Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример 8.1. Случайности, ставшие опытом (магнето Микулина)



2015-12-15 960 Обсуждений (0)
Пример 8.1. Случайности, ставшие опытом (магнето Микулина) 0.00 из 5.00 0 оценок




В своей автобиографии академик Микулин рассказывал о том, как он сделал первое в своей жизни техническое усовершенствование. Гимназистом он наблюдал за полетами Уточкина — одного из величайших российских авиаторов начала ХХ в. Магнето на самолетах было недостаточно надежным, мотор часто прекращал работать. Иногда это приводило к срыву демонстрационных полетов, иногда становилось причиной аварийной посадки. Микулин-гимназист был очень увлечен идеей полетов на аэропланах и постоянно размышлял о повышении надежности полетов.

Как-то на улице он увидел детину с подбитым глазом. Глаз совершенно заплыл, но детина продолжал видеть. И Микулин понял, что действовать надо совершенно аналогично природе, снабдившей человека двумя глазами. С этой идеей Микулин немедленно направился к прославленному авиатору. Тот долго не мог понять незнакомого гимназиста, ворвавшегося в его гостиничный номер и кричавшего что-то о подбитых глазах, но в результате на авиационный мотор поставили два магнето и резко повысили надежность системы зажигания.

Случайное наблюдение, случайное событие было применено по аналогии. Для Микулина этот опыт — дублирование как средство повышения надежности стал первым в копилке его личных приемов решения задач. Можно сказать, что это была невеликая находка, что дублирование, резервирование является общим местом всех систем, от которых требуется повышенная надежность работы. Но мы видим, что в реальности к авиационному мотору в начале прошлого века такие требования не предъявлялись, вернее, они не осознавались. Кроме того, здесь важен выбор системы, требующей повышенной надежности.

Мы сейчас считаем дублирование принципом общеизвестным, но кто-то, решивший, что к системам, требующим такого же подхода, надо отнести, например, велосипед, с триумфом откроет новую страницу в велосипедостроении, введя, например, двойную цепь. В жизни опытных изобретателей найдется немало подобных историй, ситуаций, в которых некое случайное событие легло в основу нового принципа работы. Мы видим, что эта случайность использования принципа относится только к той системе, которая совершенствуется. Для этой системы принцип не был известен, а для других систем он, может быть, уже был известен и общепринят.

Пример 8.2. Принцип сборки автомобилей на конвейере

Принцип сборки автомобилей на конвейере — это принцип разделения процесса работы на множество этапов и подготовки людей, инструментов под конкретную операцию. Это приводит к специализации рабочих мест, инструментов, рабочих, а значит, в массовом производстве дает экономию. Удивить кого-нибудь этим принципом в машиностроении невозможно. Но спустя много лет после машиностроителей его открыли для себя банки, создав систему, в которой каждый сотрудник специализируется на одной операции. Открыли, изобрели, внедрили и обеспечили при этом огромную экономию. И опять принцип ждет, когда кто-то его изобретет в совершенно новой области деятельности.

На такое «переоткрытие» расходуются значительные ресурсы. В двадцатых годахинженер Шухов, строя «радиобашню» в Москве (сейчас Шуховская башня на Шаболовке) решал вопрос, как поднять верхнюю секцию башни без внешних лесов и подъемного крана. Он решил эту проблему и поднял верхнюю секцию изнутри, используя в качестве подъемного крана уже построенные секции башни. Верхняя секция прошла внутри башни и встала на свое место. При этом Шухов устранил определенное противоречие: верхняя секция должна быть того же диаметра, что и верхняя часть предыдущих секций, для стыковки, и она должна быть меньшего диаметра, чтобы пройти сквозь уже построенные секции. Шухов верхнюю секцию слегка надрезал и диаметр ее на время подъема уменьшил, а подняв, диаметр вернул в норму и секции состыковал (рис. 8.1).

Рис. 8.1

Через шестьдесят пять лет группа разработчиков предлагает способ строительства высотных труб и иных сооружений, имеющих внутренние пустоты. Способ до деталей повторяет то, что придумал Шухов. Этот пример показывает негативные стороны отсутствия планомерной работы по выявлению и серийному, широкому использованию принципов, заложенных в сильных изобретениях.



2015-12-15 960 Обсуждений (0)
Пример 8.1. Случайности, ставшие опытом (магнето Микулина) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пример 8.1. Случайности, ставшие опытом (магнето Микулина)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)