ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ».
Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс:7 С.
Программа: Биология. Животные. 7 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 13-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2012.-302, [2] с,:ил.
Цель: сформировать понятия «членистоногие» и «ракообразные».
Задачи:
Образовательная: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека.
Развивающая: уметь различать особенности строения ракообразных; давать общую характеристику типу Членистоногие; развивать мышление, внимание и речь.
Воспитательная: сформировать научное мировоззрение школьников; воспитать самостоятельность и аккуратное ведение тетради.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный.
Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс Ракообразные».
Новые знания: хитин, кутикула, линька, членистоногие, головогрудь, брюшко, мозаичное зрение, фасеточные глаза, сложные глаза, жабры, развитие без превращения, гемолимфа, смешанная полость тела, наружний скелет, жаберный тип дыхания.
Опорные знания: кольчатые черви, подглоточный узел, надглоточный узел, узловой тип нервной системы, незамкнутый тип кровеносной системы.
Этапы урока
| время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку. Приветствуют.
|
Актуализация
|
| На прошлых занятиях вы завершили изучение темы «Иглокожие». Ребята, выполните задания.
Какие утверждения верны? (правильные- «+», неправильные- «-»).
1. Иглокожие – обитатели морей.
2. Предками иглокожих являются древние многощетинковые кольчецы.
3. Голотурии относятся к классу морских ежей.
4. тело морских звёзд заключено в известковый панцирь.
5. Органы чувств иглокожих развиты слабо.
6. Иглокожие дышат всей поверхностью тела.
7. Иглокожие не имеют специальных органов выделения.
8. Все иглокожие – гермафродиты.
9. Морские звёзды имеют от 5 до 50 лучей.
10. Тело морских ежей шаровидное или уплощенное.
|
1. +
2. +
3. –
4. –
5. +
6. –
7. +
8. –
9. +
10. +
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие класс Ракообразные. Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока.
Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека.
| Учащиеся записывают тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
Тип Членистоногие – самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По разным данным, он объединяет от 1,5 до З,5 млн видов насекомых (жуков, бабочек, комаров, мух, пчел, стрекоз, муравьев), раков, пауков и клещей. По видовому многообразию членистоногие намного превышают численность других типов животных, растений, грибов, бактерий.
Это обилие видов объясняется хорошо развитыми у членистоногих приспособлениями к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи.
Тип членистоногие делится на 3 класса:
1. Ракообразные
2. Паукообразные
3. Насекомые
Зарисуйте схему в тетради.
Распределите по классам представителей типа членистоногих: креветка, саранча, циклоп, божья коровка, паук-серебрянка, лангуст, тарантул, водомерка, мокрица, комар, каракурт, слепень, клещ, скорпион, муравей, клоп, дафния.
Учитель продолжает рассказывать.
Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых многощетинковых червей. Тело и тех и других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и кольчатых червей, состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
Членистоногие отличаются от кольчатых наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей прочность. Хитин-легкое и прочное вещество, напоминающее пластмассу. У некоторых животных хитиновые пластины сливаются, образуя единый хитиновый покров. В хитиновом панцире краб или жук напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться. Хитиновый покров очень прочен и выполняет многочисленные функции: наружного скелета (к внутренним выростам хитинового покрова крепятся мышцы), защищает тело членистоногих от различных механических и химических повреждений, препятствует излишней потери влаги, защищает от ожогов. Иногда хитин пропитывается известью, поэтому некоторых крабов трудно разбить даже молотком.
У хитинового скелета есть недостаток — он не позволяет постоянно расти. Приходится регулярно линять — сбрасывать старые «латы». Линька — процесс непростой, ведь из старой брони приходится вытаскивать даже тончайшие усики. В тот момент, когда старые покровы сброшены, а новые еще не успели затвердеть, происходит увеличение размеров и объема тела.
Ребята, скажите какую роль выполняет хитиновый покров у членистоногих?
Запишите функции хитинового покрова в тетрадь.
Внимательно слушайте рассказ и заполните таблицу. (приложение 2)
Тело имеет ракообразных имеет 2 отдела: головогрудь и брюшко. Имеют твердый хитиновый покров, который не способен к растяжению. Периодически линяют.
Головогрудь несет в себе фасеточные глаза на стебельках (3000 глазков). Ракообразные не могут поворачивать голову, поэтому для увеличения обзора глаза посажены на стебельки.
У всех ракообразных имеется 5 пар конечностей головы. Первые 2 пары представлены членистыми усиками. Они несут на себе органы осязания, обоняния и равновесия. Следующие 3 пары — ротовые конечности — служат для захвата и измельчения пищи. Каждый сегмент груди несет по паре ног, которые участвуют в удерживании пищи, и локомоторные конечности (ходильные ноги). Брюшко у высших раков тоже несет конечности — плавательные ножки. У низших их нет. На самом конце хвостовой плавник, при резком толчке плывет задом наперед. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует).
Внутреннее строение речного рака. Пищеварительная система состоит из рта, пищевода, желудка из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть- система складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).
Дыхательная система представлена жабрами – выростами кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.
Выделительная система-пара зеленых желез, открывается у основания усиков.
Кровеносная система- незамкнутая. Сердце на спинной стороне пятиугольный мешочек. Кровь представлена гемолимфой.У высших раков имеется настоящая кровь, содержащая пигменты, связывающие кислород. Пигмент крови речного рака — гемоцианин — содержит атомы меди и придает крови голубой цвет.
Нервная система состоит из надглоточного нервного узла – головной мозг, подглоточного узла, окологлоточное кольцо, пары брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте. Узловой тип нервной системы
Размножение: Раздельнополые. Половой диморфизм.
Ракообразными являются: речной рак, краб, креветки, мокрица, бокоплав, криль, циклоп, дафния, морской жёлудь, морской таракан.
|
Зарисовывают схему (приложение 1)
Выполняют (устно) соответствие
1.К ракообразным относятся: креветка, циклоп, лангуст, мокрица, скорпион, дафния
2.К паукообразным относятся: паук-серебрянка, тарантул, каракурт, клещ.
3.К насекомым относятся: саранча, божья коровка, водомерка, комар, слепень, муравей, клоп
Хитиновый покров у членистоногих выполняет роль:
· защиты от механического повреждения;
· зашиты от пересыхания;
· прикрепления мышц, то есть наружного скелета.
Учащиеся записывают в тетради.
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
|
Закрепление материала
|
| Повторим основные моменты пройденного материала. Какие из утверждений верны?
( правильные- «+», неправильные- «-»).
1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных.
2. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.
3. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног.
4. Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом.
5. Для ракообразные характерен внекишечный способ пищеварения.
6. Органы дыхания раков — трахеи и легкие.
7. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют.
8. Кровеносная система ракообразных незамкнутая.
9. Кровь ракообразных красного цвета.
10. Зеленые железы относятся к пищеварительной системе.
|
1. +
2. –
3. +
4. +
5. –
6. –
7. +
8. +
9. –
10. –
|
Подведение итогов и оценивание
|
| Мы сегодня изучили тему «Класс ракообразные» и познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека.
|
|
Домашнее задание
|
| · §14 Тип членистоногие изучить;
· Выяснить: какое отношение к ракообразным имеют «морские желуди» и каково их значение? (написать ответ в тетради)
· Подготовить сообщение о классах паукообразных: сенокосцы, скорпионы, клещи, пауки. (объяснение)
· Выполнить задания 1,3,4 в рабочей тетради. (объяснение)
| Записывают в тетрадях и дневниках.
|
Проверил учитель биологии
Краснова Инна Валерьевна:
Дата:
Приложение 1.
РАКООБРАЗНЫЕ
|
| ПАУКООБРАЗНЫЕ
|
| НАСЕКОМЫЕ
|
Приложение 2.
Особенности строения Членистоногих
признаки
| ракообразные
| паукообразные
| насекомые
|
1.Строение тела:
· отделы тела
|
|
|
|
· покров
|
|
|
|
· число ходильных ног
|
|
|
|
· число пар усиков
|
|
|
|
2.Органы зрения
|
|
|
|
3.Пищеварительная система
|
|
|
|
4.Органы дыхания
|
|
|
|
5.Выделительная система
|
|
|
|
6.Кровеносная система
|
|
|
|
7. Нервная система
|
|
|
|
8. Размножение
|
|
|
|
9.Представители класса
|
|
|
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ».
Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс:7 С.
Программа: Биология. Животные. 7 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 13-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2012.-302, [2] с,:ил.
Цель: сформировать понятие «паукообразные».
Задачи:
Образовательная: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их ролью в природе и жизни человека.
Развивающая: уметь различать особенности строения паукообразных; сравнивать с представителями класса ракообразные; развивать мышление, внимание и речь.
Воспитательная: сформировать научное мировоззрение школьников; воспитать самостоятельность и аккуратное ведение тетради.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Метод организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс паукообразные».
Опорные знания: хитин, кутикула, линька, членистоногие, головогрудь, брюшко, мозаичное зрение, фасеточные глаза, сложные глаза, жабры, развитие без превращения, гемолимфа, смешанная полость тела, наружний скелет, жаберный тип дыхания
Новые знания: паутина, легочные мешки, трахеи, партеногенез, паутинные бородавки, клещи, лёгочный тип дыхания, трахейный тип дыхания.
Этапы урока
| время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку. Приветствуют.
|
Актуализация
|
| На прошлом занятии мы завершили изучение темы «Класс ракообразные».
1) Ответьте на вопросы:
1. Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой?
2. С чем связано большое количество линек у молодых раков?
3. Как устроены глаза рака?
2) Какие утверждения верны? ( правильные- «+», неправильные- «-»).
1. Рак дышит жабрами.
2. У рака простые глаза.
3. Раки – растительноядные.
4. Рак всегда передвигается, пятясь назад.
5. Для рака характерна регенерация клешней.
6. Кровеносная система рака незамкнутая.
7. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы.
8. Раки являются «санитарами» водоемов.
9. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи.
10. Кровь у рака красная
|
1. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера.
2. Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах.
3. Зрение фасеточное, т. к. глаза состоят из большого количества фасеток или глазков.
2)
1. +
2. –
3. –
4. –
5. +
6. +
7. +
8. +
9. +
10. –
|
Мотивация
|
| Я вам расскажу легенду и вы должны понять о каком животном идет речь.
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
О каком животном говорилось в легенде?
|
В легенде говорилось о пауке.
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Сегодня мы продолжаем знакомство с типом Членистоногие класс Паукообразные. Открываем тетради и записываем тему урока.
Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их ролью в природе и жизни человека.
| Записывают тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
Класс Паукообразные включает до 62 000 видов. К этому классу относится 4 отряда: сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки.
Внимательно слушаем рассказ и заполняем таблицу. (приложение 1)
Тело состоит из двух отделов- головогруди и брюшка. В отличии от ракообразных брюшко не сегментировано. Тело Паукообразных покрыто хитином. Панцирь очень прочный – может выдержать ядерный взрыв. Пауки линяют. Новая кожа нежна, поэтому в период линьки пауки очень уязвимы. За свою жизнь паук может линять более пяти раз.
На головогруди имеются 6 пар конечностей: 4 пары ходильных ног и 2 пары ротовых конечностей, участвующих в захвате и измельчении пищи. Первая пара конечностей служат для нападения, для прокусывания добычи, и впрыскивания яда в жертву. Вторая пара конечностей играют вспомогательную роль при захвате и удерживании жертвы. В отличии от Ракообразных Паукообразные не имеют усиков.
Органы чувствв основном представлены специальными волосками, которые располагаются на ходильных ногах, ногах и поверхности туловища и реагируют на колебания воздуха. Органы зрения представлены простыми глазами. Количество глаз может быть от 2 до 12.
На задней части брюшка имеются 3 пары видоизмененных ножек- паутинные бородавки. Основная функция паутинных бородавок — формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёз.
Паутина очень прочная. С помощью паутины, толщина которой равна толщине карандаша, можно остановить Боинг. Паутина очень легкая, например паутина, длина которой совпадет с длиной обхвата экватора Земли, будет весить всего 340 г.
Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину?
Плести паутину – удел не всех пауков. Пауку-скакуну, пауку-рыси, пауку-волку паутина не нужна. Расстояние прыжка паука-скакуна превышает длину его тела в 20-80 раз. Поэтому он предпочитает настигать жертву, совершая прыжки, а не в ожидании возле паутины.
А как вы думаете, почему добыча пауков прилипает и запутывается в паутине, а сам паук нет?
Вы правы! Паук не касается паутины ходильными ногами, а лишь волосками чем обусловлено меньшая площадь соприкосновения паука с паутиной. Еще одним фактором почему паук не прилипает к паутине в том, что эти волоски пропитаны специальным веществом.
Как вы думаете, зачем нужна паукам паутина?
Функции паутины:
· добывание пищи;
· защита;
· расселение молодых паучков;
· построения яйцевых коконов.
Запишите.
Пищеварительная система у разных представителей паукообразных сильно варьирует. Глотка снабжена сильными мышцами, которая служит в качестве насоса, втягивающего полужидкую пищу, так как паукообразные не принимают твердую пищу кусками.У большинства паукообразных средняя кишка образует длинные боковые выпячивания, увеличивающие вместимость и всасывающую поверхность кишечника. В брюшной отдел средней кишки открываются протоки парной пищеварительной железы – печени. В клетках печени происходит внутриклеточное пищеварение.
В паукообразных очень распространено внутриклеточное пищеварение. Паук вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.
Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.
Кровеносная система- незамкнутая. Кровь представлена гемолимфой. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба.
Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел. Узловой тип нервной системы.
Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение у одних пауков-наружное, у других-внутреннее. Встречается размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки. Это явление называется партеногенезом. Есть живородящие пауки. Развитие без превращения. Наблюдается забота о потомстве. Нередко самка паука поедает самца после спаривания.
В последнюю графу напишите тех представителей класса Паукообразных, которых вы знаете.
Начнем знакомство с классами паукообразных. Вы должны внимательно послушать выступления и заполнить таблицу. (приложение 2)
|
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
Да, все пауки плетут паутину.
Паук не прилипает к паутине, потому что у него имеются волоски на ходильных ногах.
Паутина нужна для добывании пищи, защиты.
Записывают в тетради функции паутины.
Выступления учащихся:
1. Отряд скорпионы
2. Отряд сенокосцы
3. Отряд клещи
4. Отряд пауки
Остальные ученики заполняют таблицу.
|
Закрепление материала
|
| Повторим основные моменты пройденного материала.
Выпишите сведения, имеющие отношение к паукообразным:
1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
3.Брюшко членистое.
4. Брюшко нечленистое.
5. Животные имеют 4 пары ног.
6. На голове есть усики.
7. Усиков нет.
8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.
9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.
10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.
11. Органы дыхания – жабры.
12. Дыхание трахейно – лёгочное.
13. Кровеносная система незамкнутая.
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.
16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.
17. Раздельнополые животные.
| Учащиеся выписывают правильные ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.
|
Подведение итогов и оценивание
|
| Мы сегодня изучили тему «Класс паукообразные» и познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их роли в природной среде и жизни человека.
Выставление оценок
|
|
Домашнее задание
|
| §14 изучить. Составить кроссворд про паукообразных.
| Записывают в дневниках домашнее задание
|
Проверил учитель биологии
Краснова Инна Валерьевна:
Дата:
Приложение 1.
Особенности строения Членистоногих
признаки
| ракообразные
| паукообразные
| насекомые
|
1.Строение тела:
· отделы тела
|
|
|
|
· покров
|
|
|
|
· число ходильных ног
|
|
|
|
· число пар усиков
|
|
|
|
2.Органы зрения
|
|
|
|
3.Пищеварительная система
|
|
|
|
4.Органы дыхания
|
|
|
|
5.Выделительная система
|
|
|
|
6.Кровеносная система
|
|
|
|
7. Нервная система
|
|
|
|
8. Размножение
|
|
|
|
9.Представители класса
|
|
|
|
Приложение 2.
Характеристика отрядов класса паукообразных
Отряды
| Особенности строения
| Представители
|
1. сенокосцы
|
|
|
2. скорпионы
|
|
|
3. клещи
|
|
|
4. пауки
|
|
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ».
Учитель-практикант: Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение: МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс: 7 С.
Программа:Биология. Животные. 7 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 13-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2012.-302, [2] с,:ил.
Цель урока: углубить понятие членистоногие, сформировать понятие насекомые.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с особенностями внешнего строения насекомых, их способами питания, строения ротовых аппаратов, способами передвижения.
Развивающие: уметь различать особенности строения насекомых; сравнивать с представителями класса ракообразные и паукообразные; развивать мышление, внимание, и речь.
Воспитательные: сформировать научное мировоззрение; самостоятельность, аккуратное ведение тетради.
Тип урока:комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс Насекомые», коллекция насекомых.
Опорные знания: хитин, кутикула, линька, членистоногие, головогрудь, брюшко, мозаичное зрение, фасеточные глаза, сложные глаза, жабры, развитие без превращения, гемолимфа, смешанная полость тела, наружний скелет, жаберный тип дыхания
Новые знания: паутина, легочные мешки, трахеи, партеногенез, паутинные бородавки, клещи, лёгочный тип дыхания, трахейный тип дыхания.
Этапы урока
| время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку. Приветствуют.
|
Актуализация
|
| Учитель предлагает учащимся графическую работу к теме «Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные». Он зачитывает утверждения, если учащиеся с ним согласны, рисуют домик вверх, если нет – домик вниз. (приложение 1).
В конце выполняется взаимопроверка.
| Выполняют графическую работу.
Взаимопроверка и обсуждение.
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Мы продолжаем знакомство с типом Членистоногие класс насекомые. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.
Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями внешнего строения насекомых, их способами питания, строения ротовых аппаратов, способами передвижения.
| Записывают дату и тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
Мы продолжаем изучать представителей типа Членистоногие. Членистоногие, как мы уже с вами знаем, самый многочисленные тип животных, насчитывает около 1,5 млн. видов. Из них более 1 млн. видов приходится на класс Насекомые. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно, за исключением морей и океанов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо изучить признаки насекомых.
Внимательно слушаем рассказ и заполняем таблицу. (приложение 2)
У насекомых есть голова, грудь, брюшко. На голове имеются:
1. Фасеточные глаза
У кого еще ранее изученных животных нами были фасеточные глаза?
Правильно! Но у насекомых глаза не на стебельках.
2. 1 пара усиков.
У кого еще ранее изученных животных нами были усики?
Да, правильно. У ракообразных было 2 пары усиков, а у насекомых 1 пара усиков.
3. Две пары челюстей и пара губ.
Сравните ротовой аппарат бабочки и пчелы и скажите с чем связано различие их отличия?
У насекомых большое разнообразие челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров.
Почему у насекомых разные ротовые аппараты? С чем это связано?
Совершенно верно!
Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся 2 пары крыльев. У белянки крылья покрыты волосками, у мухи вторая пара видоизменена в жужжальца.
Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту.
Рассмотрим какие конечности имеют насекомые. Посмотрите на слайд презентации. Здесь показаны бегательные, прыгательные, роющие и плавательные конечности.
Почему так разнообразны конечности насекомых?
Правильно!
Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого.
Телонасекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина.
Как вы думаете, каковы же причины необычайного процветания класса насекомых?
Правильно, наличие большого количества эволюционно закрепленных признаков позволило насекомым широко распространиться на Земле. Мы ответили вместе с вами на вопрос, поставленный в начале нашего урока.
|
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
Фасеточные глаза ранее встречались у ракообразных.
Усики были у ракообразных.
Ротовые аппараты отличаются тем, что у бабочки сосущий ротовой аппарат, потому что она сосет нектар, а у комара колюще-сосущий ротовой аппарат, потому что он прокалывает кожу и сосет кровь.
Наличие разных типов ротовых аппаратов связано с разнообразием питания насекомых.
Разнообразие конечностей насекомых связано со средой обитания.
Причинами процветания насекомых являются:
· Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных и др.);
· Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко;
· Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий и др.);
· Наличие развитых органов чувств (одна пара усиков, 1 пары сложных глаз);
· развитие с метаморфозом.
· Небольшие размеры
.
|
Закрепление материала
|
| Лабораторная работа. (приложение 3)Учитель объясняет ход работы.
| Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой, делают записи в тетради в соответствии с планом.
|
Подведение итогов и оценивание
|
| Мы на сегодняшнем уроке изучили тему «Класс насекомые», сделали лабораторную работу и узнали об особенностях внешнего строения насекомых, их способах питания, строения ротовых аппаратов, способах передвижения.
Выставление оценок.
|
|
Домашнее задание
|
| §15 изучить. Выполнить задания в рабочей тетради (страницы 30-35)
| Записывают в дневниках и тетрадях.
|
Проверил учитель биологии
Краснова Инна Валерьевна:
Дата:
Приложение 1.
Задание к теме «Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные».
1. Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных .
2. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы .
3. Тело членистоногих членистое; членики у большинства образуют голову, грудь, брюшко или головогрудь и брюшко .
4. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног .
5. Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом .
6. Для ракообразные характерен внекишечный способ пищеварения.
7. Органы дыхания пауков — трахеи и легкие .
8. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют .
9. Кровеносная система паукообразных незамкнутая .
10. Выделительная система ракообразных представлена мальпигиевыми сосудами .
11. Полость тела Членистоногих – вторичная .
12. Усики имеют и ракообразные и паукообразные .
13. Нервная система у ракообразных узловая.
Ответы:( правильные- «+», неправильные- «-»). 1+, 2-,3+, 4+, 6-, 7+, 8+, 9+, 10-, 11-, 12-,13+.
Приложение 2.
Особенности строения типа Членистоногие
признаки
| ракообразные
| паукообразные
| насекомые
|
1.Строение тела:
· отделы тела
|
|
|
|
· покров
|
|
|
|
· число ходильных ног
|
|
|
|
· число пар усиков
|
|
|
|
2.Органы зрения
|
|
|
|
3.Пищеварительная система
|
|
|
|
4.Органы дыхания
|
|
|
|
5.Выделительная система
|
|
|
|
6.Кровеносная система
|
|
|
|
7. Нервная система
|
|
|
|
8. Размножение
|
|
|
|
9.Представители класса
|
|
|
|
Приложение 3.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения насекомых
Цель работы: углубить и закрепить знания о внешнем строении насекомых.
Ход работы:
1. Из каких отделов состоит тело насекомого?
2. Рассмотрите голову. Какие органы вы на ней обнаружили?
3. Рассмотрите с помощью лупы усики насекомого. Каково количество и форма усиков? Зарисуйте усики насекомого.
Усики насекомых:
1 - щетинковидный;
2 - нитевидный;
3 - четковидный;
4 - пиловидный;
5 - гребневидный;
6 - булавовидный;
7 - веретеновидный;
8 - пластинчатый;
9 - коленчатый;
10 - перистый. Рассмотрите в лупу глаза насекомого. Каково строение глаз насекомых?
4. На нижней стороне головы найдите рот насекомого. Какого он типа? Зарисуйте.
Типы ротовых аппаратов насекомых:
1 - грызущий (таракан);
2 - лижуще-сосущий (пчела);
3 - сосущий (бабочка);
4 - колюще-сосущий (комар);
5 - колюще-сосущий (клоп).
5. Рассмотрите грудь насекомого. Какие органы прикрепляются к груди?
6. Рассмотрите ноги насекомого. Сколько их и к чему они прикрепляются? Рассмотрите ноги с помощью лупы. Какое строение она имеет?
Типы ножек насекомых:
1 - бегательные;
2 - прыгательные;
3 - копательные;
4 - плавательные;
5 - хватательные;
6 – собирательные.
7. К какой части груди прикрепляются крылья? Сколько их? Каковы особенности их строения? Рассмотрите в крылья других насекомого. Нарисуйте.
8. По результатам работы сделайте выводы о приспособленности насекомых к наземному образу жизни и о признаках усло