Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины



2015-12-13 375 Обсуждений (0)
Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Дисциплину «Теория вероятностей и математическая статистика» в условиях дефицита учебного времени следует считать довольно сложной для усвоения. Поэтому от преподавателей, в первую очередь, требуется обеспечить органическую связь лекций с практическими занятиями. Любое практическое занятие должно быть естественным продолжением соответствующей лекции (в смысле общего замысла, основных понятий, используемых обозначений и т.п.). Студенту необходимо понимать важность этого момента и использовать его для более глубокого усвоения учебного материала.

В рекомендуемых учебниках и учебных пособиях (см. «Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет») каждая глава завершается, как правило, упражнениями, где представлен тот минимум задач, который достаточен для обеспечения занятий и самостоятельной работы по дисциплине. Однако, это не исключает критического отношения к их содержанию и обязывает преподавателей постоянно следить за новой информацией по теме дисциплины с целью своевременного отбора нового теоретического материала практических задач. Следует также иметь в виду, что не все разделы дисциплины нашли желаемое представление в рекомендованных пособиях. Поэтому потребуются определённые затраты сил и времени на подбор и методическую обработку теоретического материала и задач по этой теме, а от студентов - на сохранение, обработку и пополнение этих материалов в процессе самостоятельной работы.

Для облегчения понимания смысла математических положений, моделей и методов изучение соответствующего лекционного материала полезно начинать с рассмотрения простых и понятных содержательных задач, практики. Каждой математической модели как абстрактному объекту должна предшествовать постановка задачи в словесной формулировке с конкретным экономическим содержанием. Такого подхода следует придерживаться и обучающимся (как в ходе самостоятельной работы, так и на экзамене). Это будет способствовать формированию умения логически мыслить, выделять главное, чётко и грамотно излагать словами (устно и на бумаге) смысл того, что далее будет облечено в строгую математическую форму.

При изучении дисциплины следует обратить особое внимание на усвоение её понятийного аппарата. Аналогичные понятия встречаются и в других учебных курсах управленческого характера. В этом отношении весьма полезным будет обращение к глоссарию по дисциплине (см. «Словарь терминов»). С основными положениями по каждой теме дисциплины можно познакомиться заранее, обратившись к приложениям. В них дано краткое изложение, выделена суть вопроса.

Студенты должны исходить из того, что реальные практические задачи объёмны, в них большое количество переменных и внутренних связей, вследствие чего их решение, как правило, невозможно без использования электронных вычислительных машин (далее – ЭВМ). Большое значение имеет ознакомление с существующими пакетами прикладных программ, применяемыми для информационного сопровождения.

Вместе с тем для уяснения идей, смысла математических моделей и методов целесообразно рассматривать несложные содержательные задачи так, чтобы затем перейти от конкретной математической модели к модели абстрактной («в общем виде»), применимой к целому классу задач такого же типа, но с другим содержанием, из других областей практики. Целый ряд рассматриваемых в дисциплине задач можно решать на компьютере в знакомой студенту среде MS Excel. Разгрузившись от рутинной работы, связанной с вычислениями, можно сосредоточиться на всестороннем анализе полученных результатов и их интерпретации.

При подготовке к контрольным мероприятиям усвоения материала дисциплины студентам следует готовиться и к тестовым проверкам в компьютерных классах, использовать для подготовки Интернет-тренажер. Следует также быть готовым и к коротким летучкам, которые проводятся преподавателями на практических занятиях. Ясно, что успех на этих проверках может быть достигнут только при систематической работе над учебным материалом. Для самоконтроля и закрепления знаний и умений необходимо использовать систему тестовых заданий как в основном блоке УМК, так и в приложениях. Обращение к тестовым заданиям поможет также своевременно выявить пробелы в усвоении учебного материала, принять необходимые меры к их устранению.

В условиях дефицита учебного времени на лекциях и практических занятиях нередко используется мультимедийная техника, демонстрируются слайды, показываются презентации, предлагается «раздаточный» материал. Это обязательно нужно использовать для пополнения конспекта, насыщения его необходимыми схемами, таблицами и рисунками.

Методические указания по программе дисциплине ориентированы на учебники и пособия [1-2], которые могут также с успехом использоваться на практических занятиях. Для лучшего усвоения теоретического материала необходимо подробно разобрать примеры, приведённые в этой литературе.

Изучение дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» в силу её содержания и места в подготовке экономистов должно быть подчинено формированию у студентов «оптимизационного образа мышления», предполагающего постоянный поиск наилучших способов действий для достижения поставленных целей.

 

План практических занятий

№ зан. Содержание занятий по темам программы Кол-во часов Учебно- методическое обеспечение
  Тема 1. Случайные события
1. Классическое определение вероятности, решение задач по схеме урн. Упр. 1.37- 1.89 [1] Задачи 1-45 [2]
2. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Упр. 1.37- 1.89 [1] Задачи 46-88 [2]
3. Постановка и решение задач по схеме Бернулли. Упр. 2.13- 2.36 [1] Задачи 110-118 [2]
4. Формулы полной вероятности. 2 Упр. 1.37- 1.89 [1] Задачи 89-96 [2]
5. Формула Байеса. Упр. 1.37- 1.89 [1] Задачи 97-109 [2]
6. Решение задач на формулы Пуассона, локальную и интегральную формулы Муавра-Лапласа. Упр. 2.13- 2.36 [1] Задачи 119-130 [2]
  Тема 2. Случайные величины
7. Дискретные случайные величины, составление их рядов и многоугольников распределения. 2 Упр. 3.25-3.72 [1] Задачи 164-227 [2]
8. Непрерывные случайные величины, составление их функций распределения и плотностей вероятностей. 2 Упр. 3.25-3.72 [1] Задачи 252-274 [2]
9. Нахождение числовых характеристик случайной величины: математическое ожидание, дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Упр. 3.25-3.72 [1] Задачи 188-227, 275-306 [2]
10. Биномиальный и пуассоновский закон распределения. Простейший поток событий. Упр. 4.11-4.31 [1] Задачи 164-187 [2]
11. Распределения случайных величин: равномерное и нормальное. Упр. 4.11-4.31 [1] Задачи 307-366 [2]
  Тема 3. Выборочный метод
12. Статистическое распределение выборки. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 439-440 [2]
13. Нахождение эмпирической функции распределения. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 441-442 [2]
14. Построение полигона частот и гистограмм. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 443-449 [2]
  Тема 4. Статистические оценки параметров распределения
15. Нахождение точечных оценок. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 450-470 [2]
16. Нахождение точечных оценок методом моментов. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 471-488 [2]
17. Нахождение точечных оценок методом наибольшего правдоподобия. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 489-500 [2]
18. Асимметрия и эксцесс эмпирического распределения. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 531-5534 [2]
19. Нахождение интервальных оценок. Доверительный интервал. Упр. 9.19-9.34 [1] Задачи 501-522 [2]
  Тема 5. Проверка статистических гипотез
20. Схема проверки статистических гипотез. 2 Упр. 10.15-10.36 [1] Задачи 554-667 [2]
21. Проверка гипотезы о нормальном распределении генеральной совокупности по критерию Пирсона. Упр. 10.15-10.36 [1] Задачи 634-640 [2]
Всего  

 



2015-12-13 375 Обсуждений (0)
Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)