо диалогический, конформный, монологический. С точки зрения В.А. Кан-Калика, оптимальным является диалогический стиль общения, поскольку он обладает максимально развивающим, воспитывающим и творческим потенциалом.

Дополнительное развитие это направление получило в работе С.Л. Братченко. Основанием для дифференциации стилей он выбирает направленность личности в общении:

- на равноправие общения или непринятие его;

- на творчество или стереотипизацию в общении;

- на достижение взаимопонимания или отказ от него.

Таким образом, автором выделяется шесть стилей педагогического общения, имеющих сходство с классификацией В.А. Кан-Калика и Г.А. Ковалева: диалогический;

авторитарный; манипулятивный; альтероцентристский; конформный; индифферентный.

Требование к личности педагога.

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.

Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. ``Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений'', - подчеркивал К. Д. Ушинский.

Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, ``учителями должны быть люди...честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим''.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.

Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой)

Гностические способности Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.

Проектировочные способности Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.

Конструктивные способности. Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Организаторские способности Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Вопросы для размышления (дискуссии).

1. Проанализируйте особенности современных детских коллективов.

2. Проблема управления и самоуправления детскими коллективами – актуальность проблемы, способы ее решения.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите типы детских коллективов.
  2. Охарактеризуйте особенности педагогического руководства детским коллективом
  3. Дайте характеристику закономерностей и принципов воспитания в детском коллективе.
  4. Определите особенности педагогического руководства формированием коллективных традиций и органов самоуправления
  5. Раскройте смысл сущности, структуры и стиля педагогического общения и педагогической этики

6. Перечислите современные требования к личности педагога.

 

Задания и упражнения для самостоятельной работы.

Составьте сравнительную схему изменений требований к личности педагога с 14 до 21 века.

 

Литература.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000
  2. История педагогики. Хрестоматия. – М, 2001
  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Пед. Общество РФ, 2001.- 192с.
  4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М, 2001

 



2015-12-14 3906 Обсуждений (0)
Тема 3.4. Детский коллектив как субъект воспитания личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3.4. Детский коллектив как субъект воспитания личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)