ЛИЧНОСТЬ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1. Понятие личности Личность – это сложное, многогранное явление общественной жизни (личность не может быть вне общества, как сознание); продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой. Когда вы меня слушаете – вы объект, а я (вещаю) – субъект. Когда человек личность, он что-то создаёт, творит. Т.е. характерной особенностью личности есть творчество. Человек – это биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Как биологическое существо, принадлежит к классу млекопитающих, то есть самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. С этой точки зрения он характеризуется как индивид. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определённой социальной группы, осознающий своё отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определёнными индивидуально-психологическими особенностями. Личность – социальное явление, а когда рассматриваем биологический аспект, то говорим об индивиде. Самое широкое (общее) понятие - человек. Основные признаки личности: - социальность; - наличие языка (как средства речевого общения людей); - сознание. Характер формируется всю жизнь, он может завуалировать темперамент. Скорее разобьется на машине человек с сильной нервной системой, чем со слабой, но если авария - наоборот (хотя всё это условно). Посттравматический синдром может привести к паническим атакам (может появиться страх смерти), если охватила паника, то экстренная помощь – отвлечь внимание. Самый лучший отдых для психолога (психогигиена) – побыть одному. Синдром Мюнгхаузена – люди жаждут внимания и одобрения.
Личность не только объект и продукт общественных отношений, это ещё и активный субъект деятельности. Человек не только испытывает общественное воздействие, но и преломляет, преобразует, изменяет их. Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Восприятие формируется в течение жизни. Индивидуальность – это личность в её своеобразии, то чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувства, убеждения, характер, темперамент). Субъект отличается деятельностью. Мы все уникальные – такого как я больше нет, не было и не будет. Когда ребёнок появляется то, что есть у меня, теперь заложено в нём. Важно вдохнуть дух, как педагог в учеников. Гендер – это социальная роль женская или мужская. Душа у нас одинаковая, но у нас есть то, что обуславливает нашу психологию.
2. «Я-концепция» личности В психологии используется слово не энергия, а информация. В три года ребёнок выделяет себя из предметного мира. Высшим проявлением сознания является его самосознание (осознавать самого себя), состоящее в том, что человек развиваясь и действуя в обществе, выделяет и обособляет себя в окружающей среде как субъект, как существо, познающее окружающий мир и воздействующий на него. Самосознание личности представляет собой совокупность представлений человека о самом себе («Я-концепция») и отношение к ней (этой совокупности) уже самооценка. «Я» - это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я-концепция» – это целостный образ собственного я, представляющий собой относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие другими людьми и относится к себе. Компоненты «Я-концепции» 1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание). 2. Эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение (часто встречается у православных христиан). 3. Оценочно-волевой – это стремление завоевать уважение, повысить самооценку. Составляющие «Я-концепции» 1. Реальное-Я – это представление человека о себе в настоящем времени. 2. Идеальное-Я – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы. 3. Динамическое-Я – то, каким субъект намерен стать. 4. Фантастическое-Я – то, каким субъект желал бы стать, если бы это было возможным. 5. Представляемое-Я – это маска, скрывающая подлинные переживания человека. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.
3. Психологическая структура личности (по Л. С. Рубинштейну) В структуре личности можно выделить три блока: I. Чего человек хочет? – это компонент направленности человека (к чему он стремится, что его привлекает, т. е. вопрос о направленности личности, о системе ее отношений к окружающему миру). II. Что он может? – это компонент способностей личности (вопрос о возможностях личности, психологических предпосылках его успешной деятельности, способностях, дарованиях). III. Что он есть? – это психологические особенности темперамента и характера, поведения личности в социальной среде.
4. Потребности и интересы личности Потребность – это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма или личности. Потребность – это побуждение к деятельности, внутренняя причина активности.
Кризис → Противоречие В результате противоречия возникает потребность. Предмет удовлетворения потребности есть мотив. Учебная деятельность позволяет выработать соподчинение мотивов (детей до 6 лет мотивы «раздирают»).
Особенности потребностей состоят в следующем: • каждая потребность имеет своей предмет, т. е. осознание нужды в чем-то конкретном – пище, сне, тепле, удобной позе, половом партнере и др.; • содержание потребности зависит от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется: «...голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук и зубов» (К. Маркс); • фактическая ненасыщаемость потребностей, способность воспроизводиться. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда.
Различают понятие потребности и нужды (отсутствие осознанного поведения).
Все потребности можно разделить по происхождению и по предмету, на который они направлены.
Гуманистическая теория личности А. Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высокого уровня станут доминантой побудительных сил в поведении человека.
А. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и потребности дефицитарные. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, которые потерпели неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
На основе потребностей возникают интересы. Интерес – это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления.
Потребности не равны интересам, поскольку потребность – необходимость в чем-либо, которая выражается во влечениях, желаниях обладать предметом, а интерес проявляется в направленности внимания, помыслов на предмет или явление, стремление ознакомиться с ним. Очевидно, что в основе возникновения интересов лежат потребности личности, и не только познавательные.
Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности: • по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные; • по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные); • по объему – широкие и узкие; • по глубине – глубокие и поверхностные; • по силе (действенности) – активные и пассивные; • по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |