Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ошибки общения с ребенком



2015-12-15 571 Обсуждений (0)
Ошибки общения с ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок




Высказывания с целью воздействия на поведение ребенка.

1. Приказание, распоряжение, команда.Содержат прямую оценку того, что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместного обсуждения проблемы и поиска решений (Не делай..., Садись за уроки!, Убери!).

2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных негативных для него последствиях невыполнения приказания и команды взрослого. «Если ты поступишь так-то (нежелательное действие), то тебе за это будет (угроза)…»

Оба эти вида высказываний в скрытой форме показывают ребенку отсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью.. Любая угроза или предостережение вопреки формально запретительно-ограничительному характеру как бы приглашает ребенка исследовать ее серьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка нарушить запрет.

3. Проповедь, нотации, морализирование —высказывания, апеллирующие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормам и правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, закон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содержат описание требуемого поведения и непременно включают в свою структуру слова, выражающие долженствование: должен, обязан, надо, которые приводят к некритическому усвоению завышенных требований к себе и в конечном счете к невротизации, тревожности и личностным расстройствам в зрелом возрасте. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и порочность ребенка, актуализирует у него чувство вины и стыда.

4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того, что и как нужно делать ребенку. Данная форма формы взаимодействия между ребенком и взрослым необходима, но систематическое ее применение при ограничении самостоятельности ребенка приведет к формированию зависимости ребенка от взрослого, его неспособности проявлять инициативу.

5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Высказывания, помимо описания образца желаемого поведения, содержат аргументацию, почему нужно делать именно так, а не иначе. Взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, а ребенку отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к самостоятельным поступкам и решениям. Систематическое использование подобного вида высказываний формирует у ребенка чувство личностной неадекватности и неполноценности

Высказывания, направленные на оценку личности ребенка

6. Негативная оценка, осуждение, порицание, приговор. Высказывания содержат прямую негативную оценку личности ребенка и его действий, указывают на несоответствие качеств личности, уровня достижений и поступков ребенка социальным ожиданиям и требованиям. Подобные высказывания формируют неадекватно низкую либо искаженную самооценку. Следствием систематической уничижительной критики родителем ребенка может стать противоположный эффект: вместо исправления ребенок, обнаруживает все те отрицательные черты характера и качества личности, с которыми родители вели непримиримую борьбу.

7. Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань. Наиболее резкая и грубая форма прямой оценки личности. Оказывает разрушительное воздействие на развитие Я-концепции ребенка, формирует чувства отверженности, незащищенности, комплекса неполноценности, оборонительно-агрессивную позицию по отношению к миру. Систематическое использование родителями подобной формы высказываний должно быть квалифицировано как форма насилия и агрессии. Подобное обращение требует немедленных мер защиты психологической безопасности ребенка.

8. Похвала. При неверном применении может стать причиной негативных эффектов в развитии. Похвала, далекая от реальности либо просто не соответствующая образу Я ребенка, т.е. представлению ребенка о себе и своих качествах, может быть воспринята им как насмешка и издевательство, или поставить под сомнение искренность родителей и понимание ими его чувств и переживаний, или будет воспринята как попытка взрослых манипулировать им. Наконец, избыток похвалы делает ребенка зависимым от социального одобрения, подкрепляет внутреннюю его неуверенность в себе и увеличивает тревожность. Захваливание формирует у ребенка неадекватное представление о своих способностях и возможностях, стимулирует развитие истероидно-демонстративных черт.

Высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения ребенка

9. Интерпретация, постановка диагноза - претендует на интерпретацию мотивов, чувств и переживаний ребенка, определяющих его поведение, содержит в себе оценку мотивов и чувств ребенка. Речевая их конструкция имеет вид: Я знаю почему..., Ты ведешь себя так, потому что.... Подобные высказывания вызывают у ребенка переживание угрозы личностной безопасности, формируют чувство превосходства взрослого и зависимости от него.

10. Вопросы, расследование, допрос. Закрытые вопросы, т.е. вопросы, требующие односложного ответа (нет или да), порождают ощущение зависимости и беспомощности перед взрослым.

Уход от коммуникации

11. Утешение, успокаивание. Вид речевых высказываний, направленных на устранение эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, за счет отрицания значимости событий, его вызвавших, обесценивания чувств ребенка: «Из-за этого события не стоит расстраиваться (плакать, огорчаться, переживать»…

Эффектом таких высказываний может стать переживание ребенком эмоционального отвержения взрослым его и его чувств, возрастание тревожности.

12. Отвлечение внимания, уход. Речевые высказывания, содержащие

предложение уйти от рассмотрения проблемы, волнующей ребенка (Не стоит об этом говорить, Это ерунда). При этом ожидание ребенком сочувствия и поддержки сменяются чувством отверженности и потерей взаимопонимания. В дальнейшем опыт такого переживания приводит к отказу от контактов с родителем для разрешения трудных и конфликтных ситуаций.




2015-12-15 571 Обсуждений (0)
Ошибки общения с ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ошибки общения с ребенком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)