Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА



2015-12-15 425 Обсуждений (0)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психотерапевтическая концепция К. Юнга настолько же связана в своих основах с концепцией З. Фрейда, насколько и отлична от последней, что, на наш взгляд, объясняется прежде всего личностными особенностями созда­теля аналитической психологии, а уже затем всеми привходящими обстоя­тельствами. Мы вообще склонны полагать, что в истории консультативной психологии и психотерапии особенно ярко проявляются влияние и взаи­мозависимость личности автора и создаваемой им системы. Проблема вза­имосвязи и взаимоопределения личности, содержания и пространства ее “жизненного мира”, в том числе и результатов деятельности — одна из наиболее загадочных и наименее изученных проблем психологии. Поэто­му в нашем кратком обзоре мы охарактеризуем те особенности концепции К. Юнга, которые носят характер, ярко отличающий их от ортодоксального психоанализа.

Структура личности. В аналитической психологии К. Юнга представления о структуре личности гораздо сложнее, чем в классическом психоанализе. Прежде всего К. Юнг выделил различные психологические типы личности, определяющиеся преобладанием той или иной из основных психических функций: ощущения, мышления, чувствования и интуиции. Соответственно выделяются сенсорный, мыслительный, этический и интуитивный личностные типы. Каждая из предложенных моделей личностных типов характе­ризовалась посредством раскрытия специфики способов их взаимоотноше­ния с миром. Так, например, сенсорный тип отличается ситуативным реа­гированием, отсутствием эмоциональных задержек, в то время как мысли­тельный тип всю свою жизнь подчиняет интеллектуальным соображениям и формулам. Мыслительный и этический типы были отнесены К. Юнгом к рациональным, а сенсорный и интуитивный — к иррациональным.

К. Юнг ввел еще одно важное различение в характеристику способа бытия личности — “экстраверсия-интроверсия”, восходящее к его ранним поло­жениям о “законе” или “принципе противоположностей”, согласно которо­му энергия, движущая личностью, вырабатывается из противоположно на­правленных сил. Далее К. Юнг ввел понятие “психея”, которое охваты­вает личность как целостность. Согласно К. Юнгу, “психея” — это все не­физическое пространство, составляющее свою собственную реальность. (Обращаем внимание на аналогию с более поздним понятием Э. Гуссерля “жизненный мир”). В пределах “психеи” циркулирует “жизненная энергия”, либидо, движение которой подчиняется принципам эквивалентности, энтропии и противопо­ложностей. Иначе говоря, любой дисбаланс в распределении энергии вы­зывает компенсаторные тенденции.

Целостная структура “психеи” включает следующие компоненты: внут­ренний мир, внешний мир, анимус (анима), тень, самость (self), Эго, пер­сона (маска), личное бессознательное, коллективное бессознательное (архетипы) (То, что называется еще “расовым бессознательным”) и сознание. Причем “маска” и Эго принадлежат к области сознания.

Собственно “Я”(Эго), по К. Юнгу, — это комплекс репрезентаций, состав­ляющий центр поля сознания, обладающий весьма высокой степенью устойчивости и идентичности**Отметим попутно, что у К. Юнга термин “комплекс” означает сочетание мыслей, объединен­ных одним чувством.*. Ясно, что Эго для К. Юнга — часть “пси­хеи”. Маска (персона) — верхний слой, фасад личности. Данная инстанция включает в себя социальные роли, стиль поведения, предпочитаемую внешность — это облик и лик человека, которые тот представляет другим.

Личное бессознательное —зона, смежная с Эго. Она включает в себя за­бытые переживания, которые тем не менее могут актуализироваться. По­знается оно, как и у З. Фрейда, через иносказание.

Коллективное бессознательное,по К. Юнгу, — это “кладовая мировых процессов, отложенных в структуре мозга и симпатической нервной систе­мы, составляющих в своей совокупности вневременной и вечный образ мира, в противовес нашей сознательной одномоментной картине мира”.

К. Юнг предпочитал даже говорить о “коллективной психее”. Именно в ней содержатся архетипы — коллективные общечеловеческие представле­ния универсального порядка, определяющие специфические человеческие (как вида) способы поведения и темп переживаний.

Архетипы(они же “имаго”, “коренные имиджи”, “доминанты”, “поведен­ческие паттерны” в терминах К. Юнга) бывают двух типов: персонифици­рованные (например, анимус — анима) и трансформирующиеся (например, самость). Примеры архетипов: Отец, Бог, Дева, Герой, Дитя.

Анимус(у женщин) — анима(у мужчин) являются архетипами, воплоща­ющими мужское и женское начало у лиц соответствующего противополож­ного пола. Экспликативная функция данного архетипа проявляется, к при­меру, в анализе мужеско-женских отношений, когда женщина проецирует свой анимус на партнера, воспринимая его как стойкого, способного защи­щать и т.д., в то время как тот сам может испытывать потребность в жен­ской опеке, находясь во власти архетипа Матери, что приводит к межлич­ностному конфликту.

“Тень” —архетип, представляющий “темную”, “низкую”, греховную ин­станцию личности. Если провести аналогию с З. Фрейдом, “тень” соответ­ствует сексуальным инстинктам. Для К. Юнга “тень” — то неприятное че­ловеку в самом себе, что он прячет от самого себя и от других. Вместе с тем К. Юнг полагал, что “тень” оказывает и положительное влияние на че­ловека не только самим фактом принятия ее, но и тем, что может транс­формироваться в положительном направлении, коль скоро ее содержание признается естественным, “легальным”.

“Самость”. Это, по К. Юнгу, центральный архетип в структуре личности. Архетип упорядоченности и целостности личности. К. Юнг писал: “...са­мость есть качество, превосходящее сознательное Эго. Оно охватывает не только сознание, но и несознательную психею, и, следовательно, является, так сказать, личностью, которой мы также пребываем” (Young, p. 398). Са­мость, в сущности, — это архетип потенциала человеческой личности, ко­нечная цель самоосуществления. (Как явствует из характеристики и формулировки самости, именно к этой идее К. Юнга вос­ходят современные концепции самореализации, столь популярные в различных направле­ниях мировой психологии, в особенности в гуманистическом).

Стадии развития. В отличие от З. Фрейда, выделявшего пять основных стадий психического развития в качестве базисных для определения фик­саций на них как источника личностной проблематики, К. Юнг, считая под­ход З. Фрейда редукционистским, предпочитал вести речь о некоторых об­щих периодах жизненного цикла. Понятию “фиксация” К. Юнг предпочи­тал термин “незрелость”, легко ассоциирующийся с тем или иным перио­дом развития. Рассмотрим их детальнее.

Досексуальный период. От рождения до трех лет. На этой стадии сексуаль­ный инстинкт незначим. Основная характеристика периода — функция кормления и физического (равно как и психического) роста. Жизнь инди­вида характеризуется беспроблемностью в связи с тем, что примитивному сознанию не доступны серьезные противоречия.

Предпубертатный период. От трех — пяти лет (хотя индивидуальные раз­личия весьма существенны) до десяти — тринадцати лет. Основные задачи этого периода — расширение объема сознания за счет обучения и посте­пенное, хотя и неполное, обретение автономии по отношению к семье. Очень важно, что ребенок во многом отождествляет себя с домом своих ро­дителей и с зависимостью себя от них. В этот же период получают началь­ное развитие сексуальные инстинкты. В отличие от З. Фрейда, К. Юнг не выделял в качестве специфических инцестуальные детские влечения, хотя допускал их появление в это время как проявление чистой возможности.

Пубертатный период. От десяти — тринадцати до девятнадцати — двад­цати лет (у девушек) и до двадцати пяти (у юношей). Кстати говоря, по­добное, не обусловленное физиологией продление периода — свойствен­ная К. Юнгу тенденция к значительному расширению пространства жизни; это связывают с его психотерапевтической установкой не дать клиенту по­чувствовать, что он, так сказать, “уже за холмом”. В данный период на ин­дивида ложится не только тяжелое бремя сексуальности, но и проблемы социального самоопределения и самоутверждения. Подросток и юноша сталкиваются с противодействием и различными влияниями родителей, встают перед необходимостью выбора жизненных путей. Впервые возни­кает опасность одностороннего развития.

Юность. От двадцати — двадцати пяти до тридцати пяти — сорока лет. Это стадия, когда, по словам К. Юнга, индивид должен “проложить свою соб­ственную дорогу” в жизни, в противном случае его ожидают психологи­ческие проблемы. Общими направлениями и содержанием активности в этот период являются создание семьи, заведение детей и обустройство соб­ственного дома, равно как решение вопросов служебного преуспевания и профессионального совершенствования. Специальные проблемы периода заключаются в “преодолении очарования материнской анимой” — для мужчин или “анимуса отца” — для женщин. В целом же это период возрас­тающей ответственности и возрастающего сознания (знания, смысла).

Средний возраст. После сорока лет, когда наступает вторая половина жиз­ни. По К. Юнгу, своеобразие данного периода в том, что уже прожито дос­таточно много, но смысл жизни оказывается еще не раскрыт — он не ис­ключительная принадлежность сознания. Закончилось вбирание мира в себя и начинается время углубления в свою внутреннюю природу. Это время пожинать плоды своих прошлых усилий.

Старость. За пределами шестидесяти — шестидесяти пяти лет необходи­мо принять свой возраст как “старость”, поскольку такова реальность жиз­ни. К. Юнг интересовался этим периодом жизни человека едва ли не боль­ше остальных представителей психологии. К. Юнг полагал, что в этом воз­расте следует жить, глядя не назад, а в себя. Старость, согласно Юнгу, — исключительно плодотворный период для личного развития, он открывает путь для осуществления потенциала — “самости”. Юнг отмечал: “Челове­ческие ценности, и даже тело, имеют тенденцию превращаться в свои про­тивоположности”. Мужчины становятся более женственны, женщины му­жественны, а равнодействующая анимы и анимуса открывает путь к гармо­нии (Современные экспериментальные исследования подтверждают данное положение К. Юнга. Доказано: по мере старения мужчина приобретает традиционно женские черты поведения (пассивность, сензитивность, аффилиацию и депрессивность) и утрачивает типично муж­ские качества, что связывается со снижением уровня тестостерона (см.: “Agressive behavior...“). Старость — это период жизни, когда телеология жизни трансформи­руется в ее (жизни) продолжение за пределами земного бытия индивида, уступая место религиозному опыту.

Основные теоретические положения К. Юнга. Центральное место в кон­цепции К. Юнга занимают следующие идеи:

1. Преодоление любой односторонности в развитии личности, в особеннос­ти односторонности, связанной с приверженностью к сознательно отстаи­ваемым паттернам и идеалам, и порицание “теневой стороны” личной и общественной жизни.

2. Идея индивидуации как всестороннего, полного, синтезирующего созна­тельное и бессознательное развитие самости. Выделяя в качестве главного теоретического различения дихотомию “осознаваемое-неосознаваемое”, К. Юнг посвятил свою жизнь разработке тончайших нюансов диалектиче­ской взаимосвязи этих двух инстанций человеческой психики. В сущности, весь теоретический аппарат аналитической психологии (понятие символа и знака, структуры “психеи” и структуры личности) есть попытка разрабо­тать теорию опосредования взаимосвязей компонентов основной дихото­мии с использованием предельно широкого социокультурного контекста человеческой цивилизации.



2015-12-15 425 Обсуждений (0)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)