Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений. Формирование и развитие социально-трудовых отношений. Система регулирования социально-трудовых отношений
Труд как социально-экономическая категория и основа жизнедеятельности человека и общества Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономические категории. Социологические категории.Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Социальная группа - это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам. Социальная структурапроизводственного коллектива представлена группами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально-квалификационными и другими производственными группами. В свою очередь экономика труда оперирует такими исходными экономическими понятиями как потребность, благо, ресурсы, норма, капитал, эффективность Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд — это много аспектное явление. Традиционно понятие “труд” определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Особенности труда как объекта исследования сформулированы в следующем определении: “Во-первых, труд — это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, он является одним из основных условий не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов”. В связи с этим можно выделить основные свойства труда: • осознанность действий, так как, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т. е. мысленно представляет результат труда; • целесообразность действий, т. е. человек знает, каким образом надо производить блага и какие при этом необходимо использовать ресурсы и технологию; • результативность действий проявляется не просто в результате, а в общественно-полезном результате; • общественная полезность действий характеризуется и кооперацией труда, и средством удовлетворения не только личных, но и общественных потребностей; • энергозатратность действий, т. е. расходование человеческой энергии при осуществлении трудовой деятельности. Труду свойственны следующие функции: • способ удовлетворения потребностей (именно с них начинается бытие человека), основное средство к жизни; • создание общественного богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен между собой и природой); • формирование общества и стимулирование общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития — формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия); • основа развития и совершенствования человека (создавая все ценности общественного бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания, профессиональные навыки; формирует навыки общения и взаимодействия); • открытие человеку пути к свободе (сила, дающая людям возможность заранее учитывать в перспективе различные последствия своих действий).
Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений. Формирование и развитие социально-трудовых отношений. Система регулирования социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. В то же время социально-трудовые отношения, безусловно, субъективированы, так как отражают субъективно определенные намерения и действия участников этих отношений, определяемые осознанной ими взаимной зависимостью. Социально-трудовые отношения, как система, имеют две формы существования: первая - фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях, вторая - социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный и нормотворческий уровни. Субъектами социально-трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство. Наемный работник - гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. На практике в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать и индивидуум, и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам. Защищают социально-трудовые интересы наемных работников профессиональные союзы - массовые организации, объединяющие наемных работников. Однако это не исключает возможности существования других организационных форм объединения наемных работников. Работодатель как субъект социально-трудовых отношений - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем, например, руководитель организации, не являясь ее собственником, выступает в качестве работодателя. Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает как законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Роль государства в социально-трудовых отношениях может меняться и определяется историческими, политическими и экономическими условиями его развития. Социально-трудовые отношения в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам. Тип социально-трудовых отношений определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Важную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. От того, в какой мере и каким образом комбинируются эти базисные принципы, зависят конкретный тип социально-трудовых отношений и другие принципы, его определяющие. В этом случае основой социально-трудовых отношений могут служить принципы солидарности и субсидиарно-сти; отношения, построенные по принципу «господство-подчинение»; равноправное партнерство; конфликт, конфликтное сотрудничество, конфликтное соперничество; дискриминация.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |