Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей



2015-12-14 2262 Обсуждений (0)
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность воспитания ученые разных педагогических концепций рассматривают по-разному. Например, Б. Скиннер (американский ученый XX века), наблюдая за поведением животных во время дрессировки, пришел к выводу, что в основе формирования поведения лежит система положительных и отрицательных подкреплений. Это не расходится с условно-рефлекторной теорией психических процессов, обоснованной еще в XIX веке И.М. Сеченовым. Анализируя поведение человека в различных ситуациях Б. Скиннер утверждал, что поведение человека формирует система подкреплений. Положительные факторы подкрепления активизируют, стимулируют человека, помогают добиться успеха, делают его счастливым, а отрицательные факторы подкрепления (наказания) показывают человеку, чего он должен избегать. Поэтому, представители бихевиоризма, а позднее необихевиоризма утверждали, что поведением человека можно управлять, и не обязательство наличие «разумности», «понимания», необязательно формировать мотивацию поведения и деятельности. Достаточно применять схему «стимул-реакция-подкрепление», чтобы в заданный срок сформировать нужное поведение человека, а также любые нравственные качества (храбрость, трусость и др.). С помощью этой схемы можно успешно решать задачи воспитания качеств «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость.

В отечественной педагогике формированию сознания личности и его роли в поведении, в формировании личностных качеств уделяется большое внимание. Ученые отмечают, что личностные качества формируются в деятельности и общении, и от степени активности личности зависит ее формирование.

Ребенок с рождения способен к саморазвитию: по законам природы происходит рост и развитие организма, физиологических систем. Ребенка побуждают к активности безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности. Постепенно начинают проявляться задатки, образуются стереотипы поведения, навыки, привычки; развивается психика, мышление, познавательные процессы, проявляется темперамент, наследственные генетические особенности.

Стимулы спонтанного саморазвития и активности (инстинкты, рефлексы, физиологические потребности) дополняются психологическими – чувствами, страстями, мотивами, которые формируются под воздействием общества, микросреды, которая питает развитие общественного начала в человеке.

Потребности, как источник активности рассматривает А.Н. Леонтьев, считающий, что потребности подходят две стадии развития.

Первая стадия рассматривается как внутреннее, скрытое условие для деятельности, как идеал, который сопоставляется с реальным миром и теми средствами, которые необходимы для удовлетворения этой потребности.

Вторая – это опредмечивание потребности содержанием. Потребность активизирует деятельность и находит в ней свое завершение. Потребность порождает мотивы деятельности, которые способствуют выбору цели.

Выбор цели определяется ценностными ориентациями личности. То есть сознательно.

Основными компонентами сознания являются знания, суждения (умозаключения), убеждения. Убеждения – это знания, принятые, прочувствованные и реализованные в опыте поведения, привычках, поступках. Чувства способствуют формированию отношений человека к человеку, к людям старшим, младших, к традициям, обычаям, которые соблюдаются в данном обществе. Поэтому в педагогическом процессе от учителя к ученикам передается не только исторический опыт человечества, но и его оценка, отношение к этому опыту. Отношения отражаются в нравственных идеалах личности. Идеалы как высшие образцы, достойные подражания, связывают исторические эпохи и поколения, сосредотачивая все самое лучшее, достигнутое человечеством. В процессе взросления ребенок приобщается к ценностям общества, формируются его идеалы, которые изменяются (от конкретного идеала в младшем возрасте, к собирательному в подростковом возрасте и обобщенном – в юности). Восприятие и присвоение норм, требований общества, ценностей культуры – индивидуально и избирательно. Поэтому иногда ценностные ориентации личности не совпадают с ценностными ориентациями, выработанными общественным сознанием.

Задача воспитания – обеспечить выбор личностью духовных ценностей, сформировать систему гуманистических ценностных ориентаций личности. Ценность приобретает личную значимость и становится мотивомдеятельности, когда она интериоризированаличностью во внутренний план и стала собственной ценностной ориентацией личности.

Выработка собственных ценностей возможна тогда, когда человек осознает эту ценность, то есть воспринимает сознанием (рациональным мышлением), и положительно (или с восторгом, воодушевлением) чувствами принимает ее.

Таким образом, интериоризация ценностей предполагает диалектическое единство когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности.

Ученые рассматривают два способа организации воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Один заключается в том, что стихийные и специально созданные условия избирательно актуализируют отдельные ситуации побуждения. Благодаря многократному повторению эти побуждения постепенно упрочиваются и переходят в устойчивые мотивационные образования.

Второй состоит в усвоении воспитанником «в готовом виде» побуждений, целей, идеалов и которые он сам постепенно превращает из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие, через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к требованиям педагога, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых вытекало бы нравственное поведение.

Поведение как система поступков человека, проявляется во взаимодействии его со средой. В поступке реализуются умения, привычки, воля, характер. Поведение является сложным компонентом личности, которое формируется в разнообразных видах деятельности, в различных ситуациях общения, отношений, в процессе обучения и внеурочной деятельности.

Формирование гуманных отношений, высоко нравственного поведения требует целенаправленной организации педагогического процесса, оптимального выбора содержания, форм, методов, средств.

При этом необходимо помнить, что в педагогическом процессе возникают противоречия между сознанием и поведением личности, сознанием и чувствами; между долгом и поведением; между притязаниями и реальными возможностями личности; между тягой к взрослости, стремлением к самостоятельности и уровнем сформированности ответственности за свои поступки; между новыми потребностями и старыми возможностями, между новыми требованиями и привычными нормами поведения.

Разрешение этих противоречий приводит к развитию, появлению новообразований. Если противоречия лежат в зоне актуального или ближайшего развития личности, то воспитание ведет за собой развитие.

В педагогическом процессе могут встречаться противоречия, которые не способствуют развитию и формированию личности воспитанника. Например, противоречия между целями и задачами, которые выдвигает педагог и целями и мотивами воспитанника; между компонентами педагогического процесса, которые выбрал педагог (средства, формы, методы) и принятием их воспитанникам; между сложившимися воспитательными отношениями в семье и в образовательно-воспитательном учреждении; противоречия в деятельности педагога, связанные с его профессиональным мастерством.

Советские ученые разработали деятельностный подход к воспитанию.

 



2015-12-14 2262 Обсуждений (0)
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)