Точность концевых мер длины
Большое разнообразие в применении мер вызывает необходимость в мерах различной точности, поэтому введено их деление на классы (в зависимости от точности изготовления и области применения). Класс точности концевых мер определяется точностью их изготовления: величиной отклонения срединной длины мер от номинального размера, отклонения их от плоскопараллельности и качеством притираемости. Технические требования, форма и размеры концевых мер, Особенностью стандарта ISO 3650:1998 является: - введение новой системы классов точности КМД (в частности отмена класса 00), - введение требований, касающихся погрешности измерений при декларировании соответствия согласно ISO 14253-1:1998, т.е. касающихся предельно заданного допуска. - пересмотр некоторых определений и обозначений в соответсвии с применяемыми в настоящее время рекомендациями (рис.2.2). Стандартом ISO 3650:1998 установлено четыре класса точности (допуска) КМД: - КМДкласса точности2 обычно используют как «Рабочие эталоны» в измерительных лабораториях для установки приборов и инструментов при относительных измерениях и их калибровки, а также для настройки контрольных приспособлений и станков. - КМД класса точности1в основном используют как «Рабочие эталоны» в измерительных лабораториях и контрольных пунктах для калибровки приборов и инструментов и для точных измерений; - КМД класса точности0 используют в качестве «Исходного эталона» (Образцового средства) в калибровочных и измерительных лабораториях в термоконстантных помещениях для поверки и калибровки КМД, приборов, инструментов и калибров и для выполнения очень точных измерений; - КМД класса точностиК используют в качестве «Исходного эталона» (Образцового средства) в калибровочных и измерительных лабораториях государственных метрологических институтов и сертифицированных центров для поверки и калибровки КМД, эталонов длины, приборов, инструментов и калибров. КМД класса точности К являются самым точным эталоном. Под размером плоскопараллельной концевой меры длины (рис.2.1.2) понимается ее срединная длина ℓс, которая определяется длиной перпендикуляра, опущенного из середины одной из измерительных поверхностей меры на противоположную измерительную поверхность. Длина плоскопараллельной концевой меры в данной точке определяется длиной перпендикуляра, опущенного из данной точки на противоположную измерительную поверхность. Наибольшая по абсолютной величине положительная или отрицательная разность между длиной меры в любой точке и срединной ее длиной ℓс определяет предельное отклонение длины tv (плоскопараллельность меры), причем зона шириной 0,5-2,0 мм вдоль краев измерительной поверхности во внимание не принимается. Рис 2.1.2 Размеры КМД Номинальная длина ℓn, срединная длина ℓс В табл. 2.1.1 указаны предельные отклонения длины ℓnв любом месте номинального размера в зависимости от класса точности согласно ISO 3650:1998. Рабочие (измерительные) поверхности притирают (полируют) и на кромках выполняют скругленные фаски, Это обеспечивает притираемость мер при прикладывании или надвигании одной концевой меры на другую. Таблица 2.1.1
В табл. 2.1.2 указаны допуски плоскостности tf мер в зависимости от класса точности согласно ISO 3650:1998. Таблица 2.1.2
Концевые меры длины комплектуются в наборы, обеспечивающие возможность получения блока (соединения) концевых мер любого (в пределах определенного диапазона) размера до третьего десятичного знака. Блок концевых мер образуется путем притирания концевых мер друг к другу. Притираемостью концевых мер называется их способность сцепляться между собой или с плоскими кварцевыми и стеклянными пластинами при надвигании или прикладывании одной меры на другую, или меры на пластину. Явление притираемости объясняется молекулярным притяжением в присутствии тончайших слоев смазки. Пленка или капли смазки, толщина которой приблизительно равна 0,02 мкм, остается в микропорах концевых мер при обычно применяемых методах их притирки и вытекающие на поверхность в результате разрежения, возникающего в процессе притирки [3, 5]. При промывке рабочих поверхностей мер спиртом их притираемость может ухудшиться. Лучше промывать меры в специальном очистителе, не содержащем кислоты. Полное удаление смазки ведет к значительному (в десятки раз) уменьшению силы сцепления концевых мер. В качестве защитной смазки также лучше применять масло, не содержащее кислоты. После того как меры притерлись друг к другу, сила, которую необходимо приложить для их сдвига превышает 30 Н. Для обеспечения притираемости измерительные поверхности КМД должны быть тщательно обработаны и иметь высокую плоскостность – при притирке к стеклянной пластине должны отсутствовать интерференционные полосы. Это означает, что неплоскостность рабочей поверхности меры менее 0,1 мкм. Шероховатость рабочей поверхности мер не должна превышать Rа ≤ 0,063 мкм. При составлении блока мер следует учитывать, что адгезийное взаимодействие между мерами при притирке приводит к деформации мер, некоторому изменению их плоскостности и размера. При этом деформация меры увеличивается с увеличением длины меры, а притирка к одной мере двух мер (с двух сторон) вызывает удвоенную деформацию этой меры. С учетом этого, а также с учетом удобства в эксплуатации блоки следует собирать из минимального числа мер, а при собирании блоков из нескольких мер для высокоточных измерений следует меру большей длины устанавливать с краю. При притирке мер длиной до 3 мм из-за наличия у них отклонений от плоскостности в свободном состоянии могут возникать дополнительные погрешности блока мер. Погрешности блоков КМД с учетом отклонений длин мер при изготовлении или с учетом погрешностей аттестации мер, а также погрешностей от притирки при составлении блока приведены в качественной экспериментальной работе [3]. Размер блока отличается от размеравходящих в него КМД не менее 0,1—0,05 мкм для каждого промежуточного слоя. Для точных измерений, особенно в случае длительного пользования блоком одного размера, целесообразно производить аттестацию размера блока в собранном виде. При эксплуатации следует учитывать, что прочность соединения мер в блоке падает с уменьшением температуры, а также с течением времени.
Для расширения эксплуатационных возможностей КМД предусмотрены наборы принадлежностей к ним (ГОСТ 4119—76). В комплекты принадлежностей входят державки (струбцины) и боковики различных размеров и формы. Это позволяет осуществлять с помощью КМД измерения как наружных, так и внутренних размеров, калибровку координатно-измерительных машин (рис. 2.1.3), высотомеров и т.п., а также проведение Рис.2.1.3 Набор из пяти КМД для калибровки КИМ разметки. Следует помнить, что при стягивании мер в струбцинах или стяжками возникают деформации и возможен некоторый перекос боковиков. Например, деформация блока мер длиной 100 мм при минимальном нормируемом усилии сжатия (350 Н) равна 0,7 мкм. Меры выпускаются наборами. Чем больше КМД в наборе, тем легче получить любой размер при использовании меньшего числа мер, чем это возможно при малых наборах. Поэтому большие наборы обеспечивают более высокую точность (меньше накопленная погрешность мер, входящих в блок). Кроме наборов, выполненных из одного материала, выпускают наборы мер из разных материалов. Например, в набор из стальных мер включают несколько твердосплавных или керамических мер с наиболее часто употребляемыми размерами (т.е. больше изнашиваемых). Наборы выпускают с разной градацией размеров, например, наборы с градацией размеров 0,001 мм или наборы больших мер с градацией размеров 25—100 мм. Из всех возможных вариантов составления блока следует выбирать тот, при котором заданный размер составляется из наименьшего числа мер и, следовательно, обеспечивается наименьшая погрешность размера блока.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |