Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА



2015-12-15 3356 Обсуждений (0)
Лекция № 4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Возрастные особенности пищеварительной системы.

2. Возрастные особенности обмена веществ детей и подростков

3. Возрастные особенности кровеносной системы

4. Возрастные особенности дыхания

5. Возрастные особенности мочевыделительной системы.

 

1. Возрастные особенности пищеварительной системы. Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Зачатки постоянных зубов закладываются во внутриутробном периоде развития. На 6—8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние сред­ние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В 6—7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Прорезывание посто­янных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25— 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще.

Длина пищевода у новорожденных составляет 10 см, у 5-летних детей— 16 см, у 15-летних— 19 см, у взрослых-25 см. Слюнные железы функционируют с момента рождения ребенка, но в первые месяцы слюны отделяется мало. С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается: наиболее заметные сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей от­деляется до 800 см3 слюны.

Объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6—7 лет его форма не отличается от желудка взрослых. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается особенно интенсивно с 1,5 до 3 лет, затем в 5—6 лет и в школьном возрасте до 12—14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15—16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6—7 лет, что способствует более легкой восприимчиво­сти детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям.
У детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике.

Масса поджелудочной железы увеличивается в возрасте от 1 года до 8 лет. Активность липазы увеличивается к концу первого года жизни и остается высокой до 9-летнего возраста. Активность ферментов, расщепляющих углеводы, на протяжении первого года жизни увеличивается в 3—4 раза, а максимальных значений достигает к 9 годам. В процессах переваривания пищевых веществ в двенадцати­перстной кишке важнейшую роль играет желчь.

Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка.

У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. У взрослого человека длина кишечника превышает длину его тела в 4—5 раз, а у грудного ребенка — в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

2. Возрастные особенности обмена веществ детей и подростков.Процессы ассимиляции и диссимиляции в здоровом взрослом организме находятся в динамическом равновесии. В детстве, когда происходит усиленный рост, преобладают процессы ассимиляции, в старости — процессы диссимиляции. Эта закономерность может нарушаться в результате различных заболеваний и действия других экстремальных факторов окружающей среды.

Энергетически затраты организма в условиях покоя - основной обмен - у детей интенсивнее, чем у взрослых. Динамика основного обмена с возрастом тесно связано с энергетическими затратами на рост. Энергетические затраты тем больше, чем моложе ребенок.

Обмен белков. белковый набор каждого человека является строго уникальным, специфичным. В организме белки выполняют различные функции: ферментативная, транспортная, сократительная, строительная.
Из 20 аминокислот только 8 являются незаменимыми для человека. К ним относятся: триптофан лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин и фенилаланин. Отсутствие в пище любой из незаменимых аминокислот вызывает серьезные нарушения жизнедеятельности организма, особенно растущего организма детей и подростков. Организм обладает лишь незначительными белковыми резервами, поэтому белковое голодание приводит к задержке, а затем и к полному прекращению роста и физического развития. Ребенок становится вялым, наблюдается резкое похудание, обильные отеки, поносы, воспаление кожных покровов, малокровие, снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и т. д. В малоразвитых странах широко распространено заболевание, называемое «квашиор-кор» — результат питания преимущественно растительной пищей, лишенной многих незаменимых аминокислот.

Для растущего организма потребности в белке значи­тельно выше. На первом году постнатального развития ребенок должен получать более 4 г белка на 1 кг массы тела, в 2—3 года — 4 г, в 3—5 лет — 3,8 г и т. д.

Об интенсивности белкового обмена в организме судят по количеству поступившего и выделившегося из организма азота. 1 г азота содержится в 6,25 г белка. Если поступление азота больше, чем его выделение, то в организме наблюдается положительный азотистый баланс т. е. преобладание синтеза белка над его распадом. Обычно положительный азотистый баланс наблюдается у растущего организма. Если количество выведенного из организма азота больше количества введенного, то говорят об отрицательном азотистом балансе. Он обычно наблюдается при голодании, некоторых заболеваниях и на заключительных этапах старения организма.

Обмен жиров и углеводов. Принято считать, что в рационе здорового взрослого человека жиры должны составлять около 30 % общей калорийности пищи, т. е. человек должен съедать в сутки 80—100 г жиров. Необходимо использовать в пищу жиры и животного, и растительного происхождения, приблизительно в соотношении соответственно 2:1, так как некоторые составные компоненты растительных жиров не могут синтезироваться в организме. Это так называемые непредельные жирные кислоты: линолевая, линоленовая и арахидоновая. Недостаточное поступление этих жирных кислот в организм человека приводит к нарушению обмена веществ и развитию атеросклеротических процессов в сердечно-сосудистой системе.
Углеводы в организме расщепляются до простых сахаров — глюкозы, фруктозы, галактозы и т. д.— и всасываются в кровь. Содержание глюкозы в крови взрослого человека постоянно и равно в среднем 0,1%. При повышении количества сахара в крови до 0,11—0,12% глюкоза поступает из крови в печень и мышечные ткани, где откладывается в запас в виде животного крахмала — гликогена. При дальнейшем увеличении содержания сахара в крови до 0,17 % в его выведение из организма включаются почки, в моче появляется сахар. Это явление называют глюкозурией. В некоторых случаях возможно стойкое патологическое повышение концентрации углеводов в крови, сопровождающееся усиленным выведением сахара с мочой. Это заболевание, называемое сахарным диабетом (мочеизнурение), связано с нарушением внутрисекреторной функции поджелудочной железы.

При пониженном содержании сахара в крови (менее 0,1 %) гликоген, имеющийся в печени и мышцах, расщепляется до глюкозы и поступает в кровь; образование глюкозы возможно также из белка и жира. Патологическое снижение глюкозы до 0,05% опасно для жизни, наступает обморочное состояние (инсулиновый шок), которое также связано с нарушением функций поджелудочной железы.

В детском организме наблюдается более полноценное и быстрое усвоение углеводов и большая устойчивость к избытку сахара в крови. Например, появление сахара в моче у детей наблюдается при поступлении не менее 8—12 г глюкозы на 1 кг массы тела, а у взрослых — уже при поступлении 2,5—3 г

Водно-солевой обмен. Вода в организме человека является одновременно строительным материалом, катализатором всех обменных процессов и терморегулятором тела.
Общее количество воды в организме зависит от возраста, пола и упитанности. В среднем в организме мужчины содержится около 61 % воды, в организме женщины — 51%.

Содержание воды в детском организме значительно выше, особенно на первых этапах развития. По данным эмбриологов, содержание воды в теле 4-месячного плода достигает 90 %, а у 7-месячного — 84 %. В организме новорожденного, по данным разных авторов, вода состав­ляет от 70 до 80 %. В постнатальном онтогенезе содержание воды быстро падает. Большее содержание воды в организме детей, связано с большей интенсивностью обменных реакций, связанных с их быстрым ростом и развитием. Общая потребность в воде детей и подростков возрастает по мере роста организма. Если годовалому ребенку необходимо в день примерно 800 мл воды, то в 4 года — 1000 мл, в 7—10 лет — 1350 мл, в 11 — 14 лет— 1500 мл.

Роль макро- и микроэлементов многообразна. кальций и фосфор составляют основу нашего скелета, фосфор и сера входят в состав белков нашего мозга. Натрий и калий играют большую роль в деятельности нервной системы, обусловливая электрофизиологические процессы. Железо является необходимым компонентом гемоглобина крови.

Не менее важна и роль микроэлементов, многие из них участвуют в процессах кроветворения (медь, молибден, кобальт). Йод необходим для образования гормонов щитовидной железы. Его отсутствие в пище приводит к развитию заболевания, называемого эндемическим зобом. Фтор необходим для правильного формирования ткани зубов, особенно зубной эмали. Его излишек вреден, он приводит к заболеванию — флюорозу (хрупкость зубной эмали), недостаток вызывает разрушение зубов (кариес), особенно у детей.

Потребности взрослого и ребенка в минеральных веществах значительно отличаются, недостаток минеральных веществ в пище ребенка более быстро приводит к различным нарушениям обменных реакций детского организма и соответственно к нарушению его роста и развития.

Витамины. Витамины требуются для нашего организма в ничтожно малых количествах, но их отсутствие (авитаминоз) приводит организм к гибели: цинга, бери-бери, пеллагра, которые уносили в могилу тысячи человеческих жизней., а недостаток в питании или нарушение процессов их усвоения — к развитию различных заболеваний, называемых гиповитаминозами.



2015-12-15 3356 Обсуждений (0)
Лекция № 4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция № 4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)