Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синергетика – методологические основания постнеклассической науки



2015-12-13 1141 Обсуждений (0)
Синергетика – методологические основания постнеклассической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин “синергетика” - от греч. “синергена” - содействие, сотрудничество. Предложенный Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.

Термин "синергетика" понимается как:

1) парадигма – система идей, принципов, образов, представлений, из которых, возможно, со временем вырастет фундаментальная научная теория, или общенаучная теория, или даже мировоззрение;

2) ряд частнонаучных теорий (в физике, химии, биологии, психологии и др.), объединяемых идеями нелинейности, открытости, переходности, неравновесности процессов, идущих в системах;

3) общенаучная теория, либо теория самоорганизующихся систем, либо теория переходных процессов;

4) новое мировоззрение, преодолевающее господствующее в науке мышление "ставшими", неизменными понятиями и утверждающее мышление, основанное на "становящихся", переходных, нестабильных формах, образах.

Принципы синергетики.

1. Нелинейность. Любое явление понимается как момент эволюции.

2. Неустойчивость - несохранение состояний системы в процессе эволюции.

3. Открытость - признание обмена системы веществом, энергией, информацией с окружающей средой; признание системы как состоящей из элементов.

4. Подчинение - функционирование и развитие системы определяются процессами в ее подсистеме при возникновении иерархии масштабов времени. Это принцип сведения ее динамического описания к малому числу параметров порядка.

К 4 принципам добавляются принципы специфические для той или иной области – неживых систем, живых организмов, человека. Для неживых систем вводится принцип дальнодействия. Для живых систем вводится принцип биополя, объединяющего элементы в целое и направляющего развитие организма к предустановленным образцам.

Для человека введен принцип трансценденции (способность переступать границу между природным, опытным и внеприродным, выходить за рамки опыта).

Следующая составляющая синергетической сети – общенаучные теории. В них просматриваются 2 блока: содержательный и формальный. Онив ыражают методологию синергетики.

Содержательный блок:

1. Принцип становления – главная форма бытия: не ставшее, а становящееся, не покой, а движение, не завершенные, устойчивые формы, а переходные, промежуточные и временные образования.

Становление выражается через 2 свои крайности – хаос и порядок. Взаимодействие образов хаоса и порядка раскрывают нам: образ времени как процесса возникновения-исчезновения; образ субъекта, переходящего из потенции в актуальность по мере усложнения форм бытия.

2. Принцип узнавания означает узнавание бытия как становления. При этом параметры порядка играют двоякую роль: сообщают системе как вести себя и доводят до сведения наблюдателя нечто о макроскопическом состоянии системы.

3. Принцип согласия–бытие как становление формируется и узнается лишь в ходе диалога взаимодействия субъектов.

4. Принцип соответствия, означающий возможность перехода от досинергетической (классической, неклассической, постнеклассической) науки к синергетической по интуитивным соображениям, и по формальным параметрам.

5. Принцип дополнительности, означающий независимость, неполноту досинергетического описания реальности, (без синергетического), и частичность синергетического (без досинергетического).

Помимо содержательных принципов в методологию синергетики входят формальные принципы. Формальный блок составляют понятия и принципы, навеянные теориями математики и логики.

Математический блок составляют теория катастроф, фрактальная геометрия, теория вероятностей, теория алгоритмов, теория клеточных автоматов, а также интуиционистская математика и теория категорий.

Логическая часть общенаучной теории синергетики представляет собой описание металогики.

Синергетическая концепция самоорганизации

1. Объектами исследования являются открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным обменом веществом и энергией между подсистемами и между системой с ее окружением.

2. Среда — совокупность составляющих ее объектов, находящихся в динамике. Взаимодействие исследуемых объектов в среде характеризуется как близкодействие. Среда объектов может быть реализована в физической, биологической и другой среде более низкого уровня.

3. Различаются процессы организации и самоорганизации. Общим признаком для них является возрастание порядка вследствие протекания процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия независимо взаимодействующих элементов среды.

4. Результатом самоорганизации становится возникновение, взаимодействие, и регенерация динамических объектов более сложных в информационном смысле, чем объекты среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются существенно динамическими образованиями.

5. Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую ''погружена'' система.

6. Поведение элементов подсистем и системы в целом, существенным образом характеризуется спонтанностью – акты поведения не являются строго детерминированными.

7. Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними (прогресс), так и уступать им (регресс).



2015-12-13 1141 Обсуждений (0)
Синергетика – методологические основания постнеклассической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синергетика – методологические основания постнеклассической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)