Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение гласных звуков древнерусского языка



2015-12-15 6178 Обсуждений (0)
Происхождение гласных звуков древнерусского языка 2.29 из 5.00 7 оценок




Звук Праславянский источник Процесс Время Примечания
а (f) * ā УКР РПЭ // нет
* ō УКР РПЭ // о
*’ē УКР РПЭ // е стоит после ()
Ä < ę (z) < * en, in, em, im ЗИС, монофтонгизация дифтонгоидов, затем деназализация ППЭ, 1 с.с. // ен, ин, ем, им 4 ряд
В ст.-сл. неполногласии и начальном hf kf < *or, ol ЗИС ППЭ соответствует полногласию ОРО ОЛО
o (j) * ă УКР РПЭ // а
* ŏ УКР РПЭ // нет
  В полногласии jhj jkj < * or, ol ЗИС ППЭ соответствует неполногласию РА ЛА
e (t) * ĕ УКР РПЭ  
у (je) * ou, au, eu ЗИС, моно-фтонгизация дифтонгов ППЭ // ов, ав, ев 2 ряд
  Q (/) < * on, an, om, am ЗИС, моно-фтонгизация дифтонгоидов ППЭ // он, ан, ом, ам 4 ряд
ы (s) * ū УКР РПЭ  
и (b) * ī УКР РПЭ // 1 ряд
* ei, oi ЗИС, моно-фтонгизация дифтонгов ППЭ // еj, оj 3 ряд + в пад. окончаниях сущ; на конце инфинитива; в повел. Нак
ē(') * ē УКР РПЭ // 1 ряд
* oi, ai ЗИС, моно-фтонгизация дифтонгов ППЭ // аj, оj 3 ряд + в пад.ок-х сущ- в повел. наклон
В ст.-слав. неполногласии h' k' < *er ЗИС ППЭ соответствует полногласию ЕРЕ ЕЛО
ь ( m) * ĭ УКР РПЭ  
ъ (]) * ŭ УКР РПЭ  

 

Редуцированные Ъ и Ь в окончаниях существительных могут восходить к *ŏ, поэтому необходимо ориентироваться на тип склонения, например: СТОЛЪ, тип *ŏ, ъ < *ŏ, КОНЬ, тип *ŏ, ь<*ŏ, ЛОСЬ, тип *ĭ, ь<*ĭ, ЛАНЬ, тип *ĭ, ь<*ĭ.

Происхождение гласных современного русского языка

 

Дальнейшее развитие системы вокализма связана со следующими процессами древнерусского языка:

- утрата «а-переднего»: Ä > A,

- падение редуцированных:

Ь в сильной позиции > Е,

Ь в слабой позиции > Ø,

Ъ в сильной позиции > О,

Ъ в слабой позиции > Ø,

- утрата «ять»: Ē (') > Е,

- развитие аканья.

 

У некоторыхгласных звуков современного русского языка несколько источников происхождения. Для определения источника воспользуйтесь следующими алгоритмами:

Происхождение звука А:

- выделите морфему и подберите чередования,

- если чередований нет, то а <*ā, например: БРАТ, ГОРА,

- если А чередуется по 4 ряду, то а < ä < е-носовому < *en,em,in,im; например: НАЧАЛО, ср. НАЧИНАТЬ, в корне а//ин, а < ä < е-носовому < *en,em,in,im;

- если А стоит после исконно мягкого согласного и чередуется с Е, то А <*’ē и Е < ' <*ē, например: КРИЧАТЬ, ср. ЛЕТЕТЬ, в суффиксе ’а//е, а < *’ē ;

- если А чередуется с О, то а <*ō; например: ЗАГАР, ср. ЗАГОРЕТЬ, в корне а//о, а <*ō;

- если А входит в состав неполногласия РА, ЛА или в начальное РА, ЛА, то (р)а <*or, ol (см. раздел о старославянизмах); например: ОГРАДА, ср. ОГОРОДИТЬ, (р)а <*or (cт.-слав.).

 

Происхождение звука О:

- выделите морфему и проанализируйте окружение:

- если О входит в состав полногласия ОРО, ОЛО, то оро < jhj <* or, ol; например: МОЛОКО, ср. МЛЕЧНЫЙ, оло <*оl, помните о втором полногласии (из ЪЛ или ЪР),

- если О находится в сочетании ОР или ОЛ между двумя согласными, то о(р) < ъ(р) < *ur (ТОРГ, МОЛНИЯ),

- подберите чередования:

- если чередуется с Ø, то О < ъ< *ŭ; но помните о подражательной беглости (ров - рва);

- если О чередуется по 1 ряду, то О <*ŏ, например: НАБОР, ср., НАБИРАТЬ, НАБРАТЬ;

- если О чередуется по 2 ряду, то О < ъ < *ŭ, например: ВЫСОХ, ср., ВЫСЫХАТЬ, ВЫСУШИТЬ.

Происхождение звука Е:

- выделите морфему и проанализируйте окружение:

- если это окончание сущ. Им. п. с.р., то е < *'ŏ, если окончание косвенного падежа, то е < ē (') (дифтонгическому) < *oi,

- если Е входит в состав полногласия ЕРЕ, ЕЛО, то ере < tht <*еr; например: БЕРЕГ, ср. БРЕГ,

- если Е входит в состав неполногласия РЕ, ЛЕ, то (р)е < h' <*or, ol (см. раздел о старославянизмах); например: ПЛЕН, ср. ПОЛОН, (л)е <*el (cт.-слав.),

- если Е находится в сочетании ЕР или ЕЛ между двумя согласными, то е(р) < ь(р) < *ir (ВЕРХ, ЖЕЛТЫЙ),

- проверьте, есть ли переход Е в О (Ё):

- если перехода нет, то е < ē (') монофтонгическому (ЛЕС, ХЛЕБ) или дифтонгическому с чередованием 3 ряда (ПЕТЬ — ПОЙ),

- если переход есть, то подберите чередования:

- если чередуется с Ø, то возможные варианты: 1) из Ь, 2) вставной после ПР (возле сонорного); помните о подражательной беглости (лед — льда, камень — камня и т. д.);

- если Е и чередуется с А после исконно мягкого согласного, то Е < ' <*ē, например: ЛЕТЕТЬ, ср., КРИЧАТЬ в суффиксе е//’а, е < *ē ;

- в остальных случаях е < *ĕ (чередования 1 ряда и без чередований).

Происхождение звука У:

- если чередуется по 2 ряду, то из дифтонга; например: КУЗНЕЦ, ср. КОВАТЬ, у <*ou;

- если чередуется по 4 ряду, то из дифтонгоида, например: ПОЮТ, ср. СПЯТ, у <*on.

Происхождение звука И:

- если чередуется по 1 ряду, то из монофтонга, например: УМИРАТЬ, ср. УМЕР, УМ_РУ, МОР, и <* ī;

- если чередуется по 3 ряду, то из дифтонга, например: ЛИТЬ, ср. ЛЬjУ, ЛЕЙ, и <*ei.

Комментарий фонетических явлений обычно связан с объяснением происхождения звука или происхождения чередования.

Если требуется выполнить задания, связанные с объяснением корневого (аффиксального) алломорфизма, следует придерживаться такой схемы: ЗАТИРАТЬ – ТЕРЕТЬ – ТРУ – ЗАТОР. Поскольку чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, вначале следует выделить морфемы с чередованием. В данном случае это корни. Затем нужно выписать историческое чередование и комментировать его по следующей схеме:

Совр. русск. язык: И || Е ||ø || О

Древнерусс. язык: И || Е || Ь || О (Ь здесь в слабой позиции)

Праслав. язык: *ī||*ě ||*ĭ ||*ŏ

Здесь наблюдается 1-й ряд чередований, развившийся в результате УКР в РПЭ.

 

Если требуется описать историю звука, то следует придерживаться другого вида записи:

ПЕТЬ, гласный звук в корне (пе-ть) – ср. пою (корень поj + флексия –у). В корне наблюдается чередование Е||ОJ, это 3-й ряд чередований, т.е. [Е]< ' < *oi (ППЭ, монофтонгизация дифтонга в связи с ЗИС). Читается это следующим образом: звук Е восходит к древнерусскому «ять», который в свою очередь восходит к праславянскому дифтонгу *oi, который монофтонгизировался в связи с действием закона идеального слога в позднюю праславянскую эпоху.

ТОЧКА,гласный звук в корне (точ –ка) – ср. ткнуть, тыкать. В корне наблюдается чередование

о //ø //ы, это 2 ряд чередований, т.е. [О] < ъ < *ŭ.

МОЛЧАТЬ,гласный звук в суффиксе, подбираем одноструктурное слово: смотреть. В суффиксе наблюдается чередование а // е, т.е.[ а]< *ē

МОЛЧАТ, гласный звук в окончании, подбираем одноструктурное слово: бегут. В окончании наблюдается чередование а //у. Это 4 ряд чередования, т.е. [а]> ȁ > ę > *im

Упражнения.

 

Упражнение 1.

Объясните происхождение звуков, обозначенных подчеркнутыми буквами:

ДУША, КОЛЮТ, ПЕТЬ, ПЕТУШОК, НАЧАЛО, ИМЯ, РАВНИНА, КРИЧАТЬ, КРИЧАТ, КРИЧАЩИЙ, КРИЧА, СЕЛО, ПОЛЕ, ЛЕТО, ЗВЕЗДА, ВИДЕЛ, НА ВОДЕ, ТЕНЬ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ, ЗАМОЧЕК, ВЕРХ, ПАМЯТЬ, ПАШУТ, НЕСТИ, ПРОХЛАДА.

Ключи. ДУША (у <*ou, ср. дыхание, 2 р.; а <*ā), КОЛЮТ (у <*on, ср. носят, 4 р.), ПЕТЬ (е < ē <*oi, ср. поют, 3 р.), ПЕТУШОК (о< ь <*ĭ, ср. петушка), НАЧАЛО (а <*in, ср. начинать, 4 р.), ИМЯ (а <*еn, ср. имени, 4 р.), РАВНИНА (ра <*or, ср. ровно, а < *ā), КРИЧАТЬ (а <*ē, ср. лететь, 1 р.), (а <*in, ср. начинать, 4 р.), КРИЧАЩИЙ (а <*еn, ср. бегущий, 4 р.), КРИЧА (а <*еn, дееприч.), СЕЛО (е <*ĕ, ср. сёла, есть переход в ’О), ПОЛЕ (е <*’ŏ в окончании с. р.), ЛЕТО (е < ē <*ē, ср. лет, нет перехода в ’О, нет чередований 3 р.), ЗВЕЗДА (е < ē2 <*ai, условие 2 палатал.), ВИДЕЛ (е <*ē, ср. летал), НА ВОДЕ (е <*ē в падежном окончании), ТЕНЬ (е < ē <*ai, ср. тайна, 3 р.),, ЗЕМЕЛЬНЫЙ (е <*ĕ, ср. чернозём, есть переход в ’О; е < вставной после ПР), ЛЕДЯНОЙ (е <*ĕ, ср. лёд, есть переход в ’О, беглость подражательная), ЗАМОЧЕК (о < ъ < *ŭ, ср. замка, замыкать, 2 р.), ВЕРХ (е < ь <*i, в сочетании ЕР абсолют. сильн. позиция Ь), ПАМЯТЬ ( а <*ō, ср. помнить, а <*in, ср. поминать, 4 р.), ПАШУТ (у <*оn, ср. носят, 4 р.), НЕСТИ (и <*ei, на конце инфинитива), ПРОХЛАДА (ла <*ol, неполноглас., ср. холод).

 

Упражнение 2.

Произведите морфемный анализ, объясните происхождение чередования звуков (объясните исторические причины развития алломорфизма):

БАЛУЮ – БАЛОВЕНЬ, УВЛЕЧЬ – ВОЛОЧИТЬ, СМОТРЯЩИЙ – ИГРАЮЩИЙ, МЕЛЬЧАЙШИЙ – КРУПНЕЙШИЙ, ТОЛКУЮ – ТОЛКОВАТЬ, КРЕПЧАЙШИЙ – НЕЖНЕЙШИЙ, НЕСУТ – КОСЯТ, КОЛЮЧИЙ – ГОРЯЧИЙ, ЗВАТЬ - ЗОВУ - ВЫЗЫВАТЬ, МЯТЬ - РАЗМИНАТЬ, КЛЕВАТЬ - КЛЮВ, ПОЮЩИЙ – ПРОСЯЩИЙ, БРАТЬ – БЕРУ- НАБОР – НАБИРАТЬ, ВИТЬ- ВЬЮ – ПОВОЙНИК- ВЕНОК.

Ключи. БАЛУЮ – БАЛОВЕНЬ (у//ов - 2ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); УВЛЕЧЬ – ВОЛОЧИТЬ (оло//ле – полноглас./неполноглас.), СМОТРЯЩИЙ – ИГРАЮЩИЙ (а//у - 4 ряд, бывшие носовые); МЕЛЬЧАЙШИЙ – КРУПНЕЙШИЙ (а//е - 1 ряд, а <*’ē; e <*ē); ТОЛКУЮ – ТОЛКОВАТЬ (у//ов - 2ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); КРЕПЧАЙШИЙ – НЕЖНЕЙШИЙ (а//е - 1 ряд, а <*’ē; e <*ē); НЕСУТ – КОСЯТ (а//у - 4 ряд, бывшие носовые); КОЛЮЧИЙ – ГОРЯЧИЙ (а//у - 4 ряд, бывшие носовые); ЗВАТЬ - ЗОВУ – ВЫЗЫВАТЬ (ø//o//ы - 2 ряд, ø < ъ <*ŭ ; o < ъ <*ŭ ; ы <*ū); МЯТЬ – РАЗМИНАТЬ (а//ин - 4ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонгоида); КЛЕВАТЬ – КЛЮВ (у//ев – 2 ряд, монофтонгизация и расщепление дифтонга); ПОЮЩИЙ – ПРОСЯЩИЙ (а//у - 4 ряд, бывшие носовые); БРАТЬ – БЕРУ- НАБОР – НАБИРАТЬ (ø//е//o//и - 1 ряд, ø <ь <*ĭ; e <*ĕ ; o <*ŏ ; и <*ī); ВИТЬ - ВЬЮ – ПОВОЙНИК - ВЕНОК (и //…й //ой //е - 3 ряд, и <*еi ; …й < ьй <*ii ; ой <*oi ; е < ē2(h)<*oi ).

 

Упражнение 3.

Приведите доказательства того, что данные пары слов являются этимологически однокоренными: НАДУТЫЙ - НАДМЕННЫЙ, НАЧАЛО – КОНЕЦ, ОБЛАКО – НАВОЛОЧКА.

Ключи. НАДУТЫЙ – НАДМЕННЫЙ (у//…м – 4 ряд, у < о-носовое < *um; …м < ъм <*um); НАЧАЛО – КОНЕЦ (а//он – 4 ряд, к//ч –1 палат.); ОБЛАКО – НАВОЛОЧКА (ла//оло – полноглас./неполноглас., к//ч –1 палат., ОБ- приставка и *bv >b).

 

 



2015-12-15 6178 Обсуждений (0)
Происхождение гласных звуков древнерусского языка 2.29 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение гласных звуков древнерусского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)