Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представительства и филиалы иностранных юридических лиц



2015-12-13 693 Обсуждений (0)
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность иностранных юридических лиц в дореволюционной России.О допустимости действия у нас публичных иностранных юридических лиц вроссийском законодательстве ничего не говорится, а упоминается. Впримечании к статье 2139 т.10 упоминается о пользовании у нас всеми ихправами, в соответствии с нашими законами. Действия же иностранных частныхюридических лиц, акционерных компаний и других торговых и промышленныхтовариществ может быть допущена только при наличии конвенции, котораязаключается министром иностранных дел по согласованию с министром финансовс иностранными государствами, только на основании такой конвенции в Россииразрешено присутствие иностранных акционерных компаний. Основываясь на этомуказании закона, Сенат (реш. 1883 г. номер 44) и Мыш в своей статье "Осудебной защите иностранных акционерных компаний в России" совершенноосновательно объяснили, что, как правом судебной защиты, так и вообщеимущественными гражданскими правами у нас могут, в силу этого закона,пользоваться акционерные компании и товарищества только тех государств, скоторыми на этот счет заключены особые конвенции, причем Мыш совершенноосновательно заметил, что этим законом иностранные акционерные компании итоварищества должны быть признаны уполномоченными на совершение различныхсделок, согласно их уставам, именно в России и на их защиту посредствомсуда у нас, а не только сделок, совершенных ими за границей, в соответствиис иностранными законами, осуществление которых у нас вообще гарантируетсянашими законами, без всякого отношения к тому - совершены ли они лицамифизическими или юридическими[4].Хотя мысль о допустимости действия у нас иностранных юридических лиц неиначе, как только вследствие заключения об этом особой конвенции с тем илидругим государством и выражена в частном постановлении закона только поотношению допустимости действия у нас иностранных акционерных компаний,но, несмотря на это, следует, кажется, видеть в этом законе выражениеобщего начала, руководившим законодателем при его издании и заключающегосяв том, что у нас без особой конвенции, или же без особого дозволенияправительства, выраженного в какой-либо иной форме, и вообще не можетсчитаться допустимым действие и других иностранных юридических лиц, какчастных, так и публичных.В российском законодательстве не было четкого ответа на то, какиепризнаки являются основанием признания юридического лица иностранным.Существовало несколько точек зрения на эту проблему. Шершеневич Г.Ф.отвергал в качестве основы для признания общества иностранным, инациональность учредителей, и место учреждения товарищества. Онпридерживается точки зрения, согласно которой, иностранными товариществамимогут быть признаны только те, чей центр деятельности находится заграницей, что выражается в местонахождении правления или его имущества.Хотя такое деление вызывает определенные трудности при определенииправового положения товариществ, не имеющих видимого центра (банки,страховые компании). Такая неопределенность еще раз наглядно показывалоотсталость правовой базы от экономической ситуации в стране. Правовое положение филиалов и представительств в СССР.После прихода к власти большевиков, гражданское право, отражавшее интересыбуржуазного общества было разрушено новой идеологией. "Декларация правтрудящегося и эксплуатируемого народ" упраздняет право частнойсобственности, статья 15 этого документа гласит, что вся земля, леса,недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушныйтранспорт и средства связи являются социалистической государственнойсобственностью.Но ситуация, сложившаяся в экономике, обществе и государстве к началу 20-хгодов потребовал от новой власти принятия мер, направленных навосстановления некоторых институтов гражданского права, без которых неможет существовать, функционировать и развиваться экономика любогогосударства. Гражданское право того времени характеризует фраза ЛенинаВ.И.- буржуазное право без буржуазии. Принятие в 1922 году Гражданскогокодекса РСФСР привело к тому, что законодательно было предоставлено правоюридическим лицам, частным и переведенным на хозрасчет государственнымпредприятиям и учреждениям, открывать свои филиалы и представительства повсей территории страны, руководствуясь своими интересами.В апреле 1922 года было принято постановление ВЦИК и СНК "О порядкедопущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределахРСФСР". Этот нормативный акт установил, что иностранные фирмы допускаютсяк производству торговых операций в пределах РСФСР и к открытию контор,отделений и представительств, если эти операции сводятся к заключениюсделок, связанных с ввозом и вывозом товаров, пропускаемых в силудействующих постановлений или соглашений Союза ССР с иностраннымигосударствами через границу в безлицензионном или ином упрощенномпорядке. Этот же нормативный акт разрешил брать роль представителейиностранных фирм гражданам РСФСР не состоящих на государственной службе ипри наличии у иностранных фирм соответствующего разрешения.Советское гражданское право признавало и допускало образованиеобособленных подразделений у юридических лиц, так как это способствовалорасширению территориальной сферы деятельности предприятий и учреждений.Другой, специфической для советского права причиной, обусловившейнеобходимость детального правового регулирования сферы отношений, связаннойс правовым положением филиалов и представительств, является особая рольгосударства в хозяйственно-экономической деятельности.Статья 94 ГК РСФСР 1964 года подтвердила, что государство являетсяединым собственником всего государственного имущества, а также, чтогосударственное имущество, закрепленное за государственными организациями,состоит в их оперативном управлении.Статья 31 ГК РСФСР 1964 года:Юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке,установленном законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководительфилиала или представительства действует на основании доверенности,полученной от соответствующего лица.Филиал, в соответствии с советским гражданским правом, это составная частьюридического лица, осуществляющая на определенной территории все или частьфункций юридического лица, создавшего ее.Филиал не является юридическим лицом. Руководители филиалов должныдействовать на основании доверенности соответствующего юридического лица.Филиалам открываются самостоятельные расчетные счета в банке и разрешаетсязаключать договоры после того, как они пройдут государственную регистрацию.В соответствии с гражданским процессуальным законодательством, представлятьинтересы юридического лица на судебном процессе в праве и руководительфилиала, наделенный специальными полномочиями на основании особойдоверенности. Однако это обстоятельство не может поколебать вывод о том,что филиал не является юридическим лицом. Государственная регистрацияявляется одним из способов проверки законности возникновения филиала.Открытие расчетного счета, предоставление права заключать договоры - этотолько способ перенесения деятельности юридического лица в другой,территориально отличный от места его нахождения пункт. Наличие филиалаоблегчает выполнение функций, возложенных на юридическое лицо, ипространственно расширяет его сферу деятельности.Такое истолкование понятия филиала находится в соответствии с темиуказаниями, которые содержатся по этому поводу в постановлении СНК СССРот 9.12.35 "О порядке открытия и регистрации филиалов и представительствхозяйственных организаций и предприятий". Этот нормативный актустанавливает весьма сложный порядок образования филиалов ипредставительств. Он рассчитан на борьбу с созданием филиалов ипредставительств без особой необходимости. Филиалы и представительствамогут быть образованны организациями союзного значения - по приказуруководителя союзного министерства или ведомства и организациямиреспубликанского или местного значения - с санкции Совета Министров союзнойреспублики, а если филиал или представительство создаются за пределамиданной республики, требуется также согласие Совета Министров той союзнойреспублики, на территории которой они будут находиться. Постановление СНКСССР от 9. 12. 35 вместе с тем специально оговаривает, что перечисленные внем органы могут разрешать открытие филиалов и представительств лишь впределах штатных контингентов, установленных для соответствующейхозяйственной организации. Как видно из вышеизложенного, определениефилиала и его функции не претерпели сколько-нибудь серьезного изменения посравнению с досоветским периодом. Порядок образования филиалов ихрегистрация по советскому праву носит характерный отпечаток командно-административной системы управления экономикой и полной подконтрольностихозяйствующих субъектов воле и интересам государства.То обстоятельство, что закон предусматривает для филиалов такие же условияих образования и деятельности, что и для представительств, свидетельствуето том, что филиал это не самостоятельный субъект права, не самостоятельноепредприятие. Отличие филиала от представительства заключается в том, чтопредставительство, равно как и единолично уполномоченный, совершает отимени и за счет представляемой хозяйственной организации необходимые длявыполнения возложенных на нее задач сделки и иные юридические действия натой территории, которую обслуживает данное представительство. Филиал же,помимо выполнения этих задач, может осуществлять на данной территории и техозяйственно-оперативные функции, которые составляют содержаниедеятельности самого юридического лица.Однако на практике филиалами зачастую именовались входящие в составхозяйственной организации хозрасчетные единицы - производственныепредприятия, выполняющие самостоятельные задачи и являющимисясамостоятельными юридическими лицами.Например, Государственный институт по проектированию заводов авиационнойпромышленности ( Гипроавиапром ) является хозрасчетной организацией идействует на основе Положения о трестах от 29. 06. 27. В силу параграфа 14Устава Гипроавиапрома, входящие в состав института филиалы действуют вкачестве подотчетных производственных единиц на хозрасчете. Но если всостав данной хозяйственной организации входят переведенные на хозрасчетпроизводственные единицы, то их и следует именовать тем, чем они являются вдействительности, то есть предприятиями, а не филиалами (точно так жеПоложение о Центральной научно-исследовательской лаборатории поводоочистке и водоподготовке Центрального научно-исследовательскогоинститута бумажной промышленности именует лабораторию филиалом института.Однако в действительности лаборатория является не филиалом, а предприятием,находящимся в ведении института и выполняющим самостоятельные функции, несливающиеся с функциями, лежащими на институте). Если же даннаяпроизводственная единица находится на внутреннем хозрасчете, она ничем неотличается от цеха предприятия.В практике хозяйственных министерств встречались случаи открытия филиаловпроизводственных предприятий. В некоторых положениях о таких филиалахпредусматривалась субсидиарная ответственность за долги филиала; балансфилиала входит в баланс завода; начальник филиала действует на основаниидоверенности, выданной директором завода. Затем неожиданно выясняется, чтоначальнику филиала, действующему по доверенности директора завода,предоставляется право совершать сделки и иные юридические действия от именифилиала, а также выдавать доверенности отдельным лицам на право совершениятех или иных действий от имени филиала. Иногда в таких положенияхсодержится указание, что филиал действует на началах хозрасчета ипроизводит все необходимые для осуществления возложенных на него задачоперации по всей территории СССР. Но хозрасчет филиала может быть тольковнутренним хозрасчетом, то есть принципом, определяющим взаимоотношенияфилиала с его предприятием, а не положение филиала во вне, в гражданскомобороте, ибо, в конечном счете, предприятие должно нести имущественнуюответственность за долги филиала. Нельзя признать правильным предоставлениефилиалу права осуществлять возложенные на него задачи по всей территориистраны, так как филиал в этом случае перестает быть филиалом и превращаетсяв самостоятельное предприятие.Нормативные акты способствуют смешению понятий "филиал" и "предприятие"[5].Отсутствие ясности в трактовке понятия "филиал" в советском праве вноситненужные осложнения в процесс жизнедеятельности юридических лиц. Правовое положение филиалов и представительств в настоящее времяЮридическое лицо для осуществления каких либо функций за пределами своегоосновного места нахождения вправе создать в другом месте свое обособленноеподразделение в виде представительства или филиала. Статья 55 ГК РФ даеттакое определение представительствам и филиалам1. Представительством является обособленное подразделение юридическоголица, расположенное вне места его нахождения, которое представляетинтересы юридического лица и осуществляет их защиту.2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функцииили их часть, в том числе функции представительства.3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Онинаделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют наосновании утвержденных ими положений.Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом идействуют на основании его доверенности.Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительныхдокументах создавшего их юридического лица.Создавшие представительство или филиал юридические лица передают имнекоторое имущество необходимое для осуществления функцийпредставительства или филиала. Обязательно указывать об этом в своихучредительных документах, для того чтобы об этом знали потенциальныекредиторы. В связи с этим, выделенное представительствам ифилиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах , может статьобъектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц , причем независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений илинет. Вместе с тем, по долгам, возникшим в связи с деятельностьюпредставительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своимимуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.Для осуществления представительских и иных юридических функций отимени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенномуим руководителю своего представительства или филиала. СовместноеПостановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ N6/8 (п.20) требует наличия у руководителя филиала или представительствадоверенности и в том случае, когда его полномочия определеныучредительными документами создавшего их юридического лица.Правовой статус филиалов и представительств так же закреплен в законах"Об акционерных обществах" от 2.12.95, "Об обществах с ограниченнойответственностью” от 8. 2 .98.В статье 5 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеютсянормы, которые устанавливают возможность организации филиалов ипредставительств по решению общего собрания участников общества, принятомубольшинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участниковобщества, однако в уставе общества может быть предусмотрена необходимостьбольшего числа голосов (п . 1 ).Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах ипредставительствах предоставляются в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставеобщества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления отаких изменениях орган, осуществляющего государственную регистрациююридических лиц.Отдельные виды хозяйственной деятельности физических июридических лиц из-за своей значимости для общества и государства нуждаетсяв особом контроле. Этот контроль осуществляется при помощи лицензирования,то есть выдачи разрешений на право занятия определенной деятельностью приобязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензии могутвыдаваться, как федеральными органами исполнительной власти в чьюкомпетенцию это входи, так и органами исполнительной власти субъектовфедерации правомочных заниматься лицензирование. Лицензия, выданнаяфедеральным органом исполнительной власти, действительна на всей территориигосударства, а лицензия, выданная лицензирующим органом субъекта федерации,действует на территории другого субъекта только после уведомлениясоответствующих органов , занимающихся лицензированием на территорииданного субъекта федерации . Деятельность по лицензированиюосуществляется на основании Закона " О лицензировании отдельных видовдеятельности" от 25. 09.98 с изменениями от 26.11.98. Порядок ведениялицензирующей деятельности утвержден Постановлением правительства РФот 24.12. 94. В приложении к этому постановлению перечислены федеральныеорганы исполнительной власти , уполномоченные выдавать лицензии суказанием видов деятельности для каждого. В настоящее время лицензированиюподлежит более двухсот видов хозяйственной деятельности.При выдаче лицензии юридическому лицу, имеющему обособленныеподразделения, одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии суказанием местоположения каждого подразделения. Копии лицензийрегистрируются отдельным органом . Этот порядок установлен Законом "Олицензировании отдельных видов деятельности". Однако отдельные видыхозяйственной деятельности подлежат лицензированию на основании другихнормативных актов , и они содержат правила отличные от тех , которыеуказаны в ФЗ "О лицензировании"[6].Филиалы и представительства не вправе вступать в гражданскиеправоотношения от своего имени . Они всегда действуют только от именисоздавшего их юридического лица . Так , Пленум Высшего Арбитражного Суда РФПостановлением от 2 .12 . 93 ."Об участии в арбитражном процессеобособленных подразделений юридических лиц" установил, что привозникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковыетребования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств,либо к филиалам и представительств. В случае, когда филиалам ипредставительствам предоставляется право осуществлять в арбитражномпроцессе полномочия стороны по дел, указанные подразделения выступают отимени соответствующего юридического ли, и взыскания производятсяарбитражным судом с юридического лица либо в его пользу. Согласно п. 2статьи 25 Арбитражно - процессуального кодекс, иск к юридическому лицу,вытекающий из деятельности его обособленного подразделения,предъявляется по месту нахождения данного подразделения.Юридическое лицо вправе реорганизовывать свои филиалы ипредставительств, в том числе и превращать их в юридические лиц, которыемогут вступать самостоятельно и от своего имени в гражданские идоговорные правоотношения.Правовой статус филиалов иностранных компаний.Этот статус определен в ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 .07 .99 .Создание и ликвидация филиалов иностранных юридических лиц.Филиал иностранного лица создается в целях осуществления на территорииРоссии той деятельности , которую осуществляет за пределами РФ головнаяорганизация, и ликвидируется на основании решения иностранного лица -головной организации .Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидациейфилиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством егоаккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ .Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитациив целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других ли, обеспечения обороны страны ибезопасности государства ( ст . 21).Требования к положению о филиале иностранного юридическоголица.Головная организация представляет в федеральный органисполнительной власти, который занимается аккредитацией филиалов ипредставительств иностранных юридических лиц, положение о филиалеиностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования ксодержанию которых утверждается Правительством РФ.В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указанынаименование филиала и его головной организации, организационно -правовая форма головной организации, место нахождения филиала натерритории РФ и юридический адрес его головной организации, цель создания ивиды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала восновные фонды филиала, порядок управления филиалом.Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранногоюридического лица производится головной организацией на основе внутреннихцен или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валютеРоссийской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала восновные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана вположении о филиале иностранного юридического лица.Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлятьпредпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дняего аккредитации.Филиал иностранного юридического лица прекращаетпредпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со днялишения его аккредитации ( ст. 22 ). В Федеральном Законе "Об иностранных инвестициях" наПравительство РФ возлагается ответственность определить федеральный органисполнительной власти, который будет ответственней за координациюпривлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Этот жеорган будет аккредитировать филиалы иностранных юридических лиц. Посколькув настоящее время Министерство экономики РФ является федеральным органом,который организует разработку и обеспечивает реализацию государственнойполитики по привлечению иностранных инвестиций (в соответствии сПостановлением Правительства РФ от 26. 08. 95 . N 844 "Об утвержденииПоложения о Министерстве экономики РФ"), видимо на него и будут возложеныуказанные функции . В настоящее время филиалы иностранных юридических лицрегистрируются в Государственной регистрационной палате приМинистерстве юстиции РФ .Налогообложение филиалов и представительств.В соответствии с недавно принятым Налоговым кодексом (4.1) филиалы ипредставительства российских организаций перестали быть самостоятельныминалогоплательщиками , в отличие от них , филиалы иностранных фирм инекоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектаминалогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанностиучредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории,на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших ихорганизаций[7].Фактически филиалам и иным обособленным подразделенияморганизаций придан статус налогового представительства . Статья 27 НК даетопределение законного представителя налогоплательщика-организации .Ими признаются лица , уполномоченные представлять указанную организацию наосновании закона или ее учредительных документов. Таким образом ,статусом законного представителя налогоплательщика-организации обладаюттакже руководители филиалов и иных обособленных подразделенийроссийских организаций в отношениях с налоговым органом .Механизм выполнения филиалами и представительствами обязанностейорганизаций по уплате налогов и сборов должен быть определен во второйчасти Налогового кодекса применительно к конкретным налогам и сборам . Довведения в действие второй части Налогового кодекса обязанности по уплатеналогов и сборов по месту нахождения филиалов и представительстворганизации осуществляют в порядке, установленном соответствующимзаконодательным или иным нормативным актом о конкретном налоге или сборе.Избежание двойного налогообложения.Открытие филиалов и представительств за границей российскими юридическимилицами и создание филиалов иностранных юридических лиц в России породилипроблему двойного налогообложения. В соответствии с законодательствоммногих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций нев зависимости от того места, где они были заработаны, а по местурегистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и сфилиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственнуюдеятельность на их территории.Единственный способ избежать двойного налогообложения - заключениедвухстороннего договора, в соответствии с которым , прибыль, получаемаяфилиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территориикоторого он осуществляет свою хозяйственную деятельность;другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыльюридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве -участнике соглашения об избежании двойного налогообложения.Постановлением Правительства РФ N 352 от 28. 05. 92. Была утвержденароссийская типовая модель соглашения об избежании двойного налогообложениядоходов и имущества[8].


2015-12-13 693 Обсуждений (0)
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представительства и филиалы иностранных юридических лиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)