Традиционно, характеризуя общество, социальная фи лософия выделяет в ней ряд основных сфер или облас тей своего бытия: материаль но-производственную, орга низационную, социальную, духовную сферы. Материа льно- производственная сфера охватывает отноше ния, возникающие в процес се производства, распре деления, обмена и потреб ления материальных благ. Организационная сферапризвана регулировать дея тельность людей и отноше ний между ними, для этого создаются соответствующие организации. Высшей фор мой управления является политическая деятельность. Социальная сфераохваты вает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных групп и слоев. Эта сфера направлена на создание условий для жиз ни, воспроизводства, актив ности людей. Важнейшую роль в общественной жизни играет духовная сфера, в ко торой формируются идеи, образы, научные и художест венные ценности. Эти ценно сти так или иначе материа лизуются в физических ве щах—в книгах, картинах, скульптурах. Главное в этих предметах—не их материа льная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства. Социальная сфера по своей природе не м/б однородной, что и является законом ее су ществования. Большое вни мание социальной неодно родности было уделено Пи тиримом Сорокиным, его уче ние получило название «со циальная стратификация»-- обозначает естественноеразделение общества наслои, которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отно шений. В социальной фило софии важным является вопрос об источниках, фак торах, причинах происходя щих в обществе изменений. Одним из таких факторов, вызывающих изменения в обществе, является непреры вный процесс функциониро вания общества, связанный с постоянной, повседневной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей и интересов. В ходе этой пов седневной деятельности люди совершенствуют свои навыки, способности, более разнообразными становятся виды их деятельности. В марксизме главной причиной социальных изменений признается экономический фактор. Люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производства. Многие мысли тели (Г.Гегель, О. Конт, П. Сорокин и тд) основную роль в общественной жизни отво дили духовному фактору.При исследовании общес твенной жизни они в первую очередь обращают внима ние на изменения, происхо дящие в общественном соз нании, во внутреннем мире самого человека. Важным фактором социальной динамики является демог рафический.Население, его динамика и состав изу чаются специальной нау кой—демографией. Во вто рой половине XXв. Большую популярность получил тех но-кратизм—подход к иссле дованию общества, преуве личивающий роль технико-технологического фактора,т.е. роль техники и техноло гий в его функционировании и развитии.
25.
Линейные и нелинейные интрепретации историчес кого процесса. Формацион ная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Философия истории—область философского зна ния, ориентированная на пос тижение смысла и законо мерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия исто рии» впервые введен в фило софский оборот в XVIIIв. Вольтером. Две основные модели истории: линейная (стадиальная) модель и не линейная (циклическая) мо дель.Линейная модель представляет историко-ку льтурный процесс как непре рывное поступательное, вос ходящее развитие челове чества, которое при этом проходит определенные стадии в своем развитии. Ее видным представителем в ХIХ в. был родоначальник по зитивизма О. Конт, сформу лировавший закон трех стадий развития человечес кого ума и общества. Линей ное развитие общества м. происходить в двух направ лениях: --прогрессивном (пе реход от низшего к высше му, от менее совершенного к более совершенному);-- рег рессивном (процесс сужения возможностей системы, упро щенные и разрушение систе мы). Наиболее развитой ва риант прогрессистского под хода представлен в маркси стской концепции общест венно-экономических фо рмаций.. Нелинейная модельистори ческого процесса отрицает идею прямолинейного культурного процесса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. В античной фило софии, в трудах Гераклита, Платона, Арис тотеля, идея цикличности применялась в основном к смене форм правления. На сегодняшний день опреде лились два методологиче ских подхода к анализу исторического процесса:· формационный (монистический);· цивилизационный (плюралистический). В рамках первого выде ляют две концепции – марк систскую и теорию постин дустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа произво дства. Концепция постиндуст риального общества в каче стве главной детерминанты общественно-истори ческого процесса провозглашает три типа обществ: традицион ное, индустриальное и постиндустриальное.
Формационный подход основывается на концепции общественно-экономической формации Маркса. Реализо ван в марксизме. В рамках этого подхода перед нами способ описания социально го реализма. Независимо от формационного подхода и не конфликтуя с ним, в куль туре развивается цивилиза ционный подход. Оформля ется на рубеже 19-20 в. Ци вилизация– это фаза разви тия общества, наступающая после дикости. Т. е. цивили зация – это стадия в разви тии человеческого общест ва. Достоинства цивилиза ционного подхода: он дает нам возможность понять, как живут люди в других цивилизациях, расшифровав их куль туру. Не поняв эти культурные ценности, мы не поймем этих людей. Ограни ченность – какой-то процесс прос ледить невозможно, по тому что разные цивилиза ции ме жду собой не сопоста вимы, они уникальны.
26.
Понятие культуры. Роль духовной культуры в жиз ни общества.
Культура( от лат. Cultura-возделывание, воспитание, а также лат.cult—почитание) - система исторически разви вающихся надбилогических программ человеческой дея тельности, поведения и общения. Впервые понятие культуры (в переводе с лати нского – уход, возделыва ние, воспитание) появилось в Древнем Риме и использо валось там в нескольких зна чениях. Одно из них – пони мание культуры как способа воспитания человека-граж данина, достойного члена своего общества. В зависи мости от функционально-целевой направленности различают материальную и духовную культуру.Материа льная культураориентиро вана на преобразование пре дметной реальности, удов летворение материальных потребностей людей, созда ние материальных ценнос тей. Сюда относятся матери ально-технические средства труда, коммуникации, культу рно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользова ния, производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляю щих процесс производства. Духовная культура ориен тирована на трансформацию самого человека, его внут реннего мира, удовлетворе ние духовных потребностей, создание духовных ценно стей. Важнейшими формами духовной культуры являются мораль, религия, искусство. Мораль-это система ценно стей, норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выпол няет ценностно-ориентирую щую, воспитательно-социа лизирующую и регулятивную функции для обеспечения со существования людей в со циуме. Религия—это систе ма воззрений и действий, основанных на вере в свер хъестественное. Религия вы полняет, во-первых, мирово ззренческую функцию, т.к. со держит определенную карти ну мира, комплекс ценнос тей, идеалов и норм, т.е. основных компонентов миро ваззрения. Во-вторых, рели гия выполняет психотерапев тическую функцию, адапти руя людей к трудностям жиз ни.Искусство—это сфера художественной деятельнос ти и ее продуктов—художест венных произведений. Функ ции: -- рекреатитивная( слу жит для отдыха и развлече ния);-- воспитательная;--идеологическая;-- познава тельная.
27.
Техника и ее роль в исто рии цивилизации. Перс пективы постиндустриаль ной цивилизации. Фено мен информационного общества.
В конце XIX в. возникает но вый раздел философии—философия техника. Фило софия техника, во-первых, исследует феномен техника в целом, во-вторых, место техники в общественном развитии, в-третьих, прини мает во внимание историю развития техники. Уже в эпоху античности можно встретить первые рассужде ния о технике.Техника (от греч. тechne—искуство, мас терство,умение). В настоя щее время под техникой по нимают: 1) совокупность тех нических устройств, артефак тов — от отдельных простей ших орудий до сложнейших технических систем; 2) сово купность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектиро вания до их изготовления на производстве и эксплуата ции, от разработки отдель ных элементов технических систем до системного иссле дования и проектирования; 3) совокупность технических знаний — от специализиро ванных рецептурно-техничес ких до теоретических науч но-технических и системотех нических знаний; 4) само про изводство научно-техничес ких знаний. С середины XVIIIв. стала формироваться промышленная цивилиза ция. В 60-70 гг.XXв. в ряде наиболее развитых в эконо мическом отношении стран и регионов (США, Япония, За падная Европа) наметились принципиально новые тенде нции в развитии материаль ного производства. Они дали возможность говорить о пе реходе человечества в ста дию так называемой пости ндустриальной цивилиза ции. Эта цивилизация свя зана с созданием обширной экономики услуг, преоблада нием в структуре общества слоя научно-технических спе циалистов, центральной ро лью теоретического знания, бурным развитием «индуст рии знаний», компьютериза цией и появлением широких информационных систем. Для постиндустриального общества характерна связь технического знания с нау кой, ускоряющийся научно-технический прогресс. Науч но-технический прогресс (НТП)—единый процесс вос ходящего развития науки и техники, которые являются составными частями обще ства. НТП не существует изолированно от обществен ного прогресса, но может различным образом влиять на него. НТП ведет к измене нию в социальной структуре общества, что связано с по явлением новых профессий, и как следствие, появляются новые профессиональные группы.
28.
Психология как наука. Объект, предмет и задачи современной психологии.
Психология зародилась бо лее 2 тыс. лет назад как уче ние о человеческой душе. Первоначально она развива лась в рамках философских учений Платона, Демокрита, Лукреция, Эпикура, Аристо теля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. до н.э.) вы делил психологию как свое образную область знаний и высказал идею о нераздели мости души и тела. Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - ду ша, <.dogosy> - учение, нау ка. Впервые был введен в научный оборот в XYI веке в западноевропейских науч ных трактатах.
Окончательно как самосто ятельная отрасль знаний психология сформировалась лишь к середине ХIХ века. Значительный вклад в утвер ждение психологии как науки внес немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Назвав новую дисциплину «физиологичес кой психологией», он, наря ду с разработкой и обобще нием ее теоретических основ, занимался прикладны ми вопросами. Психика чело века состоит из следующих трех групп психических явле ний:-- психические процессы (позновательные, эмоциона льные, волевые и др);-- пси хические состояния (уста лость, сон. Стресс и тд) ;--психические свойства чело века (темперамент, способ ности, характер, направлен ность личности).Предметом психологии, под которым по нимается система понятий, объясняющих закономерно сти психики как формы пси хического отражения дейст вительности, являются собст венно психические проце ссы, а также психические свойства и состояние лично сти. В своем развитии психо логия прошла следующие этапы, на каждом из которых существовал свой предмет изучения: 1-й этап. Психоло гия как наука о душе.2-й этап. Психология как наука о сознании. 3-й этап. Психо логия как наука о поведе нии. 4-й этап (современ ный). Психология как наука, изучающая факты, законо мерности и механизмы пси хики. В самостоятельную науку она выделилась во второй половине XIXв. Зада чи современной психологии в основном сводятся к сле дующему:- научиться пони мать сущность психических явлений и их закономернос ти; - научиться управлять ими; - уметь использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практи ки; -быть теоретической осно вой практики психологичес кой службы.
29.
Психика и ее происхожде ние. Строение нервной системы человека.
Современная психология рассматривает психику как свойство высооорганизован ной материи, заключающее ся в активном отражении субъектом объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Выделяют следующие подхо ды к пониманию того, кому присуща психика: --антропо психизм (Декарт); --панпси хизм ( французские материа листы) –всеобщая одухотво ренность присуща всей при роде;-- биопсихизм (Аристо тель)- психика является свойством живой природы;-- нейропсихизм (Ч.Дарвин)- психикам свойственна толь ко организмам, которые имеют нервную систему и др. Нервная система челове ка является физиологичес ким носителем психики чело века. К ее основным функ циям относятся обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних орга нов в системы, координация и регуляция их деятельнос ти; организация целостного функционирования организ ма. Нервная система челове ка состоит из центральной, периферической и вегетатив ной. Центральная нервная система (головной и спинной мозг. Периферическая нерв ная система-- нервные волок на (нервы), нервные узлы и сплетения, нервные оконча ния, соединяющие рецепто ры, мышцы со спинным и го ловным мозгом. Ее функ цией является передача раздражителей внешней среды в центральную нерв ную систему и ответных команд из последней. Вегета тивная нервная система – часть нервной системы, регу лирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и др. органов. Оно играет важную роль в эмоциональных реак циях организма. Основной элемент нервной системы- нервные клетки, или нейро ны. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Различ ные ее части выполняют раз ные виды сложной нервной деятельности. Чем выше рас положена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функ ции. Ниже всего расположен спинной мозг, регулирующий работу отдельных мышеч ных групп и внутренних орга нов. Наиболее высокие отделы мозга центральная нервная система представле ны большими полушариями головного мозга. В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопле ния нервных клеток – подкор ковые узлы. У самой поверх ности полушарий расположе на кора головного мозга.Большие полушария голов ного мозга—ассиметричный орган. Левое полушарие отвечает за речь, вербаль ную память, логические рассуждения, а правое, кото рое легко воспринимает про странственные отношения, - умеет опознавать целое по части, отвечает за образное мышление. Одну и ту же за дачу оба полушария решает с разных точек зрения, а при выходе из строя одного их них, нарушается и функция, за которую оно отвечает.
30.
Психологическая подструктура личности.
К психологической подструк туре личности относятся осо бенности познавательных процессов личности (ощу щения, восприятия, мышле ния, воображения, памяти, внимания). Следует отме тить, что все познаватель ные процессы неразрывно связаны, взаимообуслов лены и отражаются на дея тельности, поведении лич ности. Ощущение – отраже ние отдельных свойств пред метов и явлений при их не посредственном воздейст вии на органы чувств. По модальности раздражителя ощущения делят на зритель ные, слуховые, обонятель ные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетичес кие, температурные, боле вые, холода, голода. По мес ту расположения рецепторов все ощущения можно разде лить на: экстерорецептив ные ощущения(отражают свойства предметов и явле ний внешней среды), интеро рецептивные ощущения (отражают состояние внут ренних органов), пропрео цептивные ощущения (отра жающие движение нашего тела). Восприятие – про цесс отражения предметов, явлений в совокупности их различных свойств при непосредственном воздейст вии на органы чувств. Без ощущений невозможно восп риятие. В зависимости от фо рмы отражения восприятие подразделяется: восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движе ния. Для восприятий характе рен ряд таких свойств, как избирательность, пред метность, апперцепция, осмысленность, констант ность, целостность. Мышле ние—психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных свя зях и отношениях, высшая форма творческой активно сти человека. Виды мышле ния: -- наглядно-действитель ное; --наглядно-образное; -- абстрактно-логическое. Вы деляют следующие опера ции мышления: -- анализ; синтез; сравнение; абстра гирование; обобщение. Па мять – отражение того, что ранее воспринималось, пере живалось, осмысливалось человеком. Разновидности памяти: двигательная, зри тельная, эмоциональная, символическая, кратковре менная, оперативная, долгов ременная и др. Благодаря памяти прошлый опыт чело века не исчезает, а сохраня ется в виде представлений. Связи, которые лежат в осно ве памяти, называются ассо циациями. Существует три главных процесса памяти (запоминание, хранение, воспроизведение),синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Виды памяти:--наглядно-образ ную память на зрительные, звуковые, осязательные;-- словесно-логическую память на смысл изложения, его ло гику;-- двигательную память на движение;-- эмоциональ ную память на переживания. Различают кратковременную (запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия), долговремен ную (процесс длительного сохранения часто повторяю щейся и многократно запоми нающейся информации) и оперативную память (сох ранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполне ния задачи).Наряду с восп риятием, памятью и мышле нием важную роль в деятель ности человека играет вооб ражение. Воображение—пси хический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Процесс воображе ния свойственен только чело веку и является необходи мым условием его трудовой деятельности.
31.
Социализация личности. Социальные процессы, просоциальное и асоци альное поведение челове ка.
Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социали зация личности—процесс усвоения индивидом образ цов поведения, социальных норм и ценностей, необходи мых для его успешного функ ционирования в данном общстве. Социализация выполняет три основные задачи:1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элемен тов культуры, норм и ценнос тей; 2) способствует взаи модействию людей вследст вие принятия ими социаль ных ролей; 3) сохраняет об щество, производит и пере дает культуру поколений че рез убеждения и демонстра цию соответствующих образ цов поведения. Просоциаль ное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – обществе нный) — поведение индиви да, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциа льному поведению. Асоциа льное поведение – тип пове дения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. О том, как вли яют другие люди на поведе ние каждого из нас, свидете льствуют основные социаль ные процессы. Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивнос ти деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы лю дей), выступающего в качест ве соперника или наблюдате ля за действиями данного индивида. На глазах у людей неловко постоянно отвле каться и бить баклуши, так что дело поневоле движет ся. Наверное, этот механизм и используют управленцы разных стран, организуя пространство рабочих поме щений таким образом, что каждый работник постоянно находится на виду у коллег и, что немаловажно, у нача льства. Социальная ингиби ция – ухудшение показате лей деятельности в присутст вии других людей. Окружаю щие вольно или невольно отвлекают и даже раздра жают. Особенно когда дело не ладится – тут чужое присутствие не только не по могает, но даже мешает сос редоточиться на задаче. Соответственно и эффек тивность работы падает. Т.е. присутствие окружающих не только подстегивает, но и одновременно отвлекает внимание. Социальное нау чение осуществляется пос редством механизмов зара жения, подражания, внуше ния, подкрепления. Наше собственное обучение и, соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. обучение – процесс со циальный. Социальный контроль – система спо собов воздействия общества и социальных групп на лич ность с целью регуляции ее поведения. Социальное под крепление—целенаправлен ное воздействие на пове дение человека со стороны др. людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей.
32.
Психические свойства личности.Фундаментом всей психологической струк туры личности и ее содержа ния являются ее психичес кие свойства: направлен ность, темперамент, харак тер и способности.Темпера мент- это те врожденные особенности человека, кото рые обусловливают динами ческие характеристики интен сивности и скорости реагиро вания, степени эмоци ональной возбудимости и уравновешенности, особен ности приспособления к окру жающей среде. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» меди цины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организ ма преобладает; если преоб ладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент бу дет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизне радостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («хо ле»), то человек будет холе риком — желчный, раздра жительный, возбудимый, несдержанный, очень подви жный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флег ма»), то темперамент флег матичный — спокойный, мед лительный, уравновешен ный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосаб ливающийся к новым усло виям. Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается мелан холик — несколько болезнен но застенчивый и впечатли тельный человек, склонный к грусти, робости, замкнутос ти, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Характер—инди видуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окру жающей деятельности, в частности к труду, своим обязанностям и долгу. Харак тер не дается человеку от рождения, а формируется в процессе активной общест венно полезной деятельнос ти. Умение объективно оце нивать себя помогает выра батывать такие черты харак тера, как скромность и прин ципиальность. Повышенное самомнение, высокомерие являются отрицательными чертами характера, являю щимися причиной конфликт ных ситуаций.Отношение к людям характеризуется та кими положительными черта ми характера, как вежли вость, общительность, доб рожелательность или, наобо рот, отрицательными – замк нутость, грубость, бестакт ность и др. Способности- устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от дру га и от которых зависят их достижения в различных ви дах деятельности. Способно сти можно классифициро вать на: Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных свя зей; Специфические челове ческие способности, имею щие общественно-историчес кое происхождение и обеспе чивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специ фические человеческие спо собности в свою очередь подразделяются на: общие,- специальные,-теоретичес кие, -практические,- учеб ные,- творческие, - спосо бности к общению, взаимо действию с людьми; Направленность-это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устой чивое единство потребнос тей, мотивов и целей лично сти, определяющих харак тер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека,которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он вы полняет то или иное дейст вие (совершает посту пок). Как сложное психи ческое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, цели и мотивы.
33.
Эмоции и психические состояние личности.
Эмоция-элементар ная форма переживания человеком своего отноше ния к предметам и явлениям действительности, отличаю щаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта. Вы деляют шесть основных эмо ций: радость, удивление, го ре, страх, гнев, отвращение. Особым видом эмоций явля ется аффект, который есть не что иное, как сильно выра женная эмоция. Аффект—сильное и относительно крат ковременное эмоциональное состояние,связанное с рез ким изменением важных для субъекта жизненных обстоя тельств и сопровождаемое резко выраженными длитель ными проявлениями и изме нением функционирования внутренних органов. В сос тоянии аффекта у человека резко изменяются показа тели внимания, сознание суживается.Причиной аффе кта может стать конфликт, противоречие между силь ным влечением, желанием, стремлением человека и невозможностью удовлетво рить возникшие побуждения. Стресс—состояние сильно го эмоционального напряже ния, которое вызвано факто рами различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающи ми разрушительное влияние на здоровье человека. Разли чают следующие две группы стрессов: - физиологичес кие,- психологические. Фру страция—эмоциональное состояние, которое возни кает при сильном пережи вании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к значи мой цели. В зависимости от уровня психической активно сти различных структур чело века психические состояния подразделяются на утомле ние, сон, бодрствование, релаксацию, оптимальную работоспособность, врабаты вание. Динамика психичес ких состояний предпологает следующие этапы:--враба тывание, которое характери зуется нарастанием работос пособности за счет мобили зации индивидов своих физических, психических и физиологических возможнос тей на начальном этапе вы полнения какой-либо рабо ты. –состояние оптималь ной работоспособности, которое характеризуется минимальными затратами физической и психической энергии человека, чувством удовлетворенности от выпол няемой работы и ее наилуч шими результатами. –Утом ление,т.е.состояние, характе ризующиееся временным снижением работоспособно сти под влиянием длительно го воздействия нагрузки. Утомление сопровождается ощущением усталости, чувс твом вялости, слабости, по терей интереса к работе. –Релаксация, которая возни кает в результате снятия напряжения после сильных переживаний или физичес ких, умственных усилий. Оно м/б непроизвольным и произ вольным. –Сон,связанный со снижением осозноваемой психической активности и пополнения энергии, израс ходованной в период бодр ствования.
34.
Общие, его функции и структура. Средства и виды общения.
Общение—сложный и мно гоплановый процесс установ ления и развития контактов между людьми, порождае мый потребностями в сов местной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимоде йствия, восприятие и понима ние другого человека. В стру ктуре общения выделяют коммуникацивную, инте рактивную и перцептивную сторону.Коммуникацивная сторона общения отражает обмен информацией между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личносных характеристик. Интерак тивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Перцептив ная сторона общения отра жает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонима ния. К средствам общения относятся язык, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты. По средствам общения воз можно деление общения на следующие виды: -- непос редственное, осуществля емое с помощью естест венных органов, данных живому существу( голосовые связки, руки,голова, тулови ще); --опосредованное, свя занное с использованием специальных средств и орудий; --прямое, которое предпологает личные контакты и непосредствен ное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; --косвенное, осуществляемое через по средников, которыми могут выступать другие люди. Анонимные общения- вза имодействие между нез накомыми или не связан ными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми. Формально-ролевые (функционально-ролевое) общение –различ ной продолжительности связи между людьми, ко торым присущи определен ные роли. Неформальное общение –всевозможные личностные контакты людей за пределом официальных отношений. Межличностное общение выполняет три основные функции:--инфо рмационно-коммуникатив ную (обмен информацией между людьми); --регуляти вно-коммуникативную.В общении вырабатываются правила поведения, усваи ваются его нормы, оцени ваются поступки, склады вается иерархия ценностей, шкала социализации челове ка. – Аффективно-коммуни кативную. Общение регу лирует уровень эмоциональ ной напряженности, создает психологическую разрядку.
34.
Понятие, виды и причины конфликтов. Пути предуп реждения, способы разре шения и поведения в конф ликтах.
Конфликт—явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Социальный конфликт—открытое противоборство, столкновение двух и более участников социального взаимадействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Внутриличностный конфликт бывает следствием столкновения между примерно равными по силе, но противоположно напрвленными интересами, потребностями, мотивациями, влечениями субъекта. Выделяют три основные вида внутриличностного конфликта: конфликт «приближение-приближение»; конфликт « приближение-удаления»; - конфликт «удаление-удаление». Межличностный конфликт связан с несколькими индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу. Он является наиболее распростроненным видом конфликтов. Проявляется как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также в чувственном плане. В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. К причинам конфликтных ситуаций относится следующее: -информация(неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации);-ценности(культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения); -эмоциональность отношений (неудовлеиворенность сторонами отношения друг с другом, гегативные приемы контактов, манипуляция в обществе); -структура отношений (нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда); поведение ( психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров). Чаще всего выделяют следующие пять типов конфликтогенных личностей: демонстративный, регидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Конфликт—прогнозируемое явление, которое м/б регулируемым и управляемым. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффекивную стратегию их разрешения. Страцегия предотвращения конфликта предпологает воздействие на потенциальный конфликт до его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта. Стратегия подавления конфликта применяется по отношению к деструктивным конфликтам. Осуществлять эту стратегию можно сокращением числа конфликтующих; разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; препятствуя непосредственному взаимодействию конфликтующих. Стратегия отсрочки помогает лишь ослабить конфликт с тем чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения. Стратегия разрешения конфликта предпологает устранение объективных причин, пришедших к конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами.
36.
Педагогика как наука: пред мет, задачи, структура и методы современной педа гогики. История становле ния педагогики как самос тоятельной дисциплины.
Педагогическое знание отно сится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потреб ность передавать новым по колениям с трудом добывае мый опыт выживания. Разви тие педагогического процес са происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнееги петские школы писцов и т.д.). Многочисленные источ ники свидетельствуют об огромном значении педагоги ческого процесса в античном мире. В Древней Греции воп росы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучаю щего взаимодействие чело века и общества. Эти вопро сы занимают важное место в деятельности Сократа, в со чинениях Платона и Аристо теля. Педагогическая практи ка и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы филосо фских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считает ся Ян Амос Коменский, сфор мулировавший первые зако ны обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632). Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особен но быстрым в XIX – XX вв. Предмет педагогики – обра зование как реальный педа гогический процесс, целенап равленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Основываясь на сущности предмета педа гогики, В.А. Сластенин опре деляет педагогику следую щим образом: педагогика – это наука, изучающая сущ ность, закономерности, тен денции и перспективы разви тия педагогического процес са как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни. К основным функциям педаго гической науки можно отнес ти следующие: - объясните льную (описание и объясне ние педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функцио нирования и развития); - пре образующую (совершенство вание педагогической прак тики на основе фундамен тального знания); - прогнос тическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности). Основные задачи педаго гики: -выявление законо мерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимос вязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономер ностей управления образова нием; - изучение и обобще ние педагогической практи ки, опыта педагогической деятельности; - разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структу рами; - прогнози