Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИЧНОСТЬ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН



2015-12-15 1150 Обсуждений (0)
ЛИЧНОСТЬ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие личности

Личность – это сложное, многогранное явление общественной жизни (личность не может быть вне общества, как сознание); продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой.

Когда вы меня слушаете – вы объект, а я (вещаю) – субъект.

Когда человек личность, он что-то создаёт, творит. Т.е. характерной особенностью личности есть творчество.

Человек – это биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Как биологическое существо, принадлежит к классу млекопитающих, то есть самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. С этой точки зрения он характеризуется как индивид.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определённой социальной группы, осознающий своё отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определёнными индивидуально-психологическими особенностями.

Личность – социальное явление, а когда рассматриваем биологический аспект, то говорим об индивиде.

Самое широкое (общее) понятие - человек.

Основные признаки личности:

- социальность;

- наличие языка (как средства речевого общения людей);

- сознание.

Характер формируется всю жизнь, он может завуалировать темперамент.

Скорее разобьется на машине человек с сильной нервной системой, чем со слабой, но если авария - наоборот (хотя всё это условно).

Посттравматический синдром может привести к паническим атакам (может появиться страх смерти), если охватила паника, то экстренная помощь – отвлечь внимание.

Самый лучший отдых для психолога (психогигиена) – побыть одному.

Синдром Мюнгхаузена – люди жаждут внимания и одобрения.

 

Личность не только объект и продукт общественных отношений, это ещё и активный субъект деятельности. Человек не только испытывает общественное воздействие, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

время
стали богами
вернулись во времени
появились
и создали себя
Есть гипотеза, что мы создаём сами себя, то есть вселенная через личность осознаёт саму себя.

 

Восприятие формируется в течение жизни.

Индивидуальность – это личность в её своеобразии, то чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувства, убеждения, характер, темперамент).

Субъект отличается деятельностью.

Мы все уникальные – такого как я больше нет, не было и не будет.

Когда ребёнок появляется то, что есть у меня, теперь заложено в нём. Важно вдохнуть дух, как педагог в учеников.

Гендер – это социальная роль женская или мужская. Душа у нас одинаковая, но у нас есть то, что обуславливает нашу психологию.

 

2. «Я-концепция» личности

В психологии используется слово не энергия, а информация.

В три года ребёнок выделяет себя из предметного мира.

Высшим проявлением сознания является его самосознание (осознавать самого себя), состоящее в том, что человек развиваясь и действуя в обществе, выделяет и обособляет себя в окружающей среде как субъект, как существо, познающее окружающий мир и воздействующий на него.

Самосознание личности представляет собой совокупность представлений человека о самом себе («Я-концепция») и отношение к ней (этой совокупности) уже самооценка.

«Я» - это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды.

«Я-концепция» – это целостный образ собственного я, представляющий собой относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие другими людьми и относится к себе.

Компоненты «Я-концепции»

1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание).

2. Эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение (часто встречается у православных христиан).

3. Оценочно-волевой – это стремление завоевать уважение, повысить самооценку.

Составляющие «Я-концепции»

1. Реальное-Я – это представление человека о себе в настоящем времени.

2. Идеальное-Я – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

3. Динамическое-Я – то, каким субъект намерен стать.

4. Фантастическое-Я – то, каким субъект желал бы стать, если бы это было возможным.

5. Представляемое-Я – это маска, скрывающая подлинные переживания человека.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.

 

 

3. Психологическая структура личности (по Л. С. Рубинштейну)

В структуре личности можно выделить три блока:

I. Чего человек хочет? – это компонент направленности человека (к чему он стремится, что его привлекает, т. е. вопрос о направленности личности, о системе ее отношений к окружающему миру).

II. Что он может? – это компонент способностей личности (вопрос о возможностях личности, психологических предпосылках его успешной деятельности, способностях, дарованиях).

III. Что он есть? – это психологические особенности темперамента и характера, поведения личности в социальной среде.

 

4. Потребности и интересы личности

Потребность это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма или личности.

Потребность – это побуждение к деятельности, внутренняя причина активности.

 

СМЫСЛ
МОТИВАЦИЯ
МОТИВ (ЦЕЛЬ)
ПОТРЕБНОСТЬ
ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

 


Кризис → Противоречие

В результате противоречия возникает потребность.

Предмет удовлетворения потребности есть мотив.

Учебная деятельность позволяет выработать соподчинение мотивов (детей до 6 лет мотивы «раздирают»).

 

Особенности потребностей состоят в следующем:

• каждая потребность имеет своей предмет, т. е. осознание нужды в чем-то конкретном – пище, сне, тепле, удобной позе, половом партнере и др.;

• содержание потребности зависит от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется: «...голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук и зубов» (К. Маркс);

• фактическая ненасыщаемость потребностей, способность воспроизводиться. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда.

 

Различают понятие потребности и нужды (отсутствие осознанного поведения).

 

 

Все потребности можно разделить по происхождению и по предмету, на который они направлены.

Попроисхождению
Похарактеру предмета, на который онинаправлены
Естественные (биологические, природные, органические) необходимы для обеспечения существования организма. Это потребности в дыхании, питании, питье, комфортном теплообмене, в движениях, отдыхе, продолжении рода, самосохранении. Они есть и у животных, но у людей способ удовлетворения естественных потребностей носит социальный характер, зависит от воспитания.  
Культурные (социогенные, духовные) – это специфические человеческие потребности, характеризующие уровень развития личности.  
Материальные потребности (первичны, поскольку лежат в основе жизнедеятельности, на основе их удовлетворения возникают все другие потребности).
Духовные потребности (к ним относят потребность в познании, эстетическом наслаждении, творчестве).
Социальные потребности (специфически человеческие – потребность в труде, общении, общественной деятельности).

 

 

 


Гуманистическая теория личности А. Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высокого уровня станут доминантой побудительных сил в поведении человека.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
САМОУВАЖЕНИЕ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ЛЮБОВЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗАЩИТА
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

 

 


 

 

А. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста.

Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний.

Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и потребности дефицитарные. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, которые потерпели неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

 

На основе потребностей возникают интересы.

Интерес – это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления.

 

Потребности не равны интересам, поскольку потребность – необходимость в чем-либо, которая выражается во влечениях, желаниях обладать предметом, а интерес проявляется в направленности внимания, помыслов на предмет или явление, стремление ознакомиться с ним.

Очевидно, что в основе возникновения интересов лежат потребности личности, и не только познавательные.

 

Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:

• по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;

• по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);

• по объему – широкие и узкие;

• по глубине – глубокие и поверхностные;

• по силе (действенности) – активные и пассивные;

• по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.

 

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.



2015-12-15 1150 Обсуждений (0)
ЛИЧНОСТЬ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИЧНОСТЬ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)