Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТ ЗООКОММУНИКАЦИЙ



2015-12-15 2260 Обсуждений (0)
ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТ ЗООКОММУНИКАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде чем рассуждать о типологии социальной коммуникации (ее формах, уровнях и видах), кратко остановимся на характеристике биокоммуникаций и зоокоммуникаций– т.е. коммуникаций, способов связи в мире флоры и фауны, в мире растений и между животными. Растения и животные используют информацию, обмениваются ею, но только в рамках невербальной коммуникации.

Фундаментальное отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций состоит в том, что социальная коммуникация характеризуется наличием речевой (вербальной) коммуникации.

В XVIII в. шведский естествоиспытатель, автор «Философии ботаники» (1751) и «Системы природы» (1735) Карл Линней (1707–1778) описал каталог и дал классификацию около 1500 видов растений, которые, имея причудливые цвета и запахи, связываясь с энергией солнца, питаясь влагой, расцветают, растут, увядают, тянутся к солнцу, меняя расположение своих лепестков и головок. Это подтверждают знаменитые «цветочные часы» К. Линнея.

Великий Аристотель (384–322 гг. до н.э.) отмечал, что у человека есть чувственная и разумная душа, а у животных – только чувственная душа, и что животные обладают душевной жизнью. Немецкий философ И.Г. Гердер (1744–1803) подчеркивал, что «лишь язык превращает человека в человека; чудовищный поток аффектов язык сдержал дамбами и поставил им разумные памятники в словах» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 235, 236). Мартин Хайдеггер писал, что «человек говорит, и он говорит языком; язык – это человеческая деятельность. Характеристике языка как человеческой деятельности противопоставляется учение о божественном происхождении языка» (Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991. С. 5, 6). Российский психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) отмечал, что главное отличие человеческой коммуникации от зоокоммуникации состоит в «единстве общения, опосредованного речью, иобобщения» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 50, 51).

Чарлз Дарвин (1809–1882) изучал закономерности эволюции животных, механизмы изменчивости, естественного отбора и наследственности, стремился понять язык животных и стал одним из основоположников зоопсихологии, изучающей их поведение. Он считал, что удивительная приспособленность поведения животного к окружающему его миру обеспечивается не только способностью к обучению, но и инстинктивными, наследственно обусловленными формами поведения. Ч. Дарвин даже допускал, что животным доступна и элементарная «способность к рассуждению», или зачатки мышления. Наука, изучающая поведение животных в естественных условиях, называется этологией (от греч. «этос» – характер, нравы). Термин «этология» был введен в 1859 г. И.Ж. Сент-Иллером.

В рамках биологии и зоологии с конца XIX в. и особенно в середине XX в. развивалось направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, в том числе высокоорганизованных млекопитающих, ведущих коллективный стадный или семейный (прайдовый) образ жизни (львов, обезьян). Появляются работы «Социобиология: новый синтез» Э. Уилсона, исследования австрийского зоолога и эволюциониста Конрада Лоренца (1910–1986), работы Николаса Тинбергена, в которых изучены инстинкты агрессии животных, правила установления иерархии в стае, правила охоты, групповой конкуренции, брачных игр и спаривания, контроля над территорией, забота о потомстве, формы научения животных, их игры (Лоренц К. Агрессия. Так называемое зло. СПб., 2001; Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001). В 1973 г. К.Лоренц, Н. Тинберген, а также автор работ о поведении пчел М. Фриш стали лауреатами Нобелевской премии. Эти ученые исходили из того, что понимать поведение животного во всей полноте можно, лишь «освободив его из клеток и экспериментальных станков». Сущность этологического подхода к изучению поведения состоит в сравнительном описании инстинктивных действий и выяснении их приспособительного значения, в определении роли врожденных и приобретенных компонентов при формировании целостного поведения, в исследовании значения инстинктивного поведения животного в естественной для него среде обитания. В России исследования этологов до середины 60-х гг. XX в. были практически неизвестны. В отечественной физиологии господствовали ортодоксальные последователи условно-рефлекторной теории И.П. Павлова. Лишь некоторые работы (В.А. Вагнера, А.Н. Промптова, профессора МГУ Л.В. Крушинского) по своим целям соответствовали классической этологии. В 60–70-е гг. появляются работы по этологии А.С. Слонима, К.Э. Фабри, Е.Н. Панова (Лоренц К. Человек находит друга. М., 1992. С. 6, 7).

Коммуникации у животных, которые зачастую более развиты по сравнению с пределами возможностей человеческих органов чувств, основаны на врожденных наследственных биологических факторах, поэтому они очень эффективны для адаптации и выживания животных. Известно, что орел с высоты полета 18 метров видит жука, а рысь чувствует шорох мыши за 70–75 метров. Кошки и собаки имеют очень сильное обоняние. Сова может до одного градуса точности определить, где находится мышь. Тигр лучше всего различает звуки парнокопытных. У некоторых видов рыб как бы четыре глаза: для воды и для воздуха. Животные устанавливают между собой взаимодействие при помощи специфических (химических, оптических, акустических, механических, электрических) и неспецифических (сопутствующих дыханию, питанию) сигналов. Именно благодаря исследованию этих сигналов возникли бионика – наука, применяющая эти знания для решения инженерно-технических задач, и биоакустика, которая использует исследования акустических сигналов и ориентации у животных для практических технических и военно-техническихцелей (Суханов А.П. Мир информации. М., 1986. С. 32–43).

 



2015-12-15 2260 Обсуждений (0)
ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТ ЗООКОММУНИКАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТ ЗООКОММУНИКАЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)