УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Рекомендуется для всех направлений и специальностей
Санкт-Петербург Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ
УДК [159.9+37](073)
Методические указания по дисциплине «Психология и педагогика». – СПб.: Изд. РГГМУ, 2007. – 41 с. Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Психология и педагогика». Даны рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература, темы контрольных работ.
Составитель: В.Л. Товбина, доц. РГГМУ.
Ответственный редактор: А.А. Алимов, доц. РГГМУ.
Рецензент: Н.А.Волкова, канд. психол. наук, доцент Республиканского Гуманитарного института при СПбГУ.
Ó Товбина В.Л., 2007 Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
Место дисциплины в учебном процессе. Связь с другими учебными дисциплинами. Психология и педагогика является одной из дисциплин, отнесенных к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Она тесно соприкасается со многими естественными и гуманитарными науками, особенно с философией, историей, социологией. Главная цель изучения дисциплины заключается в повышении образованности студентов в вопросах научной психологии и педагогики, в вопросах самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности. В целом изучение психологии и педагогики направлено на формирование у студентов общей, психологической и педагогической культуры, что в дальнейшем должно помочь им в личной жизни, в воспитании детей, в профессиональной деятельности и общении с разными людьми. Основные задачи: - ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, с их возможностями в успешном решении жизненных и профессиональных проблем; - раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека; - содействие культурному развитию студентов, развитию их психологического и педагогического мышления, культуры отношения к людям, культуры общения и поведения; - психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности; - ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении личной образованности, воспитанности, в более продуктивном освоении учебных программ, в овладении психологической и педагогической техникой; - формирование у студентов личностной установки на использование положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни и деятельности; - формирование интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической культуры.
Требования. Студент, освоивший дисциплину «Психология и педагогика», Должен: - иметь представлениео природе психики человека; - знатьосновные психические функции и их физиологические механизмы; - иметь представлениео соотношении природных и социальных факторов в становлении психики; - знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности; - понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, в формировании личности; - пониматьзначение воли, эмоций, потребностей и мотивов; - уметь давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка; - уметь интерпретировать свои психические особенности, собственные психические состояния, мотивы поступков; - владеть простейшими приемами психической саморегуляции; - иметь представлениео закономерностях межличностных отношений в быту и в организованном коллективе; - уметь пользоваться элементами психологической техники речи и невербальных средств общения; - иметь представлениео психических особенностях различных видов профессиональной деятельности: инженерной, менеджерской, предпринимательской и др.; - иметь представлениео психологическом климате в трудовом коллективе и возможных путях его нормализации; - уметьотбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач; - владеть элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом; - иметь представлениеоб основных педагогических закономерностях, принципах, потенциальных возможностях, путях, формах и методах формирования личности в процессе взросления, образования, труда, досуга и различных жизненных обстоятельств; -понимать зависимость жизненного успеха, самореализации от уровня сформированности своих педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности, развитости; - иметь представлениео педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного человека; - уметь ориентироваться в педагогических основах воспитания и развития детей в семье; - уметь осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций; - владеть элементарными навыками определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе; - уметь пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта, выполнять основные педагогические действия.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ При изучении основных тем дисциплины следует обращать особое внимание на указанные в рекомендациях вопросы, включая вопросы для самопроверки. Рекомендованная литература может быть использована как для самостоятельного изучения курса, так и при выполнении контрольных работ. Более подробный список литературы, включающий базовые учебники, словари, справочники, хрестоматии и первоисточники, приведен в программе дисциплины. Студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу в объеме ученической тетради в 18 листов. Изучение дисциплины завершается зачетом.
Основные требования допуска к зачету 1. Выполнение контрольной работы и, соответственно, наличие положительной рецензии на нее преподавателя.(Основные требования, предъявляемые к выполнению контрольных работ, и их тематика приведены в соответствующих разделах данных методических указаний.) 2. Обязательное прослушивание полного курса лекций во время сессии. 3. Выполнение предложенных во время сессии тестов и других практических работ. Зачет принимается на основе собеседования по одному из вопросов программы дисциплины и по теме выполненной контрольной работы с учетом замечаний, если они имеются в рецензии. Во время зачета учитываются знания по предмету, умение обосновывать свою точку зрения и культура речи.
УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология и педагогика» как учебная дисциплина
Психология и педагогика – науки о человеке. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее: в чем суть психологии и педагогики? Какова взаимосвязь психологии и педагогики? Что может дать изучение психологии и педагогики специалисту негуманитарного профиля? Какова роль психологических и педагогических знаний в жизни человека: в общении с другими людьми, в воспитании детей, в умении налаживать благоприятный психологический климат в коллективе...?
Л и т е р а т у р а Болотова А.К. Прикладная психология. Учебник для вузов. – М., 2006. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. – СПб., 2004. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. М., - 2004. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие. – СПб., 2004. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 2001. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов. – Ростов н/Д., 2004. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
Вопросы для самопроверки 1. Что включено в структуру дисциплины «Психология и педагогика»? 2. Каковы цели и задачи изучаемой дисциплины? 3. В чем заключается связь психологии и педагогики? 4. Какова роль «Психологии и педагогики» в решении жизненных проблем?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |