Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общенаучные методы теоретического познания



2015-12-13 1033 Обсуждений (0)
Общенаучные методы теоретического познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Абстрагирование — метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Результат, получаемый в процессе абстрагирования — абстракция.

Классификация научных абстракций:

• Абстракция отождествления — образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства.

• Изолирующая абстракция — выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: «белизна», «электропроводность» и т. д.).

• Абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от незавершенности процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

• Абстракция потенциальной осуществимости — отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

Мысленная деятельность включает в себя особый вид абстрагирования — идеализацию, которая представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате идеализации могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Пример идеализации — широко распространенная в механике «материальная точка», которая подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект удобен при описании движения. А «идеальный газ» Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных разреженных газов.

Идеализация важна для реализации специфического метода теоретического познания — мысленного эксперимента. В мысленном эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т.е. чисто умозрительно. Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании научных теорий.

Целесообразность использования идеализации как метода исследований определяется следующими положениями:

• когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического;

• когда необходимо исключать некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но который затеняет сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение;

• когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, которые основываются на соответствующих содержательных теориях.

Для построения любой формальной системы необходимо:

• 1 задать алфавит, то есть определенный набор знаков;

• 2 задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»;

• 3 задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка.

Достоинства этой системы:

• возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту;

• обеспечение краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) есть метод познания, ясно выявляющийся на формально логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция, широко применяемая в научном познании, обнаруживая сходные признаки, свойства многих объектов, делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.

Родоначальником классического индуктивного метода познания является Френсис Бэкон, но он трактовал ее очень широко, как универсальный метод познания природы. На самом деле методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.

Дедукция (от лат. Deductio — выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

В науке Нового времени основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский математик и философ Р. Декарт (15961650). Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опытной в процессе познания истины.

В реальном процессе научного познания индукция и дедукция не используются изолированно друг от друга, а каждый метод применяется на соответствующем этапе исследования.



2015-12-13 1033 Обсуждений (0)
Общенаучные методы теоретического познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общенаучные методы теоретического познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)