ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Основные закономерности развития социальной коммуникации связаны с устойчивыми тенденциями, главными «трендами» в ее эволюции от первобытной эпохи до современного общества. Закономерности развития социальной коммуникации имеют всеобщий, объективный характер. Существуют динамические закономерности коммуникации (они отражают жестко детерминированную связь явлений) и статистические закономерности (они отражают нелинейные зависимости явлений, основанные на статистических данных). Закономерности социальной коммуникации действуют во взаимосвязи с социальными законами – экономическими, политическими, социокультурными, во взаимосвязи с основными тенденциями развития науки и техники. На наш взгляд, можно выделить несколько основных закономерностей эволюции человеческой коммуникации: 1) увеличение количества коммуникационных каналов; 2) закон кумуляции коммуникационных каналов; 3) превращение средств коммуникации в средства массовой коммуникации; 4) появление электронных коммуникаций вызвало ускорение изменений поведенческих моделей, форм и стилей общения; 5) различение двух уровней коммуникативной системы: внутреннего и внешнего; 6) различение двух типов коммуникации: синхронных и диахронных; 7) качественное изменение типа реципиента, появление и развитие новых коммуникационных институтов и др. Рассмотрим перечисленные закономерности подробнее. 1. Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов(материальной стороны, материальных средств социальной коммуникации): от человеческих голосовых связок, мимики, жестов до графических документов на камне, дереве; от сакральных амулетов до телефонных аппаратов и Интернета. При этом в эволюции социальной коммуникации наблюдается явная тенденция перехода от естественных (врожденных) каналов к искусственно созданным: сначала – традиционным искусственным каналам (письменность, книгопечатание и пресса), а впоследствии – к электронным искусственным средствам массовой коммуникации (радио, кино, ТВ, компьютеры). Анализ эволюции коммуникационных каналов детально осуществлен Г.М. Маклюэном, А.В. Соколовым (Маклюэн М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007; Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 138–227). 2. В эволюции социальных коммуникаций действует закон кумуляции (накопления) коммуникационных каналов (Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 221).Это значит, что по мере появления новых средств и каналов передачи информации старые каналы также активно используются. Видеокассеты и компьютеры не вытеснили ни кинотеатры, ни телевидение, ни прессу. И вряд ли инновационные технологии дистанционного образования заменят учебники, лекции, личное общение с преподавателями. Две основные закономерности в развитии каналов СМИ проявляются в том, что: а) каждое новое средство, внося свою специфику в массовую коммуникацию, в то же время наследует многие черты своего предшественника (так, радио переняло от газеты четкий ритм информации и в то же время повысило оперативность); б) новые СМИ не «отменяют» старых (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 78, 79). 3. В развитии социальной коммуникации наблюдается тенденция, закономерность превращения средств коммуникации (СК) в средства массовой коммуникации (СМК): СК становятся СМК. Благодаря СМК неуклонно происходит ускорение доставки сообщений (гонцы, эстафеты, голубиная почта, лошади, посыльные – факсы, электронная почта). При этом возрастает возможность размножения и тиражирования сообщений (изготовления большого числа дубликатов сообщений, например фотокопий любой картины) и расширяется гласность при распространении сообщений. Уникальность носителей информации заменяется их универсальностью (авторское живое исполнение романсов – грампластинкой, магнитофонной лентой, радио- и телетрансляцией). 4. Особенно быстрыми темпами изменяются облик социума, стандарты потребления, вкусов и предпочтений, поведенческих моделей, возможности образования, формы и стили общения, а также образ жизни и тип реципиента с появлением электронных коммуникаций в XX в. Так, трехстадийная модель развития основных СМК Д. Мерилла и Р. Ловенстайна (см. главу 4) построена на идее постоянного расширения массовой аудитории под влиянием таких социальных факторов, как грамотность, высшее образование, благосостояние населения. Она позволила выявить закономерности развития СМК, подтвердила тот факт, что по мере роста информационных потребностей массовая аудитория из «массы», «толпы», феномен которой изучали Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Хосе Ортега-и-Гассет, Серж Московичи и др., постепенно превращается в публику, общественность и специализированные аудитории, имеющие разнообразные информационные потребности. 5. Каждая развитая коммуникативная система имеет два уровня: внутренний, фиксирующий содержание информации, и внешний, ориентированный на ее форму, на эстетику ее выражения и художественное воплощение. План содержания – это информация; план выражения – это знаково-символическая форма информации, закодированной и имеющейся в содержании. Каждая развитая коммуникационная система стремится стать художественно-эстетической (стенография и каллиграфия, техника и эстетика – два взаимосвязанных момента в каждой коммуникативной системе). Искусство рождалось как определенная информационно-коммуникативная и художественно-образная система. Бусы из зубов льва или тигра в традиционном обществе имели информативное значение как средство выражения удачливости охотника. Развитие элементов кинесики (жестов, поз, мимики) и художественных потребностей первобытных людей создали танец, длительная история развития которого привела к появлению искусства балета. Телевидение первоначально возникло для технических целей, но уже в середине XX в. оно стало одним из видов искусства. Сегодня быстро развиваются компьютерные дизайн и мультипликация, веб-реклама и промоушн. 6. Анализ средств распространения культуры приводит к выводу о различении двух типов коммуникации: 1) синхронных коммуникаций, обеспечивающих передачу моментальнойинформации (гонец – дорога – глашатай – молва); 2) диахронных коммуникаций, гарантирующих передачу, трансляцию консервированной информации (печать, мода, обряд, обычай, обучение, традиции). Первый тип коммуникации ориентирован на пространственное перемещение сообщений, используется в межличностном общении и коммуникациях в группах. Главное в нем – увеличение скорости и дальности передачи информации. Второй тип коммуникации ориентирован на временное историческое передвижение сообщения, на его сохранение, консервацию (Борее В.Ю., Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М., 1986. С. 113). 7. Динамика эволюции социальной коммуникации свидетельствует о том, что качественно изменяются не только каналы коммуникации, но и ее реципиент. Тенденция: «от эзотеризма к просветительству: изменение типа реципиента» – свидетельствует о том, что по мере расширения гласности, эмансипации личности, демократии и доступности пользования коммуникационными институтами (библиотеками, СМИ, образовательными учреждениями) меняются не только коммуникаторы (субъекты, социальные группы и институты, формирующие, передающие информацию и ее контролирующие), не только традиционные формы передачи опыта, но и тип реципиента, который также становится все более массовым. Исчез сакральный институт жречества, сегодня книги могут покупать даже школьники, а не представители привилегированных сословий, как это было ранее. Процесс усложнения средств коммуникации повлиял на увеличение свободного времени человека, что сделало возможным тратить его не только на удовлетворение базовых физиологических потребностей, но и на образование, творчество. Так, первобытный человек более семи лет своей жизни (из приблизительно 18 лет) тратил на еду, шесть лет – на труд, а на творчество и свободное время всего три года. Человек феодальной эпохи из 35 лет своей жизни 13 лет спал, год ел, 10 лет работал, восемь лет занимался творческими видами деятельности. Человек индустриальной эры (средняя продолжительность жизни – 70 лет) 24 года тратит на сон, более двух лет – на еду, около восьми лет – на сугубо трудовую деятельность, а остальное время – на образование, творческие виды деятельности и досуг (Mc Hale J.The future of the future. N. Y., 1971. C. 318). Средства массовой коммуникации (СМК) – это мощные каналы пропагандистского и агитационного воздействия и влияния на изменение общественного и индивидуального сознания человека как существа «коммуникационного». На смену человеку «разумному», «общественному», «прямоходящему», «умелому» («работающему»), «говорящему», «понимающему», «играющему», «экономическому», «потребляющему», «политическому» пришел человек «семиотический». Наращивание скорости переработки и накопления информации привело к появлению человека не только как «коммуникативного», но и как «семиотического» существа, живущего в паутине новых культурных смыслов и значений (Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре//Вопросы философии, 2003. № 12. С. 33). Массовые коммуникации повлияли и на изменение облика и состава не только образованной общественности, но и «публичного сословия», публики. Публика – это регулятивный идеал демократической формы правления, центральное понятие либерально-демократических теорий. В истории социально-философской и социологической мысли понятие публики получило развитие в виде понятий «публичного пространства» (Ханна Арендт), «публичной сферы», или «публичности» («общественности») (Ю. Хабермас) и общественного мнения. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом – сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов (Трубина Е.Г.Публика//Новейший философский словарь. 2-е изд./сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. Минск, 2001. С. 809). В социологии культуры публика понимается иначе: так, с начала до конца XIX в. публика как общность, имеющая общие духовные ценности, формировалась в рамках литературной практики (XIX в.– век литературы). Первая треть XX в.– это период театральной публики. С 1950-х гг. публику формирует кино, а на рубеже 1980–1990 гг. «публичное сословие» формируется не только под воздействием «контента» телевидения, но и Интернета. Более того, интернет-коммуникации изменили личность, опыт и формы ее виртуального общения, интеракции и персонализации. Зарубежные исследователи У. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт по результатам самоописаний на основе самоидентификации подразделяют пользователей Интернета на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Хакеры» идентифицируются с группой пользователей интернет-сети. «Прагматики» идентифицируются с общими социальными ролями и моделями поведения, в том числе семейными. Для «любителей» интернет-коммуникации имеют значимость с точки зрения недостатков межличностного общения со сверстниками (Михайлова Л.И.Социология культуры: учеб. пособие. 4-е изд. М., 2008. С. 365-367). Информационное общество все более становится джойнеровым. Джойнеровая (от англ. to join – присоединяться) коммуникационная сеть – это неформализованная самоформирующаяся информационная система, создаваемая активистами клубов и обществ, вносящих в Интернет свое субъективное и не всегда профессиональное мнение. Тем не менее они активно влияют на выборку опросов и зачастую искажают сущность профессиональных сообществ. В научный оборот вводится концепция процесса инфосоциализации посредством овладения «юзеровской» субкультурой пользователей интернет-сети (Шарков Ф.И.Основы теории коммуникации. М., 2003. С. 165; Жалкий В.В. Инфосоциализация в образовании. СПб., 2007). 8. Общей закономерностью эволюции является закономерность информационная: противостояние информации и энтропии (неопределенности) – это закономерность прогресса в природе и в обществе. Развитие сложных систем определяется устойчивой и усиливающейся в ходе отбора тенденцией к наращиванию скорости переработки и накопления информации, что наиболее ощутимо реализуется в постиндустриальном обществе. Основными составляющими интенсификации информационных процессов являются: неуклонное возрастание скорости передачи сообщений; увеличение объема передаваемой информации; ускорение ее обработки; все более полное использование обратных связей; увеличение объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения; рост технической оснащенности управленческого труда. Скорость передачи информации определяется характеристикой канала и способом кодирования информации. Совершенствование системы кодирования создает культурный потенциал для информационного прорыва. Иллюстрацией информационного отбора является историческая трансформация института связи, задачей которого с древних времен является передача информации (световой, акустической, почтовой, телеграфной, телефонной и т.п.). Накопление и синтез технико-культурных элементов приводит к появлению новых средств массовой коммуникации. Самым действенным способом повышения плотности информации является движение к новым, синтетическим, полисенсорным, многоканальным видам искусства (Дриккер А.С.Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000; Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 66). 9. Для понимания закономерностей развития средств связи и каналов коммуникации важно отметить, что интервалы между научными открытиями и его техническим использованием все более сокращаются. Например, практическая реализация принципа, на котором основана фотография, была осуществлена более чем через столетие (1727–1837), для создания телефонной связи потребовалось немногим более 50 лет (1820–1876). Для радио – 35 лет (1867–1903), радиолокации – 15 лет (1925–1940), телевидения – 12 лет (1922–1934), атомной бомбы – шесть лет (1939–1945), транзистора – пять лет (1949–1953), для интегрирующих схем – три года (1958–1961) (Борев В.Ю.. Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М., 1986. С. 30). 10. Одним из условий смены способов коммуникации и закономерностью эволюции социальной коммуникации было рождение новой техники в результате прогресса культуры в целом. Технический прогресс порождал также новые социальные потребности, и в частности потребности в накоплении информации, которая не умещалась в предшествующих способах фиксации и коммуникации. Так, содержание тысяч томов книг, хранящихся в библиотеках, умещается на интегральных схемах компьютеров. С другой стороны, причины возникновения новых способов коммуникации лежат в социальных потребностях изменившегося образа жизни и форм жизнедеятельности человека, возникающих на основе развития способа производства (Там же. С. 150, 151). Таким образом, движущими силами развития коммуникационной истории были потребности людей: в более быстрой передаче информации (скорость); в больших объемах (количество); на более дальние расстояния (дальность); в более совершенном виде (качество); с наименьшими затратами (экономичность); в равенстве доступа к информации (информационное равенство) (Яковлев И.П.Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии. СПб., 2009. С. 5). 11. СМК возникают на строго определенной стадии развития того или иного общества, в конкретных исторических обстоятельствах и в связи с появлением социальных потребностей. «Функциональный эквивалент техники», те или иные каналы коммуникации объективно взаимосвязаны с теми потребностями, которые данные виды техники и средства коммуникации способны удовлетворить. По мнению английского ученого К. Черри, письменность и затем книгопечатание явились мощным средством удовлетворения жизненной потребности людей в записи, хранении и передаче информации. Почта, телеграф и телефон увеличили скорость передачи сведений, облегчили задачу поддержания связей общества и ускорили развитие экономических, торговых и финансовых отношений. Пресса стимулировала развитие чувства социальной сопричастности, развивала интерес к многообразию мира, расположенного за пределами личного окружения человека. Радио и позже телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволили аудитории стать соучастницей событий в момент их свершения. Все они явились источниками распространения культуры, новых форм досуга, расширили возможности для образования и просвещения (Cherry С.World of communication. London, 1971. С. 52, 53). 12. В истории социальной коммуникации появляются полифункциональные социально-коммуникационные институты, реализующие коммуникативную, информационную, интегративную, экономическую и другие функции: институт жречества, церковь, монастыри, библиотеки, институты образования (университеты, школа), правовые и политические институты, институты культуры (музеи и др.), редакции, издательские дома, институты СМИ, журналистики и PR, рекламные агентства и рекламные подразделения компаний. Во многом благодаря развитию институтов политических коммуникаций, журналистики, бизнес-коммуникаций формировалось гражданское общество – общество, основанное на политических свободах и праве, с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество имеет по крайней мере три важнейших признака: 1) плюрализм – сосуществование различных идеологий, многочисленных и разнообразных общественных организаций, выражающих различные групповые интересы; 2) консенсус по поводу базовых ценностей между идеологиями и организациями, несмотря на конкуренцию интересов; 3) наличие механизма для мирного разрешения социальных конфликтов (Миронов Б.Н. Развитие гражданского общества в России в XIX – начале XX века//Общественные науки и современность. 2009. № 1. С. 110). 13. Объективный процесс развития социальной коммуникации повлиял на изменение социогуманитарных и технических наук, на формирование междисциплинарного характера коммуникативного знания – теории коммуникации, или коммуникологии. Французский структуралист Клод Леви-Стросс высказывал справедливое предположение о том, что социальные и гуманитарные науки движутся «к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации» (Леви-Стросс К.Структурная антропология. М., 1985. С. 95). Американский «классик» паблик рилейшнз Э. Бернайз подчеркивал, что базой PR являются не журналистика, а социогуманитарные науки, включая теорию коммуникации, поскольку влиять на поведение людей и объяснять социальные процессы можно, только опираясь на весь спектр социогуманитарных наук. 14. В функционировании современной социальной коммуникации можно выделить несколько уровней, что становится устойчивой тенденцией ее эволюции. Коммуникация, которая использует человека как «фрагмент», является современной социальной технологией. В практическом плане большинство людей включены именно на первый уровень коммуникации – уровень технологии – в качестве исполнителей и участников ее программ: публичных, рекламных, пиаровских, коммерческих, партийных и иных. Технологии пиара, маркетинга, журналистики, рекламы – это первый уровень конструируемой социальной коммуникации. Второй уровень коммуникации – это идеологии, которые разрабатывают для себя все действующие в социально-политическом пространстве акторы. Сегодня это политики, бизнесмены, журналисты, аналитики пиара и рекламы. Высший уровень коммуникации – это философия коммуникации – более глубокий пласт, связанный с архетипами, алгоритмами, языковыми дискурсами, «археологией» и историей социального знания и действия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какую роль для изучения развития социальной коммуникации сыграл Г.М. Маклюэн? В чем суть методологии технологического детерминизма для исследования эволюции социальной коммуникации и коммуникационных революций? 2. Каковы важнейшие исторические вехи в развитии социальной коммуникации? 3. Когда появились письменность, газеты, телефон, радио, телевидение, кино, компьютеры, Интернет, персональные компьютеры? 4. Чем отличается пиктография, иероглифика и алфавит как исторические формы письменности? 5. Каково значение письменности в эволюции социальной коммуникации? 6. Что такое коммуникационные революции? Какие коммуникационные революции вы можете назвать? 7. Охарактеризуйте основные закономерности эволюции социальной коммуникации. 8. Объясните закон кумуляции коммуникационных каналов и механизм его действия. 9. Почему массовая коммуникация появляется с изобретением технических каналов коммуникации, а не в эпоху античности? 10. Кто изобрел фотографию, телефон, телеграф, радио, кинематограф, телевидение, персональный компьютер? 11. Назовите основные коммуникационные институты, возникающие в процессе эволюции социальной коммуникации. 12. Какими каналами коммуникации вы повседневно пользуетесь? 13. Какие социальные факторы детерминировали (определяли) появление тех или иных каналов и средств коммуникации? 14. Почему паблик рилейшнз и реклама являются социальными институтами? 15. Почему философия, идеология и технология являются тремя составляющими коммуникации? 16. Когда впервые праздновали Всемирный день Интернета?
Глава 3.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |