Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические процессы и состояния



2015-12-14 375 Обсуждений (0)
Психические процессы и состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность и психические процессы.Приизучении этого вопроса необходимо обратить особое внимание на следую­щее: Что такое деятельность и деятельностный подход? Какова взаимосвязь деятельности и психических процессов? Какова общая характеристика психических процессов, какие процессы являются познавательными и по­чему?

Ощущения.При изучении этого явления особенно важно обратить внимание на значение ощущений в жизни человека, на понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности. Также важно уяснить суть закона Вебера-Фехнера и суть понятий адаптации и сенсибилизации.

Восприятие.Здесь надо обратить особое внимание на глав­ное отличие восприятия от ощущений, на основные свойства восприятия, на связь восприятия с движениями, на устойчивость образов, на факторы, влияющие на формирование образов.

Представление.Здесь необходимо обратить внимание на сравнительный анализ представления и восприятия, выявить связь и главные различия между ними. Важно также понять взаимосвязь представлений с другими психическими процессами, особенно с мышлением и воображением.

Воображение.При изучении воображения необходимо обратить внимание на его основные отличия от образов вос­приятия, представления и памяти, а также на важную роль воображения в жизни человека, в творческих процессах.

Мышление. При изучении этого вопроса необходимо обра­тить особое внимание на главное отличие мышления от дру­гих психических процессов - обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных свойствах, связях и отношениях. Мышление является высшим познава­тельным процессом, выходит за пределы чувственно данного, его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, тео­ретические и практические выводы.

Речь.Здесь необходимо обратить особое внимание на тесную неразрывную взаимосвязь мышления и речи, мысли и слова. Также необходимо, иметь в виду, что речь высту­пает не только инструментом мышления, но и является сред­ством общения между людьми, служит обмену информацией. Роль и значение речи в жизни людей трудно переоценить.

Внимание.При изучении этого вопроса необходимо сделать акцент на том факте, что внимание является сквозным психическим процессом, а не только познавательным, что оно включено во все остальные психические процессы и в систему межличностных отношений и неотделимо от них; также необходимо уяснить, какие функции выполняет вни­мание в других психических процессах и какие существуют формы и виды внимания.

Память.Здесь необходимо иметь в виду, что память, как и внимание, является сквозным психическим процессом. Не­обходимо также заострить внимание на процессах памяти и их основных характеристиках. Также важно уяснить, что существуют индивидуальные различия памяти у людей.

Эмоции.Здесь необходимо обратить внимание на ту важ­ную роль, которую играют эмоции в жизни человека: в дея­тельности, в творчестве, в общении, также нужно иметь в виду, что эмоциональные явления рассматриваются и как эмоциональные процессы, и как состояния, и как черты лич­ности человека.

Воля. Здесь необходимо обратить особое внимание на важнейшую роль воли в регуляции поведения человека во всех сферах жизнедеятельности и, в связи с этим, на важ­ность формирования и развития собственных волевых ка­честв. Также нужно иметь в виду, что воля может рассматриваться и как волевой психический процесс, и как психическое свойство личности.

 

Л и т е р а т у р а

 

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В. Либина. – М., 1998.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.

Лурия А. Р. Внимание и память.— М., 1975.

Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М., 1975.

Лурия А. Р. Язык и мышление. — М., 1979.

Лурия А.Р. Лекции по психологии. – Минск, 2004.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М., 2003.

Общая психология. Курс лекций для педагогических вузов / Сост. И.Е. Ро­гов. — М., 2002.

Петровский А. В. Введение в психологию. — М., 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое деятельность?

2. В чем отличие деятельности человека от активности животных?

3. Как связаны между собой познавательные процессы и внутренние моменты деятельности?

4. Что представляют собой умения, навыки и привычки?

5. Каково значение ощущений в жизни человека?

6. В чем главное отличие восприятия от ощущений и что между ними общего?

7. Какие вы знаете основные свойства и функции вни­мания?

8. Какие существуют виды внимания?

9. Что такое память?

10. Какие основные процессы памяти вам известны и как можно их охарактеризовать?

11. Что такое представление?

12. Имеются ли способы развития процесса представления?

13. Что такое воображение?

14. В чем суть воссоздающего и творческого воображения?

15. В чем суть процесса мышления?

16. Какие виды мышления вам известны?

17. Что такое интеллект?

18. Что такое речь? Какие функции и виды речи вам из­вестны?

19. В чем заключается связь речи и мышления?

20. Является ли речь только познавательным психиче­ским процессом?

21. Что такое эмоции и каково их значение в жизни че­ловека?

22. Что такое чувства и как они связаны с эмоциями?

23. Что такое воля и каково ее значение в регуляции по­ведения человека?

 

Психология личности

Общее представление о личности в психологии.При рас­смотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что в научной литературе существует множест­во определений понятия «личность», что обусловлено много­гранностью и сложностью феномена личности. Чтобы соста­вить общее представление о личности, необходимо попытаться уяснить суть понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение с понятием «личности», вы­явить различия в содержании и объеме этих понятий.

Современные теории личности.При изучении данного во­проса следует обратить внимание на классификацию и со­держание современных теорий личности, уделив особое вни­мание современным подходам и разработкам в сфере иссле­дований личности в отечественной психологии с учетом пре­емственности позиций наших ученых.

Психические свойства личности.Здесь необходимо обра­тить внимание на общую характеристику психических свойств личности и на соотношение биологического и социального в различных свойствах личности.

Темперамент.При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что типы и свойства темпе­рамента зависят от свойств нервной системы человека, что в реальной жизни отсутствуют чистые типы темпераментов, у большинства людей они смешаны в той или иной пропор­ции. Также нужно иметь в виду, что не бывает хорошего или плохого темперамента, каждый тип темперамента имеет свои достоинства и недостатки.

Характер.Здесь необходимо обратить внимание на то, что характер - это система наиболее устойчивых черт лич­ности, проявляющих себя в различных видах деятельности и общении человека с окружающими людьми, что характер занимает центральное место в общей структуре личности, объединяет все другие свойства и особенности поведения че­ловека.

Способности.Здесь необходимо иметь в виду, что предпо­сылками для развития способностей являются задатки, ко­торые также как и способности обусловлены и природными, и социально сформированными факторами. Причем для развития большинства способностей социальные факторы играют определяющую роль.

Направленность личности.При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам, хотя мотивация поведения человека не всегда бывает созна­тельной. Направленность личности в целом зависит во мно­гом от убеждений, ценностных ориентации и мировоззрения человека. Также надо иметь в виду, что направленность личности во многом связана с самосознанием, с самооценкой лично­сти, с образом «Я», который складывается в результате жиз­ненного опыта, т.е. с Я — концепцией личности.

 

Л и т е р а т у р а

 

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

Бернс Р. В. Я - концепция и воспитание. — М., 1986.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Бородина А.В. Психология характера. – М., 1997.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

Дружинин В.Н. .Психология общих способностей. – М., 1997.

Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

Маслоу А. К психологии бытия. – М., 1999.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. вузов. В 3 кн. Кн. 1. Об­щие основы психологии.— М., 2003.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 2001.

Петровский А. В. Введение в психологию. - М., 2001.

Трусов В. П. Современные психологические теории личности. Учебное по­собие, — Л., 1990.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1990.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие определения личности вам известны?

2. Каково соотношение объема и содержания понятий
«индивид», «индивидуальность», «личность»?

3. Что входит в структуру личности?

4. Какие современные теории личности вам известны?

5. Что вам известно об исследованиях личности в отечественной психологической науке?

6. Какие виды темперамента вы знаете и как они связаны со свойствами нервной системы человека?

7. Что включается в структуру характера?

8. Какое место занимает характер в общей структуре личности?

9. Что такое способности?

10. Что такое задатки?

11. Что такое одаренность и талант?

12. Как связана воля с проблемой свободы выбора?

13. Что такое направленность личности, какова ее струк­тура?

14. Что такое Я — концепция личности?

 



2015-12-14 375 Обсуждений (0)
Психические процессы и состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические процессы и состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)