Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примеры художественно-дидактических игр и упражнений



2015-12-15 1419 Обсуждений (0)
Примеры художественно-дидактических игр и упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель ИЗО Архипова О.М. (гимназия № 18 г. Рыбинска) разработала игры и игровые упражнения для развития у детей чувства цвета, изучения и закрепления знаний по цветоведению в начальной школе. Разработанные игры расположены в том же порядке, в каком ребенок знакомится с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Играя в такие игры, ребенок будет чувствовать себя уверенней в удивительном Мире Цвета, научится предвидеть результаты смешений красок, получать на палитре нужный ему цвет. Они интересны для детей, доступны им, не требуют длительной подготовки учителя.

Игры проводятся под общим девизом:"Торопись, да не ошибись!"

I. «Какого цвета радуга?»

Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.

II. «Основные цвета».

Вызываются по одному участнику команды. Предлагается большой набор различных цветов. Ребенок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый и синий).

III. «Составные цвета».

Для проведения этой игры вызываются 2 участника.

─ Ребята, мы вспомнили основные цвета. Но в мире гораздо больше цветов. Первый участник должен найти составные цвета, второй ─ должен правильно их расставить, вспомнив, какой цвет получится при смешивании основных.

IV. «Найди лишний цвет» или «Какого цвета не хватает?»

Цель этого задания: сконцентрировать внимание детей и настроить их на игровую деятельность. Демонстрируется несколько цветных карточек (до 10 цветов). Все внимательно смотрят, потом один цвет убирается. Дети должны сказать, какого цвета не хватает. Можно играть, в обратном порядке, т.е. не убрать, а добавить еще один цвет, тогда нужно заметить, какой цвет поставили. Рекомендуется повторить несколько раз.

V. «Теплые и холодные цвета».

На закрепление этих понятий проводятся несколько вариантов:

1. Играют по 2 человека из каждой команды. Первый должен найти как можно больше теплых оттенков цвета. Второй ─ холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

2. Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и показать стрелкой.

VI. «Контрастные цвета».

Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному цвету.

VII. «Цветное лото».

Учитель демонстрирует карточки лото с предметами различных цветовых оттенков. Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

VIII. «Какие цвета использованы?».

Демонстрируется сюжетная или декоративная картинка. Ученик подбирает карточки с цветами, использованными на картинке.

IХ. «Темнее ─ светлее».

Игровая задача: как можно быстрее составить полоску любого цвета так, чтобы слева был самый темный квадратик, а справа ─ самый светлый или наоборот.

Х. «Хлопки в ладоши».

Эта игра рекомендуется для повторения любой темы по цветоведению. Например, учитель может предложить вспомнить теплые и холодные цвета. Учитель показывает различные по цвету карточки. Дети должны хлопнуть в ладоши только при правильном ответе.

Педагог Бардала М.В. разработала для младших школьников игровые упражнения различного типа сложности на получение знаний о цвете, форме и пространстве.

Учащиеся узнают об оптических и механических принципах смешения цветов, понятии «Колорит» и «Цветовая гармония» в процессе выполнения следующих действий: усваивают получение основных и дополнительных цветов, окрашивая воду в прозрачных емкостях; накладывают прозрачные куски однотонно окрашенной ткани друг на друга на фоне белой бумаги; изменяют колорит картины в соответствии с заданным педагогом настроением, вставляя репродукций хорошо известных картин в прозрачные разноцветные папки.

Упражнения-игры помогают получить школьникам знания об особенностях строения формы, пропорциях и объеме различных объектов. Уровень сложности постепенно возрастает.

Сначала детям предлагается поймать отражение любого предмета в небольшом зеркале и обвести его контуры фломастер любого цвета. Затем они учатся контурно изображать форму хорошо известного предмета и стилизовать его с помощью геометрических фигур. Далее учащимся выдаются плоские засушенные растения, напоминающие форму деревьев. Требуется нарисовать стилизованное дерево, заимствуя похожесть форм с растением.

Учащимся рекомендуется рассмотреть на фотографиях формы и окраску тел животных, подобрать палитру подобных красочных оттенков, способом цветного оттиска получить пятно, похожее на выбранное животное, и дорисовать его.

Упражнения-игры на освоение формообразования могут проводиться с использование модулей и мозаик. Учащимся предлагаются наборы шаблонов различной геометрической формы. Необходимо получить стилизованные изображения формы тел животных, используя модули разной геометрической формы. Задание посложнее – с помощью сочетания плоских модулей в виде геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, овал и др.) или их частей составить упрощенное изображение формы тела животных.

Задание высшего уровня сложности – с помощью различных видов хохломских мазков стилизованно изобразить какое-либо животное.

Знания о перспективном удалении предметов друг от друга, освоение понятий «симметрия» и «асимметрия», «линия горизонта» учащиеся лучше освоят в процессе выполнения следующих игр-упражнений. Учащимся предлагается 3 файла с низким, высоким и средним уровнем горизонта и набор различных репродукций. Предлагается найти и вложить в файл ту репродукцию, которая бы соответствовала уровню горизонта на файле. Немного сложнее такое задание: на динамических пособиях, сделанных в виде леса, моря и поляны, предлагается разместить те или иные объекты, заданные в виде карточек (домики, кораблики и деревья). Дети должны продемонстрировать различные варианты расположения объектов в пространстве с учетом разной величины карточек.

Рассмотрим игры-упражнения на освоение перспективы. Каждому учащемуся раздается 3 листа, где изображены 3 уровня горизонта (высокий, средний и низкий) и набор листьев от любого дерева разной величины. Способом красочных оттисков, детям предлагается показать на этих листах принципы удаления объектов и изменения их размеров в пространстве.

Игры-упражнения на усвоение знаний о пространственном удалении предметов относительно друг друга можно проводить с помощью шаблонов. Учащимся на демонстрационном панно, где изображен натюрморт, предлагается найти место каждому шаблону, на которых изображены бытовые предметы разной формы. Другой вариант – детям выдаются листы бумаги разного формата, на которой изображен натюрморт с недостающими изображенными элементами и набор этих элементов в виде шаблонов. Предлагается найти место каждому элементу

В опытной работе на уроки иллюстрирования вводились и также игровые ситуации. Детям предлагалось посетить выставку работ художников-иллюстраторов. Учитель в этой игровой ситуации выступал в роли экскурсовода, а иллюстрации, представленные на выставку, наклеивались на отдельные листы с тем, чтобы их легче было сравнивать между собой. Заранее заготавливались таблички, на которых крупным шрифтом были написаны фамилии художников, все это прикреплялось на специальных подставках. Во время экскурсии учитель рассказывал учащимся об особенностях художественного стиля каждого художника-иллюстратора. Такие экскурсии строились обычно в форме беседы.

Например, на уроке иллюстрирования “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина в 4 кл. детям после “закрытия выставки” было предложено поработать художниками-иллюстраторами: нарисовать самим иллюстрации к “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. При этом принималось во внимание, что школьники уже изучали последовательность этапов выполнения иллюстраций на предыдущих уроках. При знакомстве с этими этапами учитывалась определенная аналогия между профессиональным и детским иллюстрированием литературных произведений.

Для того, чтобы дети вспомнили содержание иллюстрируемого произведения на уроках в начальных классах проводилась игра “Расскажу сказку”. Педагоги использовали два варианта ее проведения: дети по порядку, отражающему последовательность действий в сказке, расставляли иллюстрации к ней — это могли быть иллюстрации одного художника или нескольких, или школьникам предлагались иллюстрации разных художников к разным произведениям и они выбирали из них рисунки к одному произведению, расставляли их в необходимой последовательности.

В 1—2 кл. применялась игра “Найди картинку к тексту”. В ходе нее учитель читал текст той или иной сказки, а дети выбирали к нему из предложенных педагогом наиболее подходящие иллюстрации. При подведении итогов урока и анализе детских рисунков нередко использовался и обратный игровой прием — детям предлагалось найти текст сказки, подходящий для того или иного рисунка. Такая игра побуждала детей вспомнить содержание сказки, лучше представить себе образы ее персонажей.

Развитию художественной творческой активности школьников при иллюстрировании сказок народов мира помогает игра в путешествие. На уроках изобразительного искусства учащиеся 5—7 кл. знакомились в ходе вступительных бесед с искусством, костюмами, архитектурой и обычаями разных народов. Самостоятельно дети подбирали для той или иной сказки иллюстративный материал. Проводились связанные с темой путешествия уроки рисования с натуры, декоративной работы — они строились на основе изучения предметов быта и искусства изучаемой страны. Дети рисовали характерные для этой страны пейзажи. В результате таких игр-путешествий детям удавалось лучше передать в иллюстрациях национальный колорит, точнее воспроизвести литературные образы.

Своеобразным игровым приемом может быть разгадывание кроссвордов. Они обычно используются для закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед об искусстве. Например, чтобы выяснить, как учащиеся 7 кл. усвоили материал беседы об искусстве книги, об основных элементах, из которых она состоит, на следующем за ней уроке иллюстрирования ребята разгадывали кроссворд “Искусство книги”. Если ученики правильно отвечали, нужное слово они вписывали синим цветом, если нет, то учитель писал его красным цветом.

Вариантов подобных игр может быть множество. Они развивают у учащихся умение узнавать творческий почерк художников-иллюстраторов, раскрывают перед детьми возможности разнообразных изобразительных решений одних и тех же произведений разными художниками, обогащают знания школьников по литературе и по изобразительному искусству.

 

 

Заключение

Таким образом, игровые приемы на уроках изобразительного искусства – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие. Педагогу в условиях занятий крайне необходимо овладеть игровой импровизации. Это порой обусловлено непредвиденным процессом создания рисунка. Легкость и свобода учителя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.

 

 

Список литературы

1. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская « дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» Факультет «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения. Электронный курс.

2. http://reffan.ru/referat_otrmerbewmerrnaujg.html

3. http://studopedia.ru/6_126102_vvedenie-hudozhestvenno-didakticheskih-igr-i-igrovih-uprazhneniy-v-strukturu-uroka.html

 



2015-12-15 1419 Обсуждений (0)
Примеры художественно-дидактических игр и упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примеры художественно-дидактических игр и упражнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)