Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторический процесс освобождения личности



2015-12-15 419 Обсуждений (0)
Исторический процесс освобождения личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

а) Семейные союзы

б) Корпорации

в) Развитие личной правоспособности

 

С самого начала истории мы видим личность, не только заключенную в тех или других общественных союзах, но и порабощенную ими.

 

А) Семейные союзы

 

Основанные первоначально на одном кровном родстве, тесные семейные союзы древних германцев (Sippschaften), равно как и распространенные впоследствии на более широкие круги лиц семейные союзы позднейшего времени (Sippen), - это приблизительно то же, что славянская "малая" и "большая" семья по устанавливающейся у нас терминологии, - исполняют функции не только гражданского, но и публичного права, и притом не только во внутренних, но и во внешних отношениях этих союзов как друг к другу, так и к охватывающей их политической организации.

Публичными функциями являются: право и обязанность кровной мести, взыскание и платеж композиций, соприсяжничество, восстановление мира в случае его нарушения внутри союза и т. д. Утрата семейными союзами этих публичных функций - вызванная преобразованием семейной общины в соседскую, появлением первых государственных наказаний, установлением феодального государства и другими влияниями, которые здесь не могут быть рассмотрены, - не препятствует сохранению семейными союзами их значения в области гражданского права и далеко за пределами Средних веков. Это значение выступает, между прочим, в обязанностях членов семьи к взаимной поддержке, - обязанностях, которые сменяют прежнюю связь их по кровной мести и композициям. Эти обязанности ограничиваются постепенно все более и более тесным кругом родственников, но удерживают и поныне свой юридический характер. Сюда должны быть причислены и ограничения в праве распоряжения собственностью на известные имущества согласием на эти распоряжения со стороны наследников собственника (Beispruchsrecht), и предоставленное потом тем же наследникам право выкупа и преимущественной покупки этих имуществ в случае их отчуждения, равно как и разнообразные переходящие также в современное право формы опеки родственников, и, наконец, право наследования по закону, иллюстрирующее лучше всего, даже для настоящего времени, всю полноту и силу влияния семейного союза и кровного родства на отношения гражданского права.

Характерные черты древнегерманской семьи, - с которой сходится, в общем, как древнеславянская, так и вся арийская семья, - заключены в ее строении и юридических отношениях. Она представляет собой с самого начала самостоятельный союз, глава которого пользуется властью, смешивающей в себе элементы публичного и гражданского права. Управление семьей основано не на соглашении между ее членами, а на единой воле ее главы, которому подчинено все, что живет и существует в семье: жена, дети, потомство, рабы, крепостные, свободные работники и все имущество. Власть главы над всем этим составом семьи не определена точно и совпадает, в общем, с границами права распоряжения собственностью. Отличительный признак этой семьи - ее единство, распространяющееся как на ее личный, так и имущественный состав. С точки зрения этого единства, можно говорить и о собственности главы семейства, хотя эта собственность - не свободная, а связанная целями семейного союза. Ее имущественная ценность допускает сравнение с имущественной ценностью государственной территории для управляющей ею территориальной верховной власти.

Разложение единой семьи, происходящее под влиянием отчасти государственной власти, отчасти процесса развития внутри самой семьи, устраняет постепенно ее публично-правовые элементы и делает из семьи учреждение, ведаемое исключительно гражданским правом. Рабов становится все меньше и меньше, крепостные и ремесленники, начиная с XIII в., не могут уже считаться в составе семьи, так как они завоевывают свое особое право, независимое от семейной власти прежнего домовладыки; свободные работники тоже отстают от старого семейного союза, предлагая на рынке свою рабочую силу и переходя на заработки от одного хозяйства в другое. Малолетний, принятый в дом опекуна, может требовать от последнего, по достижении совершеннолетия, не только возвращения своего имущества, но и отчета в управлении им, на что он прежде не имел права. Точно так же и опекун, в случае недостаточности доходов подопекаемого, не считает себя обязанным, как это было прежде, вести опеку на собственный счет, но приступает, с согласия высшего опекунского учреждения, к продаже имущества подопекаемого. Изменяется существенно и положение жены и детей, и изменяется в том смысле, что отец и супруг теряют единовластие и должны допускать или соучастие в нем и сособственность в семейном имуществе со стороны всех управомоченных членов семьи, или особое, отличное от собственности, имущество жены и детей, на которое отец и супруг могут притязать лишь в смысле управления и пользования, но не распоряжения. Еще более: если прежде мыслился только один интерес - интерес семьи, представителем которого был домовладыка, то теперь возможны столкновения интересов отдельных членов и собственников в пределах одной и той же семьи, и объективное право должно выставить нормы, способные защитить как детей и жену против родителей и мужа, так и vice versa. Дети состоят под властью родителей уже не в силу семейного общения с ними и не во все время своего пребывания в семье, а только в силу малолетства, по миновании которого они выходят из-под власти даже в том случае, если совместная жизнь их с родителями продолжается. И юридическое положение жены и матери не опирается более на семейное общение, а опирается на брак, не имевший в древней семье самостоятельного значения и представлявший собой не что иное, как разновидность договора купли-продажи.

Если к сказанному присоединить, что и отношения прислуги, рабочих и даже учеников, вступающих в семью, обращаются в чисто обязательственные, производя права и обязанности на основе договора, а вовсе не пребывания в том едином и нераздельном союзе, каким была древняя семья, то нельзя не придти к следующему заключению. Прежнее единство семьи утрачено в результате процесса, смысл которого лежит, с одной стороны, в отобрании государственной властью у семьи ее элементов публичного права, и с другой - в получении самостоятельности всеми принадлежащими к древней семье группами лиц. Семья переходит целиком в гражданское право, и все, что сохраняется от прежнего ее единства, не имеет более юридического значения или влачит существование, как переживание прошлого (напр., германская Gemeinderschaft*(47)).

 

Б) Корпорации

 

Семья не единственный союз, связывающий личность в средние века. Рядом с ней и часто могучее ее выступают другие общественные союзы: общины, цехи, корпорации и все вообще общественные соединения, обнимаемые немецким словом Genossenschaft. Различие между этой Genossenschaft и семьей состоит в том, что семья основана на кровной связи своих членов и власти главы семейного союза, тогда как Genossenschaft опирается на общение интересов, независимое от принадлежности ее членов к той или другой семье.

Крестьяне, горожане, рыцари, ремесленники, объединенные общими условиями жизни, составляют союзы, из которых каждый, вследствие отсутствия сознания об общем для всех праве, живет своим особым правом, тесно сплачивающим между собой всех членов этих союзов. Вне права семьи и королевской власти, это - единственное в Средние века право, за пределами которого не существует правоспособности. Только путем медленной эволюции, параллельной разложению древней нераздельной семьи, происходит освобождение личности из-под власти и этих союзов, теряющих, прежде всего, в пользу государства свои функции публичного права. Эти союзы изменяют свой характер, переставая служить, подобно семье, источником публичного права, получающего свой специальный орган в государственной власти. Но они сохраняют силу в области гражданского права, продолжая занимать здесь видное место наряду с товариществами и другими совокупными отношениями, принадлежащими именно этой области права.

Чтобы оценить значение этих союзов, надо иметь в виду следующее. Во-первых, захватывая всю личность своих членов даже в том случае, когда основание союза лежит в ограниченной сфере имущественного интереса, напр., в отправлении какого-нибудь промысла, средневековые союзы обязывают своих членов особой верностью друг к другу и производят между ними теснейшую солидарность. Выражение этой солидарности вовне состоит в том, что один отвечает за другого, все платят долги каждого, упраздняют сообща право мести и композиции, распределяют между собой вытекающие отсюда выгоды и потери, выступают вместе при заключении обязательств, на суде, и т. д. Во-вторых, солидарным правам и обязанностям членов союза соответствует подобная же имущественная связанность. Кто принадлежит к одному из таких союзов, тот не может распорядиться своим поземельным владением иначе, как с согласия союза, располагающего правом предпочтительной покупки, которое соединяется впоследствии и с правом выкупа. Кто производит в союзе более того, что ему нужно для собственного потребления, тот должен предложить излишек продукта своего производства тому же союзу. Кто хочет выйти из союза, тот должен оставить ему значительную часть своего имущества. При вступлении в брак с женщиной, не принадлежащей к союзу, нужно платить за нее особый налог; выход замуж вне союза сопрягается также с большими имущественными пожертвованиями.

В указанных и множестве других последствий господства группового начала просвечивает та мысль, что каждый общественный союз есть юридическое хозяйственное целое, которому отдельные лица должны жертвовать своею волею и своим имуществом. Новое время кладет предел абсолютизму группового начала, но развивает далее представленные в нем идеи солидарности и социального права. Если средневековые союзные формы почти исключают юридическую категорию личности, то последующее развитие этих же форм ставит в их центре именно эту категорию и стремится в этих формах более, чем в каких-либо других, приблизиться к идеалу социального права.

 



2015-12-15 419 Обсуждений (0)
Исторический процесс освобождения личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторический процесс освобождения личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)