ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕПАРТАМЕНТ ПО АВИАЦИИ МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ДИАГНОСТИКА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Курс лекций
для студентов специальности «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей»
Минск Составитель Кухарчук И.Г. преподаватель, кафедры технической эксплуатации воздушных судов и двигателей
Рецензент
Рипинский А.И., заведующий кафедрой технической эксплуатации воздушных судов и двигателей, кандидат технических наук
Одобрено и рекомендовано к изданию научно-методическим советом МГВАК (протокол от ___ _________200__г.№___).
Курс лекций предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину «Диагностика летательных аппаратов и авиадвигателей». Пособие разработано на кафедре ТЭВСиД Минского государственного высшего авиационного колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе.
© МГВАК, 2008 ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации авиационной техники ее узлы и агрегаты подвергаются воздействию широкого спектра нагрузок и других повреждающих факторов. Такое воздействие приводит к ухудшению технического состояния воздушных судов (ВС) и авиационных двигателей (АД): повышается удельный расход топлива, растет температура газа перед турбиной, увеличиваются зазоры в механических системах, узлах. Объективное определение технического состояния (ТС) и отслеживание его изменения в процессе длительной эксплуатации требуют измерения, регистрации и последующей обработки большого количества параметров, характеризующих работоспособность узлов и агрегатов. Процесс диагностирования может быть осуществлен при наличии соответствующих методов, средств, оборудования. При этом особое значение приобретают вопросы выбора и обоснования диагностических параметров, используемых для оценки состояния изделий. Выбор таких параметров представляет собой сложную задачу, для решения которой требуются большие материальные затраты. Основой методики выбора параметров в настоящее время служат модели объектов диагностирования, необходимые для создания автоматизированных систем диагностирования, широкого использования вычислительной техники в процессе контроля состояния изделий. В результате этого достигается значительное снижение материальных затрат на техническое обслуживание. Приемлемого уровня надежности первых поколений ВС и АД достигали на статической основе путем ограничения их ресурса малыми величинами, при которых вероятность безотказной работы сохраняет высокие значения (гарантийные ресурсы для двигателей – 200…300ч). Необходимость обеспечения безопасности полетов требует разработки системы раннего обнаружения развивающихся неисправностей, с тем чтобы исключить отказы в полете. В качестве такой системы выступает развитая система диагностирования, позволяющая обнаруживать неисправности с упреждением, дающим возможность прогнозировать с определенной вероятностью время достижения предельного состояния. В общей теории диагностики принято различать понятия генез, диагноз и прогнозирование. Однако при проведении контроля ТС авиационной техники (АТ) разделение понятий диагноз и прогноз весьма условно. Если определяется ТС изделия в данный момент, но не может быть дан прогноз его состояния хотя бы на ближайший полет, то такой диагноз практического смысла в эксплуатации не имеет. Поэтому в понятие диагностирование необходимо включить прогнозирование ТС объекта. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Техническая диагностика (ТД) – отрасль науки по изучению проявления признаков изменения состояния изделий с целью своевременного предупреждения, обнаружения неисправности и отказа, разрабатывающая методы определения ТС, а также принципы построения и организации использования систем диагностирования. Генез – заключение о ТС объекта, имевшем место в определенный прошедший момент времени. Диагноз – заключение о ТС объекта в данный момент времени. Прогнозирование – заключение о ТС объекта на будущий заданный интервал времени. Техническое диагностирование – процесс определения технического состояния. Техническое состояние – совокупность свойств объекта, подверженных изменению в процессе эксплуатации, характеризуемая признаками, установленными ТД. Процесс изменения технического состояния – объективный процесс, который образуется под воздействием широкого спектра эксплуатационных факторов и представляет собой последовательную во времени смену исправных, неисправных, но работоспособных, и неработоспособных состояний. Контроль технического состояния – определение вида технического состояния объекта. Исправность – вид состояния, при котором объект соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Неисправность – вид состояния, при котором объект не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. Неисправный объект может быть работоспособным (наличие коррозии, забоины на корпусе насоса не влияет на выполнение заданных функций) и неработоспособным (обрыв плунжеров качающего узла насоса). Работоспособность – вид состояния, при котором объект способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных основных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Неработоспособность – вид состояния, при котором значение хотя бы одного параметра, определяющего способность объекта выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической документации. При одном и том же техническом состоянии объект может быть работоспособен для одних условий применения (в качестве источника тепловой энергии на земле) и неработоспособен в других условиях применения (в качестве силовой установки на воздушном судне). Правильное функционирование – вид состояния, при котором применяемый по назначению объект способен выполнять предписанный алгоритм функционирования. Работоспособный объект правильно функционирует во всех режимах работы. Система контроля – совокупность средств и объектов контроля (диагностирования) и при необходимости исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля (диагностирования) по правилам, установленным соответствующей документацией. Объект контроля – всякий объект, состояние которого подвергается контролю. Объект диагностирования – объект контроля и его составные части, ТС которых подлежат определению при уже известном виде состояния, в котором они находятся. Диагностический признак (параметр) – признак (параметр) объекта диагностирования, используемый в установленном порядке для определения технического состояния. TEMA 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |