Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Достоинства и ограничения методики




Других хороших тестов по измерению креативности практически нет, считается классическим и стандартизирован на российской выборке.

Большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, существенно увеличивает вероятность того, что он охватывает все наиболее важные креативные функции.

Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального и образного творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей, что означает возможность и идеографической обработки результатов.

К ограничениям методики необходимо отнести ее недостаточную валидность, что обусловлено, в первую очередь, нечетким пониманием конструкта «Креативность» в психологии [Дружинин]. Как следствие – малая прогностичность методики, то есть данных о связи результатов теста с творческими достижениями испытуемых, недостаточно

Тест является групповым и имеет 2 параллельные формы А и В. Батареи можно использовать отдельно, но более полное представление они дают только вместе.

 

РАЗДЕЛ 3. Тесты-опросники

Тест 16 PF Р.Кеттелла

Тест 16 PF был впервые опубликован в 1949 году. По данным А.Анастази, в настоящее время известен уже в пятой (усовершенствованной) редакции (1993-94 гг.) [Анастази]. Методика до сих пор является методическим образцом классического многофакторного опросника, в основу которого положена «лексическая гипотеза»: все выдающиеся и значимые различия между людьми обозначаются в языке определенным словом. Кеттеллом был использован дополненный тезаурус личностных черт (слов, обозначающих черты личности), который прошел процедуру факторного анализа. В результате были получены 16 базовых, подлинно «первичных» черт личности (факторов), несводимых друг к другу. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Р.Кеттелл выделял поверхностные черты (проявляются в поведении) и исходные черты (возможно выделить по данным факторного анализа), которые представляют собой «основные первичные свойства личности».

Факторы представляют собой верхний уровень иерархии личностных черт. Их отличительные особенности: 1) множество поведенческих проявлений; 2) относительная стабильность; 3) воспроизводимость в различных исследованиях; 4) социальная значимость

В настоящее время существует две формы опросника: Форма А (В как эквивалентная) – 187 вопросов – для лиц с высоким уровнем образования. Форма С – 105 вопросов – для лиц со средним образованием. Вопросы формы С сформулированы более конкретно и лаконично. При стандартизации ответов каждой формы использована трихотомическая шкала. Правила обработки и анализа результатов отражены в соответствующих методических руководствах [Рукавишников; Капустина].

Итоговые показатели методики – 16 базовых факторов – обозначаются латинскими буквами и подразделяются на две группы в соответствии с типами данных. Р.Кеттел выделял два вида данных – L (полученные на основании оценки поведения - поведенческие) и Q (данные самооценочные). Факторы от А до О – L-данные, остальные Q-данные.

Достоинством методики является наличие шкал коррекции, или шкал мотивационного искажения. Шкала MD введена для выявления случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Шкала FB – испытуемые стараются выглядеть хуже и произвести неблагоприятное впечатление. Интерпретацию итогового профиля необходимо осуществлять только с учетом показателей по данным шкалам. Результат до 4-х баллов включительно указывает на незначительное искажение, которым можно пренебречь, результат в 9 баллов и выше является основанием отказа от интерпретации в связи с существенным искажением данных.

Помимо первичных факторов считаются факторы второго порядка: экстраверсия, тревожность, Corteria, независимость, социопатия. В русскоязычных версиях теста присутствуют формулы только для двух первых факторов.

Основу интерпретации результатов методики составляет профиль личности – график, который выстраивается после подсчета стандартных баллов. Опросник имеет стеновую стандартизацию; выраженность свойств варьирует от 1 до 10 баллов. В соответствии с общими правилами интерпретации номотетических методик, показатели от 4 до 7 не интерпретируются, поскольку свидетельствуют о среднестатистической представленности признака. Крайние значения 1 и 10, наоборот, указывают на «экстремальную» выраженность черты, что может служить внутренней причиной проблем с адаптацией, поскольку индивид обладает свойством, редко встречающимся в популяции.

Факторы по Кеттеллу представляют собой биполярную структуру и, как следствие, имеют двойное название. Стены 1, 2, 3 составляют «отрицательный» полюс фактора; 8, 9, 10 – «положительный». Факторы имеют бытовое и техническое названия, которые даются в биполярной форме и сопровождаются списком наиболее значимых поведенческих проявлений.

Факторная природа опросника затрудняет интерпретацию полученных данных, поскольку есть сложность с выделением ключевой глубинной черты, вокруг которой группируются все остальные свойства. При интерпретации данных только по методическому руководству [Рукавишников] специалист может получить довольно противоречивые данные. Многолетний опыт работы с опросником позволяет выделить следующие ключевые качества.

Первичные факторы:

Фактор A – сердечность (экспрессивный, открытый) – отчужденность (скрытный, осторожный, сдержанный). Фактор имеет отношение, в первую очередь, к формальной стороне проявления дружелюбия в коммуникации. Положительный полюс (сердечность) является социально желательным в нашей культуре.

Фактор В- высокий интеллект (быстро соображает, быстро обучается) - низкий интеллект (медленно соображает, обучается). Показатели по данному фактору образуют слабые корреляционные связи с показателями интеллектуальных тестов или не образуют вовсе. Что требует более внимательного отношения и интерпретации. Фактор В не столько свидетельство уровня интеллекта испытуемого, сколько степень зависимости его интеллектуальной продуктивности от эмоционального и мотивационного контекста. Лица с высоким факторов В не теряют своей результативности в решении задач в любых ситуациях. Те испытуемые, у которых выявлены низкие показатели по фактору В, скорее, негативно относятся к интеллектуальной деятельности, что снижет их результативность. Величина фактора В существенно влияет на интерпретации показателей по остальным факторам методики. Чем выше фактор В, тем адаптивнее поведение и благоприятнее прогноз [Рукавишников].

Фтор C - эмоциональная устойчивость (спокойный, настойчив, интересы постоянны) - эмоциональная неустойчивость (тревожный, возбудимый, нетерпеливый). Данный фактор является ключевым в плане эмоциональной саморегуляции индивида.

Фактор E – доминантность (независимый, авантюристичный) – покорность (осторожный, ведомый). Речь идет о «рефлексе» занимать позицию или «сверху», или «снизу» по отношению к другим людям, что во многом определяет социальный статус человека. Навыки партнерского взаимодействия в модели Кеттелла отсутствуют в качестве характерологической черты. Это скорее имеет отношение с воспитываемым в течение жизни компетенциям.

Фактор F – беспечность (оптимистичный, легкий в общении, жизнерадостный) – озабоченность (ответственный). Часто данный фактор связывают с ответственностью, поскольку в русском языке сложно подобрать антоним к слову «беспечный». Речь идет, скорее, о степени легкости отношения к жизни, которая выступает, с одной стороны, в качестве основы оптимизма, с другой стороны, может послужить основанием для безответственного поведения. Данная черта влияет на контакты опосредованно; «легкие» люди воспринимаются как более интересные и приятные собеседники и друзья.

Фактор G– высокая совестливость (моральный, обязательный) - недобросовестность (легкомысленный). Данный фактор имеет отношение к сфере регуляции и диагностирует склонность управлять собственным поведением и поведением других людей с помощью существующих моральных (не путать с нравственными) норм. Поэтому, транскрипция «совестливый-бессовестный» не вполне корректна. Речь идет о привычке опираться на общепринятую мораль, или ставить ее под сомнение и «идти своим путем».

Фактор H – смелость (любит быть на виду) – робость (сдержанный, застенчивый). По мнению Кеттелла, данный фактор обусловлен преобладающим типом нервной системы человека и не поддается коррекции. Это не столько воспитанная черта, сколько рефлекс реагировать на опасность определенным образом. «Смелость» - активными действиями навстречу опасности; «робость» - остановкой активности. Важно учитывать, что фактор H входит в перечень профессионально важных качеств психолога практика.

Фактор I мягкосердечность (ранимый, сентиментальный, женственный) - жесткость (реалистичный, мужественный). Фактор действительно связан с представлениями о типичном гендерном поведении и характеризует скорее степень тонкости и художественности восприятия окружающего мира и чувствительности к нюансам. Высокая чувствительность, в первую очередь, свойственна женщинам, низкая – мужчинам. Противоположная картина будет свидетельствовать о возможных сложностях с адаптацией, но никак не связана с сексуальной ориентацией.

Фактор L – подозрительность (ревнивый, раздражительный)- доверчивость (неревнивый, бескорыстный). Это ключевой фактор невротической триады. Полюс «доверчивость» является показателем психологического здоровья. Вследствие успешной психотерапии показатели по данному фактору снижаются.

Фактор M – мечтательность (творческий, необычный) - практичность (приземленные интересы). Фактор традиционно является личностным предиктором креативности и отражает степень самобытности мировоззрения индивида. Прогнозы относительно успешности творческой деятельности можно осуществлять только с учетом показателя по фактору В.

Фактор N –расчетливость- наивность. Фактор имеет отношение к социальному интеллекту и связан с умением «держать социальное лицо», соответствовать ожиданиям. Является профессионально-важным для политиков и психологов-практиков.

Фактор O – склонность к чувству вины (унылый, недооценивающий себя, плаксивый) – самоуверенность (спокойный, активный, расслабленный). Второй фактор невротической триады, отражающий степень эмоционального напряжения.

Фактор Q1 – гибкость – ригидность. Фактор относится к самооценке интеллекта, его возможностей. Положительный полюс в совокупности с высоким фактором В свидетельствует о наличии радикальной точки зрения, которую человек с удовольствием отстаивает.

Фактор Q2 – самодостаточность (самостоятельность) – социабельность (зависимость от группы). Фактор свидетельствует о том, в какой степени индивид склонен обращаться за поддержкой к различным социальным группам. При интерпретации необходимо обратить внимание на величину фактора Е.

Фактор Q3– высокий – низкий самоконтроль поведения. Фактор имеет прямое отношение к организованности, четкости индивида в делах, и входит в состав блока регуляции.

Фактор Q4 – фрустрированность (напряженность) – расслабленность. Дополнительный фактор невротической триады, отражающий степень субъективного дискомфорта.

При общей интерпретации профиля отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: 1. Интеллектуальный блок. 2. Эмоционально-волевой блок. 3. Коммуникативный блок [Капустина]. К интеллектуальному блоку относятся факторы B, M, E (как основа самостоятельного принятия решений), N, I, Q1. Эмоционально-волевой блок целесообразно разделить на три части: блок регуляции – факторы C, G, Q3 - блок эмоциональности как черты – факторы I, F, A и невротическую триаду – O, L, Q4. Коммуникативный блок: особенности общения, общительность как черта представлен факторами F, A, H, N, O; статус в группе – E, Q2.

Область применения.Опросник рекомендован для предварительной диагностики структуры личности, поскольку не вскрывает причин полученных данных по факторам. Ориентирован на клиническую норму. Опросник широко используется в профотборе, консультировании, клинике, научных исследованиях. Существуют эмпирически составленные «формулы профессий» по 16 PF, на основании соответствия которым можно осуществлять прогнозы профессиональной успешности.

Этапы работы с методикой:

1. Шкалы коррекции.

2. Шкалы второго порядка.

3. Описание первичных факторов с указанием причин каждого утверждения.

4. Гипотеза, интеграция данных. Интерпретация данных во взаимосвязи.

5. Описание основной проблематики (предварительное заключение).

6. Соотнесение с результатами по другим тестам.

7. Сбор дополнительных данных, итоговое заключение.

Достоинства методики

Наличие шкал коррекции, позволяющих минимизировать роль фактора социальной желательности в результатах опросника;

Наличие модификаций с учетом разных типов испытуемых. 16PF -Взрослый вариант опросника включает 187 вопросов, измеряет 16 показателей личности, рассчитан на работу с людьми старше 16 лет. HSPQ- Подростковый вариант состоит из 140 вопросов, измеряет 14 шкал и используется в возрастном диапазоне с 12 до 16 лет. CPQ- Детский вариант состоит из 120 вопросов, описывает 12 шкал и рассчитан на детей с 7 до 12 лет.

Недостатки методики обусловлены существующими объективно трудностями, связанными с работой с опросным инструментарием: субъективность, неоднозначность интерпретаций. Кроме того, методику часто критикуют за чрезмерный эмпиризм (отсутствие теоретической обоснованности) и нерепрезентативность выборки, а также за взаимозависимость ряда факторов (в ряде исследований получается от 4 до 7).

В 90-е годы – разработан тест 16 русскоязычных факторов (16 РФ) под руководством А.Г.Шмелева. Тест является первой универсальной многофакторной отечественной методикой исследования личности с учетом специфики русскоязычной культуры.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)