Открытая и закрытая системы, их отличия
Закрытая система, как это становиться по названию - отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами. В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром. Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой, представленной системами разного калибра. Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы - это достаточно абстрактные понятия. Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно. Все, что будет сказано ниже, относиться к промежуточным состояниям разной степени выраженности. Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. Организация, исповедующая принципы - мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать - развалился. Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов. Фактически, зная три этих момента, можно описать все возможные изменения систем. В следующем выпуске я расскажу о системах с обратной связью. Усиливающей и стабилизирующей (или как говорят большинство людей с положительной и отрицательной, что не совсем точно) Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.
БИЛЕТ 13 2. Понятие теории физиологического редукционизма (научного материализма), как основной теории среды натуралистических философских теорий, их роль и место в организационном менеджменте. Среди натуралистических теорий наибольшее признание получили теории: редукционизм, физикализм, физиологический редукционизм (научный материализм), эмерджентный материализм, нативизм и эволюционная теория познания (эволюционная эпистемология). Физиологический редукционизм (научный материализм) – направление теоретических и экспериментальных исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания. Сторонники этого направления считают, что явления психической жизни человека и продукты его познавательной деятельности можно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме. Научный материализм основывается на результатах исследований мозга человека, его физико – химических и других структур. Наиболее видными философами-теоретиками этого направления были Д. Армстронг и Г. Фейгль. Физиологический редукционизм служит методологической основой большинства теорий научения. Поэтому, среда – инстинкт – безусловный рефлекс – нужда являются теми элементами процесса побуждения человека к деятельности, посредством которых осуществляется биологическая мотивация. В настоящее время большее распространение имеют менее жесткие варианты научного материализма. Одним из них является эмерджентный материализм, соглашающийся с относительной зависимостью психических процессов от мозговых и физиологических. На Западе более яркими представителями этой теории являются Д. Девидсон, Дж. Фодор, М. Бунге и лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р. У. Сперри, а в отечественной философской науке — В. С. Тюхтин и Д. И. Дубровский. 3. Ситуационный подход, его сущность и место в методологии исследования теории организации и организационного поведения. Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации. При таком подходе система управления организацией и организационным поведением в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик. Объектами анализа в данном случае могут быть: ¾ структура управления организацией и организационным поведением в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей; ¾ методы управления организационным поведением; ¾ стиль руководства: в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается тот или иной стиль руководства; ¾ внешняя и внутренняя среда организации; ¾ стратегия развития организации и повышения результативности организационного поведения; ¾ технологические особенности производственного процесса и их влияние на управление организацией и организационным поведением. Ситуация – это комплексное целое, множество стимулов, событий, объектов, людей, эмоций в конкретный момент для определенного контекста. Для анализа ситуаций и выработки управленческих решений по управлению организацией и организационным поведением, следует учитывать большое количество разных фактов, характеристик и аспектов, в том числе: ¾ руководство: навыки, знания, стиль, стандарты, властная основа, взаимоотношения, союзы и объединения; ¾ отношения групп: размер, возраст, сплоченность, цели, взаимоотношения, лидер, задачи, история отношений, ценности; ¾ системы и структуры управления: административная система, система контроля, система поощрений, организационная структура, норма управляемости; ¾ физическая среда: местоположение, длительность смен, безопасность труда, условия работы и организация рабочего места; ¾ экономическая среда: экономика, конкуренция, финансовые ресурсы; ¾ технологическая среда: условия производства, тип технологии, сырье, состояние технологического оборудования; ¾ личность: личные качества, профессиональная пригодность, опыт, уровень профессиональной компетентности, возраст, «Я – концепция» и ее элементы. 4. Функциональные области внутренней и внешней среды организации, формирующие микровнешнюю среду организации Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних Внешняя среда включает все силы и структуры, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Она неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. Во внешней среде выделяют микровнешнюю среду - среду непосредственного окружения и макроокружение - среду косвенного воздействия. Микровнешняя среда включает в себя совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей (конкуренты, поставщики, посредники, клиенты и т.д.). Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду. Под макровнешней средой (или макросредой) функционирования фирмы понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микросреды (политические, социально – экономические, правовые и т.д.). Как бы ни относилось руководство организации к таким условиям внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие разработанной правовой базы, изменить их непосредственным образом оно не может, а скорее должно адаптироваться к этим условиям. Однако иногда организация придерживается более активной позиции, реализуя свое стремление воздействовать на внешнюю среду. В этом случае речь идет, прежде всего; о воздействии на микровнешнюю среду в целях изменения общественного мнения о деятельности организации, установления более тесных отношений с поставщиками и покупателями и т.д. Группы фирм, организаций или отдельных лиц, образующие микровнешнюю среду фирмы, имеют с ней непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению ее успешной деятельности. К ним прежде всего относят потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников, контактные аудитории. Потребители обычно имеют свои предпочтения и выбирают товары известных фирм. Однако, поведение как индивидуального потребителя, так и организованного, подвержено влиянию. Потребитель независим в своем выборе, но можно повлиять и на его мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитаны на удовлетворение его нужд и ожиданий. Фирма может воздействовать на потребителей, предлагая им более совершенную по сравнению с конкурентами продукцию по более низким ценам, активно продвигая свой товар. При этом продавец способен обеспечить привлекательные для покупателя условия приобретения продукции. Билет №14 1. Понятие теории нативизма, как основной теории среды натуралистических философских теорий, их роль и место в организационном менеджменте. Нативизм — теория, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врожденные идеи, с помощью которых он познает мир. Она исходит из следующих утверждений: мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки и способности человека являются генетически врожденными. Сторонниками нативизма являются 3. Фрейд, K. Г. Юнг, Н. Хомский, Е. Уилсон. На этой методологической основе, 3. Фрейд, к примеру, вывел теорию психоанализа и психодинамическую теорию личности, базовыми элементами которых являются: - структура личности: Оно, Я, Сверх–Я, бессознательное, предсознательное и сознательное; - динамические аспекты личности основаны на инстинктах, тревоге и механизмах защиты; - неосознанные бессознательные мотивы в большей степени влияют на поведение человека, чем сознательное мышление; - о подсознании человека можно судить по содержанию его снов; - человек сам не может полностью объяснить свои поступки, так как они в большей степени бессознательны. Психодинамическая теория личности и теория психоанализа Фрейда являются одним из теоретических оснований для разработки технологий мотивации при управлении организационным поведением персонала в процессе организационных изменений. В содержательных теориях мотивации они служат исходной базой для выбора механизмов мотивации, направленных на удовлетворение первичных потребностей человека. 2. Маркетинговый подход, его сущность и место в методологии исследования теории организации и организационного поведения. Маркетинговый подход предполагает проектирование организации и организационного поведения на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью является ориентация управления организацией на потребителя при решении любых задач. Реализация поставленной цели требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организации, главная задача которой — обеспечить устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый подход позволяет выявить эти конкурентные преимущества и факторы, их определяющие, а также обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит ей так организовать управление, чтобы надолго удержать и сохранить свои конкурентные позиции. 3. Организационная культура, ее понятие и взаимосвязь с культурой общества, управленческой ориентацией руководителя организации. В настоящее время большинство организаций придают важное значение развитию своей организационной культуры. С одной стороны, организация в своей деятельности должна считаться с социальными культурными ценностями, обусловленными мировоззрением работающих в ней людей, их образом мышления в оценке того или иного поведения, предпочтениями в отношении стиля управления и др. С другой стороны, организация сама создает свою шкалу ценностей и определенную культуру поведения. Культура поведения организации представляет собой свод правил, ритуалов, символов, выражающих дух организации и дающих необходимую информацию о поведении ее членам. Организационная культура — это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации. Показатель индивидуальности оценивает степень однородности организации и степень ее индивидуальности. Он определяется с учетом 4 факторов. Первый фактор заключается в том, что люди развивают свою систему ценностей в целях приспособления к различным типам организаций, существующих в обществе. Второй фактор связан с процессом отбора, в результате которого выявляются те, кто не подходит данной организации. Третий фактор связан с системой вознаграждения в организации, направлен на усиление и поддержку определенного стиля поведения и взаимоотношений. Четвертый фактор отражает то, что при продвижении по службе учитываются не только профессиональные, но и личные качества сотрудника. Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации. Под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний (преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие властям, нацеленность на активную жизненную позицию и т.д.). Третий источник организационной культуры — внутренняя среда самой организации. Основными факторами внутренней среды являются: - развитие и уровень используемых технологий; - уровень квалификации персонала; - система сформировавшихся в компании ценностей; - уровень производственного потенциала и т.д. К специфическим факторам организации относится и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие к одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. Важную роль в формировании организационной культуры играют выдающиеся личности и важные события в истории компании. Критические события в истории организации также влияют на верования и ценности сотрудников, меняют отношение к компании собственных сотрудников, конкурентов, потребителей.
БИЛЕТ 15
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |