Диалектика технических систем. Понятие о системе, надсистеме, подсистеме
Рассматривая диалектику технических систем и закономерности их развития, необходимо иметь в виду, что техника является общественной материальной системой. Она служит проводником преобразующей деятельности людей, инструментом познания и использования сил, свойств, законов развития природы, человека и. общества, средством управления естественными и социальными процессами при удовлетворении общественных потребностей. Техника возникает, функционирует и развивается как специфическое общественное явление в системе общества. Свои основные функции она выполняет будучи средством трудовой деятельности людей в материальном и духовном производстве и служит элементом разнородных связей: «техника — природа», «техника — предмет труда», «техника — человек», «техника — наука», «техника — социальные отношения», «техника и различные формы общественного сознания» и т. д. Все эти связи реализуются через отношение «человек — техника» при опосредствующем воздействии экономических и иных отношений. Диалектика (др.-греч. dialektih) – первоначально искусство вести спор, добиваясь истины путём столкновения противоположных мнений, раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. В дальнейшем, уже в 19-м веке, диалектика эволюционировала в философское учение о становлении и развитии бытия и познания, основанное на законах единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, непрерывной изменчивости природы. Затем, с конца 20-го века, постепенно начала преобразовываться в метод мышления, постигающий действительность в её противоречивости, цельности и развитии. Законы развития технических систем (ЗРТС) – законы эволюции технических объектов, выявленные для современного этапа развития техники. ЗРТС правильней называть закономерностями: разница между законом и закономерностью заключается в том, что закон – это характеристика отношения (взаимодействия) между разными сущностями (например, явлениями), а закономерность – отношение между разными по времени состояниями одной и той же сущности (например, объекта) Они разделяются на три группы: 1. Статика: 1.1. Полноты частей системы – необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность основных ее частей. 1.2. «Энергетической проводимости» системы – система жизнеспособна, если имеется сквозной проход энергии по всем ее частям. 1.3. Согласования ритмики системы – согласование частоты колебаний, периодичности системы. 2. Кинематика: 2.1. Увеличения степени идеальности – в этом направлении идет развитие всех систем. 2.2. Неравномерности развития частей системы – это является причиной возникновения технических противоречий в системе. 2.3. Перехода в надсистему – исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей, и дальнейшее развитие идет на новом уровне. 3. Динамика: 3.1. Перехода на микроуровень – рабочие органы системы развиваются сначала на макро-, а затем на микроуровне.. 3.2. Увеличения степени вепольности. 3.3. Повышения полноты технической системы и вытеснения из неё человека.
Термин "система" не имеет внятного определения и поясняется через примеры. Но из них следует, что под термином "система" понимается, как правило, технический объект. В лучшем случае - структура объекта в целом. Однако, всё это весьма различающиеся понятия. Например, с точки зрения стрелы времени технический объект в прошлом - это он же на чертежах или на складе, а в будущем - в металлоломе. Структура во времени эволюционирует, изменяя свою сложность (число относительно самостоятельных, монофункциональных систем) и величину (число элементов). Техническая система вообще не меняется со временем.
Система (др.-греч. susthma – соединённое в одно целое из многих частей) – характеристика отношений в рассматриваемой среде; то, что различается как система (некоторый класс явлений). Система существует, пока существует отношение. То есть, пока существует взаимодействие (комплекс взаимодействий) и, соответственно, процессы преобразования движения. По сути, древнегреческая «система» и русское «отношение» – это синонимы. Понимание системы как отношения позволяет понять природу т.н. «системного свойства». Последнее, будучи этим самым отношением, не может быть, естественно, присуще элементам системы, то есть оно не сводимо к их «свойствам». Однако предсказуемость типа и состава системы, а также протекающих в ней процессов делает её «свойство» выводимым из «свойств» её элементов как системный эффект. Хотя, на самом деле, есть просто эффект как следствие возникновения системы. А других (несистемных) эффектов просто не бывает. Эффект – это и есть возникновение системы.
Жизнеспособность системы тесно связана с понятием системность. Разрабатываемый объект будет жизнеспособен, если он выполнен системным. Под системностью понимается работоспособная система, с определенной структурой, отвечающей ее предназначению. Эта структура должна обеспечивать главную цель системы, и выполнять все основные и вспомогательные функции. Состав системы включает: собственно систему, ее подсистемы, надсистему и окружающую или внешнюю среду. Работоспособность зависит не только от структуры системы, но и учета всех взаимосвязей и взаимовлияний системы на надсистему, окружающую среду, системы на подсистемы и обратного влияния. Отсутствие учета таких влияний может не только отрицательно сказаться на работоспособности системы, но и влиять на внешнюю среду. Системность учитывает и закономерности исторического развития исследуемого объекта.
Рисунок 3.1 - Структурная схема системности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |