Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Административные правонарушения и административная ответственность




Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл.5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Существенным моментом является то, что понятие административного правонарушения законодательно закреплено соответствующей административно-правовой нормой Кодекса, а, следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым.

Многие ученые-административисты при раскрытии признаков административного правонарушения не учитывают этот существенный момент и формулируют по-разному данные признаки. К примеру, проф. Л.Л. Попов выделяет пять признаков:

деяние;

общественно опасное;

противоправное;

виновное;

наказуемое деяние.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Деяние юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия(пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие — один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.

Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям.

Виновность – важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным – означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.

Наказуемость – признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие – назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость – это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь. Ведь не каждое правонарушение фиксируется правоохранительными органами и не каждое раскрывается. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния (этой теме посвящена отдельная лекция).

Некоторые административные правонарушения коррелируются с преступлениями. В указанных случаях выявляются признаки прямой корреляции, когда правонарушениям, указанным в диспозиции правовой нормы КоАП РФ, соответствуют терминологически идентичные наименования преступлений. Квалификация административных правонарушений и уголовных преступлений обусловлена особенностями общественно опасных последствий деяния — причинением имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Косвенная корреляция правонарушений и преступлений выявляется значительно чаще. Поскольку установление понятийного соответствия проступка и преступления невозможно, в этих случаях необходимы толкование правовой нормы и фиксация общественно опасных последствий противоправного деяния; например, при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, упомянутых в гл. 8 КоАП РФ, могут быть выявлены признаки экологических преступлений, определенных гл. 26 УК РФ109.

Наиболее ярким примером практически идентичного формулирования диспозиции правовой нормы административного правонарушения и уголовного преступления являются одноименные ст. 8.38 КоАП РФ и ст. 257 УК РФ. Их разграничение проводится по факту наступления общественно опасных последствий и причинной связи между деянием и последствиями.

По поводу наличия такого обязательного признака административного правонарушения, как общественная опасность, до сих пор не сложилось единого мнения среди ученых-административистов и существуют две полярные точки зрения. Первая исходит из того, что общественная опасность имеется при любых обстоятельствах, когда соответствующая ситуация регулируется уголовным законодательством или законодательством об административных правонарушениях. Вторая точка зрения – административные правонарушения в отличие от преступлений не обладают признаками общественной опасности.

Таким образом, общественная опасность — важнейший и обязательный признак уголовного преступления, отграничивающий его от административного правонарушения. При ответе на вопрос: является ли общественная опасность признаком административного правонарушения? На наш взгляд, следует ответить: общественная опасность является факультативным признаком административного правонарушения. Во-первых, в силу того, что он не определен в самой правовой норме, дающей определение «административное правонарушение», и, следовательно, этот признак не является обязательным. Во-вторых, признаком (свойством) общественной опасности обладают, как правило, те правонарушения, составы которых являются смежными с уголовными преступлениями, и в этом случае главное отличие правонарушения от преступления заключается в различной степени их общественной опасности.

Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения — объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида.

Субъект правонарушения – это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо. В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц.

Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Следует отметить, что юридическая ответственность — это сложное социально-правовое явление, рассматриваемое учеными в двух аспектах:

1) в позитивном (перспективном) — за будущие действия. В данном аспекте ответственность возникает у человека уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей;

2) в ретроспективном — за действия, уже совершенные. Наступает в результате нарушения нормы права, неисполнения, юридической обязанности.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

основанием административной ответственности является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

административные наказания применяются полномочными субъектами кнеподчиненным им правонарушителям;

применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия — воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной оценкой действий правонарушителя.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)