Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Собственные и заемные средства организации: структура и ключевые отличия



2015-12-13 18451 Обсуждений (0)
Собственные и заемные средства организации: структура и ключевые отличия 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовое состояние организации во многом зависит от того, какие средства она имеет в своем распоряжении и куда они вложены.

Под средствами организации понимаются денежные ресурсы, которыми располагает субъект хозяйственной деятельности для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли [4, c. 58].

По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный и заемный.

Собственные средства - это средства находящиеся в распоряжении предприятия, формируемые за счет внутренних источников.

В состав собственных средств входят уставный капитал, накопленный капитал и прочие поступления. Схематично структура собственных средств представлена на рисунке 1.1.1

Рис. 1.1.1 Структура собственных средств организации [13, c. 235]


Теперь более подробно рассмотрим источники формирования собственных средств [7].

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Состав уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Уставный капитал складывает

- из вкладов участников для хозяйственных товариществ и для обществ с ограниченной ответственностью;

- номинальной стоимости акций для акционерного общества;

- имущественных паевых взносов;

- уставного фонда, выделенного государственным органом или органом местного самоуправления.

Добавочный капитал характеризует сумму дооценки необоротных активов, которая производится в установленном порядке, а также безвозмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Резервные фонды создаются для покрытия предстоящих расходов, платежей, сомнительных долгов (предприятию), на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на покрытие предстоящих затрат по ремонту основных средств и т.п.

Резервы формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и принятой на предприятии учетной политикой. Основным источником формирования резервов (фондов) является чистая прибыль. В условиях рыночной экономики резервный капитал выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для целей возмещения убытков и обеспечения защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия [11, c. 45].

Фонды накопления - средства, используемые для финансирования капитальных вложений.

Целевые финансирования и поступления - средства, направляемые предприятию государством (муниципалитетом) или спонсором для осуществления определенной целенаправленной деятельности.

Арендные обязательства - оплата предприятию за арендованные у него основные средства.

Нераспределенная прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты доходов (дивидендов) участникам и погашения обязательств.

Амортизационные отчисления - часть выручки, направляемая, как правило, в фонды накопления, ремонтный фонд и т.п.

Собственные средства организации учитываются в III разделе бухгалтерского баланса.

В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие [10, c. 359]: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие, и накопленный капитал, то есть созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.

Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный капитал. Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая - добавочным капиталом.

Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли: резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи.

Снижение доли собственного капитала влечет за собой ухудшение кредитоспособности предприятий. Кроме того, учитывая, что показатели собственного и заемного капитала используются для расчета рентабельности вложений в предприятие различных вкладчиков, можно предполагать, что завышение объема обязательств в совокупных пассивах отрицательно скажется на объективности показателей, характеризующих «цену» капитала.

В составе собственного капитала необходимо выделить долю его отдельных составляющих, а также отразить динамику его состава и структуры за последние периоды. Необходимость раздельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности предприятия распорядиться своими активами [3, c. 127].

Заемные средства - это капитал организации формируемые за счет внешних источников: кредитов банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, факторинг, лизинг, векселя, облигации.

Источниками заемных средств предприятия являются [8]:

- банковские кредиты - характеризуют суммы задолженности по занятым у банков под проценты средствам.

- займы - это задолженность по полученным от других предприятий займам. К ним можно отнести и авансы покупателей и заказчиков.

- факторинговые и лизинговые сделки являются разновидностью коммерческого кредита. Обеспечивают организацию основными и оборотными средствами.

- кредиторская задолженность. Кредиторы - это юридические и физические лица, перед которыми предприятия имеют определенную задолженность [12, c. 120]. Сумма этой задолженности называется кредиторской. Кредиторская задолженность может возникать вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда долг одного предприятия другому возвращается по истечении определенного периода после возникновения задолженности, в случаях, когда предприятия сначала отражают в учете возникновение задолженности, а потом, по истечении определенного времени, погашают эту задолженность вследствие отсутствия у предприятия денежных средств для расчета.

Заемный капитал в отличии от собственного классифицируется на долгосрочный и краткосрочный. К краткосрочному относятся займы сроком до года, к долгосрочному от года и более.

Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного использования, тогда как текущие пассивы обычно являются источником формирования оборотных средств.

Для оценки структуры обязательств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные [1, c. 95]. Важность такой группировки связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации предприятия и объявления конкурсного производства погашаются из конкурсной массы.

Чем больше обеспеченных долгов в противоположность необеспеченным, тем лучше кредиторам, имеющим обеспеченные требования, но хуже остальным кредиторам, которые в случае объявления конкурса должны удовлетвориться остающейся имущественной массой.

В долгосрочной перспективе стоимость компании больше зависит от ее маркетинговых, инвестиционных и производственных решений, нежели от ее решений по выбору источников финансирования. И если компания имеет обширные перспективы инвестиций с положительными чистыми приведенными стоимостями, для нее важнейшее значение приобретает свободный доступ к источникам финансовых ресурсов.

Помимо сказанного, следует принять во внимание, что издержки, связанные с получением кредита, значительно ниже издержек, связанных с эмиссией и публичным размещением акций. Многие компании не могут позволить себе размещение акций, и заимствования становятся для них единственной альтернативой, позволяющей рассчитывать на рост бизнеса.

Кроме того, долг может оформляться на международном рынке капитала с целью хеджирования против изменения валютных курсов или как способ защиты от политического риска. Нельзя сбрасывать со счетов и макроэкономические тенденции. Как правило, в период снижения деловой активности фирм с высокой долговой нагрузкой уступают свою долю рынка конкурентам с более консервативной структурой капитала, в том числе тем, кто предпочел умеренный рост с использованием только собственной прибыли или с привлечением средств акционеров [6].

В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности. Оценка структуры источников средств предприятия проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи - банки, инвесторы, кредиторы оценивают изменение доли собственных средств предприятия в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Очевидно, что риск нарастает с уменьшением доли собственного капитала. Внутренний анализ структуры капитала связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. При этом основными критериями выбора являются условия привлечения заемных средств, их «цена», степень риска, возможные направления использования.

В зарубежной практике финансового анализа соотношение заемного и собственного капитала является одним из ключевых и рассматривается в качестве способа оценки риска для кредитора. Кредиторы вправе требовать подписания соглашения, в соответствии с которым данное соотношение не может превышать определенного предела. В этих условиях некоторые предприятия стремятся искусственно снизить величину обязательств, используя их забалансовое отражение.

 



2015-12-13 18451 Обсуждений (0)
Собственные и заемные средства организации: структура и ключевые отличия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Собственные и заемные средства организации: структура и ключевые отличия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (18451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)