Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Сущность воспитания ученые разных педагогических концепций рассматривают по-разному. Например, Б. Скиннер (американский ученый XX века), наблюдая за поведением животных во время дрессировки, пришел к выводу, что в основе формирования поведения лежит система положительных и отрицательных подкреплений. Это не расходится с условно-рефлекторной теорией психических процессов, обоснованной еще в XIX веке И.М. Сеченовым. Анализируя поведение человека в различных ситуациях Б. Скиннер утверждал, что поведение человека формирует система подкреплений. Положительные факторы подкрепления активизируют, стимулируют человека, помогают добиться успеха, делают его счастливым, а отрицательные факторы подкрепления (наказания) показывают человеку, чего он должен избегать. Поэтому, представители бихевиоризма, а позднее необихевиоризма утверждали, что поведением человека можно управлять, и не обязательство наличие «разумности», «понимания», необязательно формировать мотивацию поведения и деятельности. Достаточно применять схему «стимул-реакция-подкрепление», чтобы в заданный срок сформировать нужное поведение человека, а также любые нравственные качества (храбрость, трусость и др.). С помощью этой схемы можно успешно решать задачи воспитания качеств «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость. В отечественной педагогике формированию сознания личности и его роли в поведении, в формировании личностных качеств уделяется большое внимание. Ученые отмечают, что личностные качества формируются в деятельности и общении, и от степени активности личности зависит ее формирование. Ребенок с рождения способен к саморазвитию: по законам природы происходит рост и развитие организма, физиологических систем. Ребенка побуждают к активности безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности. Постепенно начинают проявляться задатки, образуются стереотипы поведения, навыки, привычки; развивается психика, мышление, познавательные процессы, проявляется темперамент, наследственные генетические особенности. Стимулы спонтанного саморазвития и активности (инстинкты, рефлексы, физиологические потребности) дополняются психологическими – чувствами, страстями, мотивами, которые формируются под воздействием общества, микросреды, которая питает развитие общественного начала в человеке. Потребности, как источник активности рассматривает А.Н. Леонтьев, считающий, что потребности подходят две стадии развития. Первая стадия рассматривается как внутреннее, скрытое условие для деятельности, как идеал, который сопоставляется с реальным миром и теми средствами, которые необходимы для удовлетворения этой потребности. Вторая – это опредмечивание потребности содержанием. Потребность активизирует деятельность и находит в ней свое завершение. Потребность порождает мотивы деятельности, которые способствуют выбору цели. Выбор цели определяется ценностными ориентациями личности. То есть сознательно. Основными компонентами сознания являются знания, суждения (умозаключения), убеждения. Убеждения – это знания, принятые, прочувствованные и реализованные в опыте поведения, привычках, поступках. Чувства способствуют формированию отношений человека к человеку, к людям старшим, младших, к традициям, обычаям, которые соблюдаются в данном обществе. Поэтому в педагогическом процессе от учителя к ученикам передается не только исторический опыт человечества, но и его оценка, отношение к этому опыту. Отношения отражаются в нравственных идеалах личности. Идеалы как высшие образцы, достойные подражания, связывают исторические эпохи и поколения, сосредотачивая все самое лучшее, достигнутое человечеством. В процессе взросления ребенок приобщается к ценностям общества, формируются его идеалы, которые изменяются (от конкретного идеала в младшем возрасте, к собирательному в подростковом возрасте и обобщенном – в юности). Восприятие и присвоение норм, требований общества, ценностей культуры – индивидуально и избирательно. Поэтому иногда ценностные ориентации личности не совпадают с ценностными ориентациями, выработанными общественным сознанием. Задача воспитания – обеспечить выбор личностью духовных ценностей, сформировать систему гуманистических ценностных ориентаций личности. Ценность приобретает личную значимость и становится мотивомдеятельности, когда она интериоризированаличностью во внутренний план и стала собственной ценностной ориентацией личности. Выработка собственных ценностей возможна тогда, когда человек осознает эту ценность, то есть воспринимает сознанием (рациональным мышлением), и положительно (или с восторгом, воодушевлением) чувствами принимает ее. Таким образом, интериоризация ценностей предполагает диалектическое единство когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности. Ученые рассматривают два способа организации воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Один заключается в том, что стихийные и специально созданные условия избирательно актуализируют отдельные ситуации побуждения. Благодаря многократному повторению эти побуждения постепенно упрочиваются и переходят в устойчивые мотивационные образования. Второй состоит в усвоении воспитанником «в готовом виде» побуждений, целей, идеалов и которые он сам постепенно превращает из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие, через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности. С. Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к требованиям педагога, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых вытекало бы нравственное поведение. Поведение как система поступков человека, проявляется во взаимодействии его со средой. В поступке реализуются умения, привычки, воля, характер. Поведение является сложным компонентом личности, которое формируется в разнообразных видах деятельности, в различных ситуациях общения, отношений, в процессе обучения и внеурочной деятельности. Формирование гуманных отношений, высоко нравственного поведения требует целенаправленной организации педагогического процесса, оптимального выбора содержания, форм, методов, средств. При этом необходимо помнить, что в педагогическом процессе возникают противоречия между сознанием и поведением личности, сознанием и чувствами; между долгом и поведением; между притязаниями и реальными возможностями личности; между тягой к взрослости, стремлением к самостоятельности и уровнем сформированности ответственности за свои поступки; между новыми потребностями и старыми возможностями, между новыми требованиями и привычными нормами поведения. Разрешение этих противоречий приводит к развитию, появлению новообразований. Если противоречия лежат в зоне актуального или ближайшего развития личности, то воспитание ведет за собой развитие. В педагогическом процессе могут встречаться противоречия, которые не способствуют развитию и формированию личности воспитанника. Например, противоречия между целями и задачами, которые выдвигает педагог и целями и мотивами воспитанника; между компонентами педагогического процесса, которые выбрал педагог (средства, формы, методы) и принятием их воспитанникам; между сложившимися воспитательными отношениями в семье и в образовательно-воспитательном учреждении; противоречия в деятельности педагога, связанные с его профессиональным мастерством. Советские ученые разработали деятельностный подход к воспитанию.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |