- Сущность и предмет методики преподавания экономики.
|
|
- Цели и задачи дисциплины:
|
|
- Роль и значение методики преподавания экономики Сущность и факторы успеха педагогического процесса.
|
|
- Основные слагаемые педагогического процесса.
|
|
- Понятие и важнейшая задача обучения.
|
|
- Принципы обучения экономическим дисциплинам.
|
|
- Сущность современных методов обучения экономическим дисциплинам.
|
|
- Классификация методов обучения
|
|
- Принцип научности и практической направленности учебного процесса
|
|
- Принцип доступности обучения.
|
|
- Формы учебного процесса. Система форм высшего экономического образования в Украине.
|
|
- Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.
|
|
- Сущность и цели наглядности в преподавании.
|
|
- Формы наглядности, используемые в учебном процессе:
|
|
- Методические требования к наглядному обучению.
|
|
- Методические особенности преподавания экономических дисциплин.
|
|
- Современные проблемы организации экономического образования в Украине. Основные позиции Болонского процесса.
|
|
- Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике.
|
|
- Экономическое мышление как цель экономического образования.
|
|
- Формирование экономического мышления.
|
|
- Взаимосвязь экономического мышления и поведения человека.
|
|
- Влияние экономической культуры на воспитание и образование.
|
|
- Научно-методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин.
|
|
- Источники экономической информации.
|
|
- Особенности экономической информации
|
|
- Методика работы с экономическими источниками.
|
|
- Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.
|
|
- Методические пути развития креативности и инновацийности экономического мышления и поведения.
|
|
- Методические приемы активизации восприятия учебного материала студентами.
|
|
- Активизация обучения как педагогическая проблема.
|
|
- Активные и интерактивные методы обучения.
|
|
- Основные этапы работы преподавателя над лекцией и уроком по экономике.
|
|
- Особенности использования межпредметных связей при изучении экономических дисциплин.
|
|
- Основное назначение лекций и уроков по экономическим дисциплинам.
|
|
- Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения.
|
|
- Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий.
|
|
- Методическая карта урока как форма подготовки к проведению занятия.
|
|
- Метод конкретных ситуаций в системе экономического обучения.
|
|
- Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем.
|
|
- Методика проведения «мозгового штурма».
|
|
- Психолого-методические особенности работы в малых группах.
|
|
- Методика проведения тренингов в экономическом обучении.
|
|
- Классификация тренинговых занятий.
|
|
- Роль ТСО в современном учебном процессе.
|
|
- Сущность дистанционного обучения.
|
|
- Сущность и значение научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
|
|
- Практическая подготовка к профессиональной экономической деятельности в высших учебных заведениях.
|
|
- Основы организации и руководства самостоятельной работой студентов при изучении экономических дисциплин.
|
|
- Консультации и их роль в управлении самостоятельной работы студентов.
|
|
- Контроль и оценивание как учебно-методическая проблема при изучении экономических дисциплин.
|
|
- Кредитно-модульная система оценивания знаний.
|
|
- Тест как форма обучения, контроля и оценивания знаний.
|
|
- Концепция экономического образования в Украине.
|
|
- Организация изучения экономики в средней школе.
|
|
- Методика преподавания экономических дисциплин в вузах.
|
|
- Цель подготовки специалистов по экономике.
|
|
- Содержание и место самостоятельной работы преподавателя экономических дисциплин.
|
|
- Педагогическое мастерство преподавателя экономических дисциплин.
|
|
- Определяющие черты личности педагога.
|
|
- Оценивание компетентности преподавателей экономических дисциплин.
|
|
Сущность и предмет методики преподавания экономики.
Понятие «методика» означает путь исследования, теория, учение. Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика преподавания – учение о методах обучения и воспитания. Это наука имеет свою практику, теорию, методологию.
^ Предмет методики преподавания – процесс обучения обучаемых, его закономерности. Методика разрабатывает: 1) средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; 2) нормативные требования к деятельности педагогов.
Методика преподавания - это синтез современных исследований из комплекса экономических дисциплин, экономической и педагогической психологии и современных технологий учебы относительно конкретной отрасли знаний. Методика преподавания экономических дисциплин - это своеобразный мост между экономической информацией и психолого-педагогической подготовкой преподавателей. Поэтому преподавать ее могут те, кто имеет и экономическую, и педагогическую подготовку.
Дидактичные методы - это теоретические установки и принципы обучения, которые в зависимости от специфики каждой экономической дисциплины и стиля преподавания используются в качестве соединение методических приемов и средств преподавания информации.
Цели и задачи дисциплины:
Методика преподавания - это современный механизм реализации заданий модернизации и активизации изучения экономических дисциплин в условиях создания инновационной информационной образовательной среды, движущая сила повышения качества економичческого образования в Украине. Основными задачами МПЭ являются:
Овладение как общими закономерностями обучения и воспитания, так и их спецификой для экономических учебных курсов;
Изучение путей и средств обучения экономическим дисциплинам на высоком уровне;
Освоение современных методик подготовки и проведения учебных занятий;
Углубление навыков преподавателя по руководству самостоятельной работой студентов;
Обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе. Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников, не должна выступать на первый план. Ученики не любят, когда им бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание.
Роль и значение методики преподавания экономики в современных условиях возрастает. Это поясняется рядом факторов:
Любой специалист выступает не только исполнителем, но и творцом, следовательно он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег.
Экономическое, идеологическое, политическое настолько переплелись, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономичекие задачи.
Экономическая практика нуждается в теоретическом обосновании и теоретически подкованных специалистах.
Право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой.
(Дополнительно см. вопрос 13)
Сущность и факторы успеха педагогического процесса.
Педагогический процесс – синтез двух его сторон – учения и преподавания. Учение – целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Преподавание – управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации). Исходя из этого, выделяется три фактора успеха педагогического успеха: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают. Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию, содержания материала, объема и системы преподавания. Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик. В-третьих, - от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологический климат коллектива).
Основные слагаемые педагогического процесса.
формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;
возбуждение интереса к изучению данной учебной дисциплины;
обучение умению учиться;
побуждение к стремлению самостоятельно обучаться;
воспитание в процессе обучения.
Понятие и важнейшая задача обучения.
Обучение – социальный процесс, т.к.:
Обе стороны процесса – люди;
Одна из ведущих форм социальной деятельности человечества;
Это целенаправленный процесс на основе социальных потребностей человечества.
Обучение – процесс взаимосвязанной деятельности обучаемого и обучаемых. Обучающий преподает, обучаемый учится.
Основной задачей учебного процесса является овладение знаниями. Это сложный многоуровневый процесс. Три уровня овладения знаниями, обеспечивающие прочные знания:
знание знакомство – использование прежде известной информации;
знание-репродукция – возможность пересказа услышанного, увиденного или прочитанного без анализа и выводов;
знание трансформация – самостоятельный анализ информации и формирование на основе этой информации знаний, умений, навыков.
Принципы обучения экономическим дисциплинам.
При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. ^ Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Система принципов следующая:
- принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;
- принцип практической направленности – учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;
- принцип систематичности и последовательности изложения материала;
- принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;
- принцип наглядности;
- принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых (успевающих и отстающих).
Сущность современных методов обучения экономическим дисциплинам.
Цели обучения успешно и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.
^ Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях. Различают методы обучения по:
-источнику передачи знаний (словесные, наглядные, практические);
-степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала (академический, активный, интерактивный);
-способу передачи информации в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование, совместное).
Классификация методов обучения.
По источнику передачи знаний различают следующие методы:
устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);
обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);
наглядный метод– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);
практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);
самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).
По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:
академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;
активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;
интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.
По способу передачи информации различают:
прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;
исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;
моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;
совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.
Принцип научности и практической направленности учебного процесса реализуется по следующим направлениям:
Изложение смысла и практического предназначения дисциплины;
Научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов как отечественных, так и зарубежных;
Аргументированный отказ на основе анализа от устаревших концепций и взглядов;
Научная организация всего учебного процесса;
Раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития экономики в современных условиях;
Определение места и роли данной специальности в современной экономической жизни;
Использование последних практических наработок в области учебного курса.
Принцип доступности обучения.
До начала проведения занятий педагог обязан определить уровень общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, ознакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней.
Педагог должен излагать материал доступный обучаемым по содержанию, объему информации и наглядности с учетом их возрастных особенностей и специализации учебного заведения. При этом необходимо придерживаться требований типовой программы высшей школы, не упрощая и не усложняя уровень подачи материала.
Формы учебного процесса. Система форм высшего экономического образования в Украине.
Формы учебного процесса подразделяются на:
Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).
Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.
Система форм высшего экономического образования:
лекции;
семинары, практические занятия;
работа на компьютере;
индивидуальное собеседование;
рефераты, контрольные, курсовые работы;
самостоятельная работа студентов;
деловые игры;
теоретические конференции;
консультации преподавателей;
производственная, педагогическая, преддипломная практика;
зачеты, экзамены.
Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.
Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) – фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.
Основная проблема МПЭ – каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.
Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.
Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.
Сущность и цели наглядности в преподавании.
Наглядность в преподавании – комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах.
Цели:
формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых;
активизация мыслительных процессов и учебной активности.
Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том... чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.
Формы наглядности, используемые в учебном процессе:
- внутренняя – опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;
- внешняя – состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.
По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную. Натуральная – использование предметов, экспонатов такими, какие они есть в действительности. Словеснообразная – использование художественных образов, ярких сравнений. Изобразительная – применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.
Изобразительная делится на:
Образные средства (портреты, фотографии, картины)
Условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска)
Экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные)
Звуковые средства (аудиозаписи)
Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ТСО).
Методические требования к наглядному обучению.
К требованиям наглядного обучения относятся:
1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2х часовой лекции по экономической дисциплине;
2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя;
3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.
Методические особенности преподавания экономических дисциплин.
Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:
Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.
Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков
В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.
Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).
Современные проблемы организации экономического образования в Украине. Основные позиции Болонского процесса.
На систему образования Украины влияют мировые изменения в экономике и образовательном процессе, а также происходят изменения в характере труда (больше внимания уделяется интеллектуальному творчеству и инновационности), меняется экономическая деятельность (техническая база, и организационные формы), что предъявляет новые требования к квалификации работников, к подготовке специалистов новых профессий.
Суть Болонского процесса заключается в формировании общеевропейской системы высшего образования. В основе Болонского процесса выделяется шесть основных позиций:
^ Введение двух циклов обучения. Первый цикл для получения степени бакалавра с продолжительностью обучения 3-4 года. Второй цикл для получения степени магистра (через 1-2 лет обучения после бакалаврата) или для получения степени доктора (на условиях общей продолжительности обучения в течение 7-8 лет с научно-исследовательской разработкой по специальности).
^ Введение кредитной системы, предусматривающей введение единой системы учета учебной работы в кредитах (на смену системы учета в часах).
Контроль качества образования. Оценка качества образования основывается не на продолжительности или содержания обучения, а на тех знаниях, которые приобрели ученики.
Расширение мобильности студентов и преподавательского состава, а также изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.
Обеспечение трудоустройства выпускников на европейском рынке труда.
Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одна из задач Болонского процесса – привлечение в Европу большого количества студентов с других континентов мира.
Современные требования к качеству экономического образования и присоединение к европейскому образовательному простору связано с изменением системы образовательного процесса. Присоединение Украины к Болонскому процессу выдвигает необходимость продумать стратегию и тактику этого перехода. При этом эксперименте необходимо сохранить все позитивное, что имеется в отечественной культуре обучения.
В условиях конкуренции государственных и частных ВУЗов возрастают требования к качеству подготовки специалистов.
Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике.
Уровни обучения экономике с учетом возрастных особенностей учеников и студентов, обсуждаются в Концепции экономического образования. Обучение на каждом уровне направлено на изучение экономики, но отличается заданиями, содержанием базы знаний, методикой преподавания.
Система образования в Украине – комплекс учебных заведений, научных, научно-методических предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправления в области самообразования.
В Украине установлены следующие образовательные уровни
Полная общеобразовательная школа – дает основы экономических знаний (среднее образование);
Учебные заведения 1го и 2го уровня аккредитации – училища, техникумы, колледжи – выпуск младших специалистов (прфессионально-техническое образование);
Учебные заведения 3го и 4го уровня аккредитации – колледжи, институты, университеты – выпуск бакалавров, магистров (высшее образование);
Аспирантура – подготовка кандидатов экономических наук;
Докторантура – доктор экономических наук.
Экономическое мышление как цель экономического образования.
Экономика меняется с изменением нашего мышления.
А.Энштейн.
Все граждане обладают определенным экономическим мышлением, т.е. совокупностью взглядов на экономику, ибо каждый человек прямо или косвенно связан с хозяйственной деятельностью и ее результатами. Экономическое мышление подразделяется на два основных типа – 1) обыденное мышление, формирующееся на основе жизненных наблюдений человека; 2) научное – предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.
Экономическое мышление формирует экономическое мировоззрение и отношение как положительное, так и отрицательное к процессам происходящим в экономике, что влияет на поведение человека.
Как известно, рыночная экономика нуждается в людях с новым способом экономического мышления. Если смотреть на экономическое мышление как на цель економического образования, то следует отметить, что система образования включает в себя набор знаний и навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения. На основе развития экономически развитой личности, выявляется ее способность к саморазвитию, самообразованию, умению получать новые знания и использовать их в социально-економичних условиях, которые постоянно изменяются. Поэтому экономическое мышление - не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это - формирование модели экономического поведения.
Украинское общество испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах в области экономики, поэтому экономическое образование нацелено на подготовку специалистов, способных анализировать экономическую информацию, разрешать проблемные экономические ситуации, разрабатывать экономические концепции и использовать экономические знания на практике.