Детская картинная галерея
В 1968 году в Ереване в выставочных залах Союза художников Армении открылась выставка детского рисунка «Мир глазами детей». Здесь было представлено более 800 работ. В течение двух недель выставку посетило 120 тысяч человек. Тогда и начались действия по созданию специального эстетического центра. В 1970 году в центре Еревана открылась Детская картинная галерея. Это был уникальный факт, наша страна оказалась первой в этом деле. Первыми последователями стали англичане. Первый директор и основатель детской картинной галереи была Жанна Агамирян. Она трагически погибла со своими детьми в авиакатастрофе. Она была педагогом с врождённым тактом, поразительной интуицией. Она писала диссертацию, которую так и не успела защитить. Эти материалы были опубликованы книгой Жанны Агамирян «Детская картинная галерея (Ереванский опыт работы с детьми)» 1979г. В галерее особенно оживлённо по выходным дням и в дни каникул. Число посещающих за день доходит до 500 человек. В галерее проходят встречи с художниками, чтение лекций на темы художественной и педагогической жизни; посещение мастерских. Все преподаватели здесь – действующие художники. Главное для научных сотрудников галереи – изучение детского творчества. У детей своя система взглядов и оценок, зачастую не совпадающая с оценками взрослого человека. Детская картинная галерея отстаивает право ребёнка на самобытность своего творчества, право на своё видение, на сотворение своего совершенно особого мира фантазий. Воспринимать детский рисунок нужно с учётом детской логики. Например, ногастые и рукастые человечки в рисунках раннего детства. На вопрос: «Почему такие длинные ноги и руки?» 5 – 6-летние дети отвечают почти одинаково: «А если бы не было рук и ног? Как бы они работали? Как бы они ходили? Руки и ноги – самые главные!» Поэтому «руки – ноги» и заполняют весь лист, выражая тем самым содержание, волнующее автора своей жизненной значимостью. Цвет рано начинает волновать воображение ребёнка. Цвет почти физически ощущается детьми и особенно в раннем возрасте, что выражается в своеобразной шкале отношения к краске. Раньше других у маленьких кончается красный цвет. У старших – наоборот. В галере выставки бывают разные – персональные, тематические, групповые, «возрастные» («рисуют дети от трёх до семи» или «от семи до десяти»). Бывают выставки зарубежные и национальные. А какая коллективная гордость класса за своего друга – художника. Есть «персональная стена» и «золотая стена», на которой экспонируются лучшие из лучших. Поразительно, как дети органично понимают свой детский изобразительный язык – как птицы птичий,- без переводчика – экскурсовода. Поэтому работы экспонируются без названия, если автору не пришло в голову назвать. Дети не любят называть лаконично, они любят длинные подписи, но ещё больше любят сочинять целые рассказы в пояснение к своим рисункам. Оказалось, что выставки 14 – 16-летних ребят очень важны для них самих. В это время происходит переоценка собственного творчества более ранних лет. Взрослеющий школьник начинает его стесняться. Организация выставки, коллективный её просмотр изменяет оценку. Выставка как бы амортизирует переход на другую возрастную ступень творческого развития именно тогда, когда чаще всего бывают подростковые срывы и разочарования. Ребята этого возраста часто подражают разным художникам. Надо избегать опасности подражания, потому что это тормозит собственное творческое развитие. Иногда разочарованный в себе подросток прекращает вообще рисовать, потому что у него не получается как у взрослых художников. Именно выставки взрослеющих ребят многим вернули уверенность в себе. Хотя выставка способна развить и эгоцентризм, ведь она поднимает школьника на трибуну почёта. Ведётся определённая работа, чтобы избежать этой опасности, но нужно сохранять выставки, как оправдавшую себя форму воспитания. Воспитательная сила выставки очевидна. Для галереи особенно ценным оказывается не столько сам эстетический результат (красивая работа), сколько появление в ребёнке привлекательных человеческих качеств, лучшее из которых творческий коллективизм. Творческая среда галереи растормаживает нерисующих, подбадривает тех, кто делает первые самостоятельные шаги, перевоспитывает зазнавшихся, направляет вкус творящих. Содержание программы Б. Неменского 1 класс «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя» 1 четверть. Наблюдаем и изображаем осень. 2 четверть. Изображаем красоту зимы. 3 четверть. Мы и наши друзья зимой. 4 четверть. Какого цвета весна и лето. 2 класс «Ты и искусство» 1четверть. Чем и как работает художник». 2 четверть. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 3 четверть. О чём говорит искусство? 4 четверть. Как говорит искусство? 3 класс «Искусство всюду вокруг нас. 1 четверть. Искусство в твоём доме. 2 четверть. Искусство на улицах твоего города. 3 четверть. Художник и зрелище. 4 четверть. Музеи искусства. 4 класс «Каждый народ – художник» 1 четверть. Искусство твоего народа. 2 четверть. Искусство народов твоей страны. 3 четверть. Искусство народов мира. 4 четверть. Представление народов мира о духовной красоте человека. 5 класс «Изобразительное искусство и мир интересов человека» 1 четверть. Язык изобразительного искусства. 2 четверть. Отношение к миру природы. 3 четверть. Изображение человека и предметного мира. 4 четверть. Вглядываемся в человека. 6 класс. «Изобразительное искусство и мир интересов человека» 1 четверть. Понимание красоты человека. 2 четверть. Красота повседневной жизни. 3 четверть. Великие темы жизни. 4 четверть. Искусство в борьбе за общественный идеал. 7 класс «Мудрость и красота вещей» 1 четверть. Древние корни искусства. 2 четверть. Связь времён в народном искусстве. 3 четверть. Декор: человек, общество, время. 4 четверть. Современное декоративное искусство. Жанры Слово «жанр» - французское, оно обозначает «вид», «род». Произнося название жанра, мы понимаем, о чём картина, какую тему мы встретим в ней: природу, человека, предметы, животных. 1. «Портрет» - самый древний жанр. Это изображение индивидуального облика человека. Портрет бывает погрудный или в рост, или пишут одно лицо. К жанру портрета можно добавить «автопортрет», «парный портрет», когда изображаются люди в паре. Когда группа лиц – «групповой портрет», есть представительный «парадный портрет», к которому можно причислить «конный портрет» - один из самых торжественных. 2. «Пейзаж» в переводе с французского «вид страны», «местности». То же самое – «ландшафт» - изображение природы в её бесконечном разнообразии. К жанру пейзажа присоединяется «архитектурный пейзаж» и «морской пейзаж» (марина). 3. «Натюрморт» - в переводе с французского «неживая натура». То есть мир неодушевлённых предметов. Но англичане и голландцы называли этот жанр по-другому - «тихая жизнь». Ведь натюрморты изображают и живую натуру: цветы, бабочек, птиц. 4. «Анималистический жанр» - изображение животных в естественной для них среде, в природе. 5. «Бытовой жанр» - изображение обычных жизненных сценок, быта, домашней жизни, историй, или просто будничные дела и занятия. Иногда говорят: «жанровая живопись». 6. «Исторический жанр» - исторические события, исторические герои. «Батальный жанр», то есть изображение битв, эпизодов войны примыкает к историческому жанру. 7. «Мифологический жанр» - изображения на темы древних и старинных сказаний о богах и героях в светской картине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.РостовцевН.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение,1980г. 2.Неменский Б. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987г. 3.Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.- М.: Просвещение, 1981г. 4. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.1 класс. – М.: Вако, 2008г. 5. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. 1-2, 3-4, 5-8 классы.- М.: Просвещение АО «Учебная литература», 1995г. 6.Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством.- М.: Просвещение, 1975г. 7.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 класс, 3-4 класс. - М.: Дрофа,1997г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |