Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины
Дисциплину «Теория вероятностей и математическая статистика» в условиях дефицита учебного времени следует считать довольно сложной для усвоения. Поэтому от преподавателей, в первую очередь, требуется обеспечить органическую связь лекций с практическими занятиями. Любое практическое занятие должно быть естественным продолжением соответствующей лекции (в смысле общего замысла, основных понятий, используемых обозначений и т.п.). Студенту необходимо понимать важность этого момента и использовать его для более глубокого усвоения учебного материала. В рекомендуемых учебниках и учебных пособиях (см. «Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет») каждая глава завершается, как правило, упражнениями, где представлен тот минимум задач, который достаточен для обеспечения занятий и самостоятельной работы по дисциплине. Однако, это не исключает критического отношения к их содержанию и обязывает преподавателей постоянно следить за новой информацией по теме дисциплины с целью своевременного отбора нового теоретического материала практических задач. Следует также иметь в виду, что не все разделы дисциплины нашли желаемое представление в рекомендованных пособиях. Поэтому потребуются определённые затраты сил и времени на подбор и методическую обработку теоретического материала и задач по этой теме, а от студентов - на сохранение, обработку и пополнение этих материалов в процессе самостоятельной работы. Для облегчения понимания смысла математических положений, моделей и методов изучение соответствующего лекционного материала полезно начинать с рассмотрения простых и понятных содержательных задач, практики. Каждой математической модели как абстрактному объекту должна предшествовать постановка задачи в словесной формулировке с конкретным экономическим содержанием. Такого подхода следует придерживаться и обучающимся (как в ходе самостоятельной работы, так и на экзамене). Это будет способствовать формированию умения логически мыслить, выделять главное, чётко и грамотно излагать словами (устно и на бумаге) смысл того, что далее будет облечено в строгую математическую форму. При изучении дисциплины следует обратить особое внимание на усвоение её понятийного аппарата. Аналогичные понятия встречаются и в других учебных курсах управленческого характера. В этом отношении весьма полезным будет обращение к глоссарию по дисциплине (см. «Словарь терминов»). С основными положениями по каждой теме дисциплины можно познакомиться заранее, обратившись к приложениям. В них дано краткое изложение, выделена суть вопроса. Студенты должны исходить из того, что реальные практические задачи объёмны, в них большое количество переменных и внутренних связей, вследствие чего их решение, как правило, невозможно без использования электронных вычислительных машин (далее – ЭВМ). Большое значение имеет ознакомление с существующими пакетами прикладных программ, применяемыми для информационного сопровождения. Вместе с тем для уяснения идей, смысла математических моделей и методов целесообразно рассматривать несложные содержательные задачи так, чтобы затем перейти от конкретной математической модели к модели абстрактной («в общем виде»), применимой к целому классу задач такого же типа, но с другим содержанием, из других областей практики. Целый ряд рассматриваемых в дисциплине задач можно решать на компьютере в знакомой студенту среде MS Excel. Разгрузившись от рутинной работы, связанной с вычислениями, можно сосредоточиться на всестороннем анализе полученных результатов и их интерпретации. При подготовке к контрольным мероприятиям усвоения материала дисциплины студентам следует готовиться и к тестовым проверкам в компьютерных классах, использовать для подготовки Интернет-тренажер. Следует также быть готовым и к коротким летучкам, которые проводятся преподавателями на практических занятиях. Ясно, что успех на этих проверках может быть достигнут только при систематической работе над учебным материалом. Для самоконтроля и закрепления знаний и умений необходимо использовать систему тестовых заданий как в основном блоке УМК, так и в приложениях. Обращение к тестовым заданиям поможет также своевременно выявить пробелы в усвоении учебного материала, принять необходимые меры к их устранению. В условиях дефицита учебного времени на лекциях и практических занятиях нередко используется мультимедийная техника, демонстрируются слайды, показываются презентации, предлагается «раздаточный» материал. Это обязательно нужно использовать для пополнения конспекта, насыщения его необходимыми схемами, таблицами и рисунками. Методические указания по программе дисциплине ориентированы на учебники и пособия [1-2], которые могут также с успехом использоваться на практических занятиях. Для лучшего усвоения теоретического материала необходимо подробно разобрать примеры, приведённые в этой литературе. Изучение дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» в силу её содержания и места в подготовке экономистов должно быть подчинено формированию у студентов «оптимизационного образа мышления», предполагающего постоянный поиск наилучших способов действий для достижения поставленных целей.
План практических занятий
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |