Формирование экономического мышления
Анализ эволюции проблем, которые возникают в современной экономике, их непредсказуемость свидетельствуют, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более глубоком понимании экономического мышления и поведения людей. Экономическое мышление - познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышление экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов. Длительное время потребность в формировании экономического мышления отсутствовала, поскольку при условиях административно командной экономики ничего не нужно было решать самому, поскольку человек не являлся участником экономических отношений, ему не нужно было влиять на ход экономических событий, осуществлять выбор своего места в экономической системе, проявлению творческой активности препятствовала существующая на то время система стимулирования. Наблюдения, которые осуществляются за экономическими процессами в Украине, свидетельствуют, что в современном украинском обществе существуют определенные недостатки в отрасли экономического мировосприятия. Немецкий ученый Фридрих Фостер в послевоенной Германии считал: «Для того, чтобы справиться с нашими сегодняшними экономическими, экологическими и социальными проблемами, нам необходимо изменить способ мышления и в этой связи - изменить свои подходы к учебе». Это в полной мере может быть отнесено к современной Украине.
- достижение основной цели экономического поведения – получение максимальной прибыли; - зависимость экономического поведения от моральных норм и социально-экономической среды (уровень развития и совершенство законодательной базы). В узком смысле под экономическим поведением понимается реализация профессиональных качеств экономистов или предпринимателей. Среди качеств предпринимателя различают основные: порядочность, профессиональность, трудолюбие.
Формирование экономического мышления, требования к экономическому поведению человека порождают необходимость в улучшении экономического образования, совершенствования законодательной базы в области экономики, повышении роли воспитательной работы в процессе обучения. Интеллектуализация труда как составная экономической культуры повышает спрос на высокий уровень образования как специального, так и общего. Под влиянием растущего значения экономики в жизни отдельного человека и общества в целом наблюдается изменение в поведении индивидов, выражающееся в стремлении достичь финансовой стабильности, социального статуса не всегда посредством допустимых с точки зрения этики и морали средств. В этой связи возрастает значение нравственного воспитания человека как в семье, так и в учебных заведениях.
^ Цифровая информация – важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7 цифр.
При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.
Уровень экономических знаний в различных типах предпринимательской деятельности условно рассматривается на уровне:
Для эффективного развития мышления в учебе необходимо, чтобы задания, курсовые работы и проекты имели элементы исследовательского, проблемного характера. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам решает свои проблемы; ищет и находит собственный путь их решения. Умение и навыки творческого мышления студентов формируются в три этапа: I - репродуктивный (формирование начальных навыков на практических занятиях; II - продуктивний (закрепление навыков при выполнении индивидуальных заданий комплексного характера) III этап - участие в креатив-проэктах.
Существует много методик, которые способствуют процессу понимания и запоминания учебного материала. Например, психолог-преподаватель Коллоп (в 1990 г.) сравнивал качество письменных работ студентов, которые составляли для себя план-конспект ответа перед началом выполнения задания (линейное представление), с работами студентов, которые использовали методику группирования и разбивки на компоненты. При этом основные идеи сначала вспоминались в памяти, а затем эти понятия или идеи совмещались линиями, которые показывали их взаимосвязи друг с другом. Кроме того, первая группа студентов демонстрировала прогресс в организации материала и стилистике письменного ответа, а вторая группа показала творческие способности и разработала много новых идей. ^ Факторов успешного проведения занятий намного больше, но мы остановимся на некоторых, связанных с методикой преподавания. К этим факторам большинство авторов относят такие: •создание психологического контакта и чувство единства (сотрудничества) с аудиторией; •активизация учеников через дискуссии, вопросы, анализ проблемных ситуаций, специальные паузы и тому подобное; •преподавание с опорой на собственный опыт преподавателя; •манера и стиль вещания; •голос; •жесты и тому подобное. ^ Передавать знание необходимо доступно, ясно и точно, в соответствии с возрастом учеников. Психологические особенности «живого языка» преподавателя экономических дисциплин имеют собственную специфику. Если в условиях централизованной экономики общество не имело необходимости в умении экономистов профессионально формулировать свою позицию (больше нужны были расчеты, а не риторика), то переход к рыночным отношениям превратил экономику в сферу делового общения. Наверное, все мы замечаем, что грамотно выражать свои экономические взгляды умеет сегодня только небольшая часть общества. Современные бизнесмены уже увидели, что наибольшие успехи в деловом мире имели люди, которые владели не только знаниями и интуицией, а еще и умением хорошо говорить, убеждать людей в правильности своих убеждений, рекламировать себя и свои идеи. Для применения метода обратной связи со студентами лектор может сочетать лекцию с дискуссией в одном занятии. Для создания контакта с аудиторией, когда вы составляете лекцию и, особенно, когда вы ее перечитываете, подумайте как расположить основные вопросы темы, чтобы повысить степень понимания материала учениками и помочь им учиться более эффективно? Учебная информация должна подаваться от знакомого к незнакомому, от простого к сложному, от общего к часному. Для того, чтобы поддерживать заинтересованность студентов, следует обращать внимание на то, где они смогу использовать эти знания и навыки. Одной из форм активизации методики учебы является модульный или блочно модульный принцип построения учебных программ и учебного процесса в целом. Модуль - это относительно самостоятельная часть учебного курса, который содержит одно или несколько близких по содержанию и фундаментальных по значению понятий. Содержание модуля преподаватель в сжатой форме объясняет на обзорно-учредительной лекции в начале изучения каждого из них. Основное внимание уделяется ведущим идеям содержания, ставятся дискуссионные вопросы, формулируются задания для самостоятельной работы. Изучение блока завершается проведением модульной контрольной работой. К методам активизации учебного процесса в высшем учебном заведении также относится использование межпредметных связей.
Проблема активизации учебы не может быть полностью раскрыта без теоретического анализа понятия «активность в обучении». Активность - это усиленная деятельность. Однако в процессе обучения рассматривается сугубо познавательная активность. Активизация учебы как педагогическая проблема основывается на использовании дидактических и психологических закономерностей и принципов учебы. Невзирая на постоянные призывы преподавателей к вниманию, активности и тому подобное, пассивность студентов (учеников) редко можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация обязательны в учебе. Они дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. Но их возможности ограничены. Более того, они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, созданию стереотипов мишления (пересказ конспектов). Следовательно студенты не умеют ни находить проблемы, ни решать их. Такой подход не стимулирует навыков творческой учебной деятельности, стремления к самостоятельному поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей, безинициативных работников. К сожалению и преподаватели недооценивают методы, стимулирующие активный самостоятельный творческий труд студентов (учеников) для изучения специальных предметов. Активизировать сознательную деятельность могут только содержание учебного материала и метод учебы, который порождает адекватный метод восприятия. Характер метода учебы как способа организации познавательной деятельности в значительной мере определяет активность студентов (учеников) и эффективность усвоения ученого материала. Проблемная учеба всегда происходит под знаком вопроса, всегда порождает потребность в новом знании, а информативный тип учебы заканчивается точкой: все объяснено, все понятно и потребности в самостоятельной деятельности студента (ученика) нет. Процесс учебы рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность преподавателя и студента с целью развития креативности мышления студентов в учебе. Практика преподавания требует в зависимости от содержания экономической информации применения всех методов: пояснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также исследовательского. Опыт показывает, что и активностью студентов, и энергией преподавателей злоупотреблять не нужно. Только оптимальное использование всех методов позволяет преподавателю рационально организовать учебный процесс, вести студентов от усвоения необходимой информации к самостоятельному продуктивному мышлению, воспитывать активную жизненную позицию и выработать социально-экономический опыт. Особенностями методов активной учебы (то есть методов проблемного типа) в отличие от традиционных форм информативного типа учебызаключается в: мобилизации активности учеников, активности учеников и преподавателя, самостоятельном творческом принятии решений учениками. Наиболее распространенными методическими формами активизации учебы являются неимитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, семинар и тому подобное) и имитационные формы занятий (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и тому подобное).
Интерактивные методы обучения подразумевают получение учебного знания посредством совместной работы участников познавательного процесса: преподавателя и студента. Какие же методические средства и приемы могут повысить эффективность деятельности преподавателя и активизировать деятельность обучаемого? Методические приемы учебы эффективны только тогда, когда они обоснованы психологически, то есть когда они продиктованы не только содержанием учебного материала, но и психологическими закономерностями учебы. Коротко характеризуя специфику усвоения знаний, можно отметить такие ее моменты. 1. Учеба является необходимым и непременным условием формирования и развития мышления. Как считают психологи, необходимо уменьшить (где это возможно) объем конкретной усваиваемой информации и больше внимания уделять выяснению фундаментальных научных принципов, основополагающих идей, развития творческого мышления студентов. 2. Знания, добытые как вывод из научных идей и принципов, постоянно учат аналитической деятельности, вырабатывают способность к обобщению. 3. Процесс усвоения является эффективнее, когда знания закономерно связаны между собой, является частью определенной системы, это позволяет снизить препятствие для усвоения материала при большом объеме информации. Решающим условием полноценного усвоения понятий является способность ученика свободно двигаться от абстрактного мышления к конкретному действию. Очень важно, чтобы навыки и знания, которые должен получить студент, отвечали его интересам. 4. Основа процесса формирования навыков - систематические упражнения. 5. Распределение студентов на группы в соответствии с их подготовкой и интересами. Для этого можно использовать принцип соревнования, помня, что поощрение всегда является эффективнее, чем наказание. Активность учеников должна быть связана с решением умственных заданий, самостоятельным прорабатыванием материала, самостоятельным поиском ответов.
Этапы подготовки лекции и урока (занятия):
Эффективная организация учебного процесса требует централизованого руководства межпредметными связями. С целью избежания дублирования материала КНЭУ разрабатывает типовые учебные и тематические (по каждой экономической дисциплине) планы, что является ориентиром для создания преподавателями тематического плана курса. Для решения реальной жизненной проблемы часто возникает потребность в знании разных предметов, в комплексном изучении определенной области знания. Межпредметная связь позволяет учесть эту потребность, ограничивая изучение экономических предметов основными специализированными дисциплинами. Рациональная организация учебного процесса предполагает развитие межпредметных связей, создание циклов изучения взаимосвязанных дисциплин, разрабатку и использование комплексных заданий, ситуаций, тренингов и игр.
Рабочий план включает:
Выбор учебной формы усвоения знаний и умений и ее методические особенности зависят от специфики экономической проблемы и методического мастерства преподавателя. Подготовка преподавателя к проведению практических и семинарских занятий может включать: • разработку базы знаний; • создание методической карты урока; • разработка и подбор учебных заданий и задач, тестов, других видов самостоятельной работы; • выбор формы проведения занятия: дискуссия, «мозговой штурм», кейс-метод, анализ проблемной ситуации, игры, тренинги и тому подобное. Самыми распространенными формами преподавания учебного материала является рассказ, объяснение и беседа. Эти формы требуют соблюдения таких требований, как: достоверность содержания, логическая последовательность, а также определено эмоциональное изложение. Для подготовки учебного материала и проведения беседы со студентами нужно не только разбить материал на определенные блоки и разместить их в определенной последовательности. Необходимо продумать вопросы к ученикам по изучаемому материалу, представить, какие ответы смогут дать ученики, какие трудности понимания у них могут возникнуть, наметить уточнения и дополнения после их ответов и обязательно сделать выводы по существу урока и уровню усвоения материала учениками, объяснить суть домашних заданий и тому подобное. Полезно подготовить методическую карту урока или лекции.
План урока (аналогично практического занятия с учетом разницы во времени и различий с лекционным занятием). 1. Организационный момент - 2 мин. 2. Проверка домашнего задания- 10 мин. 3. Объяснение нового материала - 30 мин. Подведение итогов - 3 мин. Литература. Цель урока. • повторить ключевые понятия курса • выучить тему Что ученик должен знать и уметь. Могут возникать трудности. Закрепление: 1. Вопросы по теме. 2. Проблемная ситуация.
Работа экономиста - это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций - необходимое задание, направленное на активизацию и сближение учебы с производством. Под производственной ситуацией в наиболее общем виде имеется в виду сочетание организационных, технических, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему. В методической литературе достаточно обстоятельно описаны разные виды производственных ситуаций и организация соответствующих учебных заданий (упражнений): анализ конкретных социально-экономических ситуаций, ролевые игры, рассмотрение инцидентов, анализ корреспонденции и тому подобное. В процессе анализа и решения производственных ситуаций закладываются основы экономического стиля мышления. Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблема - это разница между существующим и идеальным состоянием системы, ее решение - это приближение имеющегося состояния к идеальному. По характеру проблемы можно распределить на три основных типа: •аналитические, или причинные (с постановкой вопроса «почему?»); •синтетические, или принимаемые меры: (с постановкой вопроса «что делать для решения проблемы?»). •выбор (из предложенных мер выбирается самое оптимальное). Такие проблемы лучше всего решать методом «мозгового штурма». Роль лидера в процессе анализа проблемной ситуации может выполнять преподаватель. Проведение занятий с применением метода анализа конкретных ситуаций отличается от обычных учебных занятий тем, что в основе такой ситуации лежит реальная проблема, которая может не иметь однозначного решения. Рекомендуется такая последовательность анализа ситуации: формулирование ситуации, ее изучение, дискуссия относительно решения, вывод. Анализируя производственные ситуации и проблемы, ученики формируют экономическое мышление и моделируют основные этапы своей будущей профессиональной деятельности. В процессе коллективного анализа производственных ситуаций часто возникает дискуссия - сложная форма активизации мышления учеников. Недопустимо поручать проведение анализа ситуаций (не говоря уже об играх) неподготовленным специалистам. Анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемной учебы, потому что в нем наиболее полно реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь подготовки в высших учебных заведениях образования с хозяйственной практикой. В решении любых проблемных ситуаций наилучших результатов достигает тот, кто умеет отыскать возможности, которых не замечают другие. Это качество просто необходимо будущим экономистам. Кейс (от англ. саsе - случай, обстоятельство, состояние дел; доказательства, аргументы) - достаточно распространенная форма проведения экономических занятий и осуществления контроля знаний студентов и взрослых по отдельной теме конкретного курса, а также для разрабатывания междисциплинарных заданий и занятий на профессиональную компетентность. Опираясь на зарубежный опыт, приведем классический вариант модели ситуационной учебы: I этап - индивидуальное изучение студентами текста ситуации (как правило - позааудиторно); II этап - постановка преподавателем основных вопросов по кейсу, вступительное слово преподавателя; III этап - распределение студентов по малым группам (не больше 4-6 лиц в группе); IV этап - работа студентов в малых группах; V этап - презентация «решений» каждой малой группы; VI этап - общая дискуссия, вопрос, выступления с места; VII этап - выступление преподавателя, его анализ ситуации. Резюме. Метод конкретных ситуаций (МКС) - признанный в мире метод активизации менеджерской подготовки. Как считают специалисты, в подготовке экономистов и менеджеров этому методу можно отводить до 25 % учебного времени. Он учит умению принимать решения в условиях альтернативного выбора.
Дискуссия - слово латинского происхождения, что в переводе означает рассмотрение, исследование. Современное понимание дискуссии связано с политикой и научными исследованиями. Основными видами дискуссии считают такие: «круглый стол», «судебное заседание», «межгрупповое обсуждение», «форум», «техника аквариума». «Техника аквариума» заключается в постановке проблемы преподавателем; создание подгрупп для обсуждения; обозначения времени обсуждения и того, кто будет презентовать ее решения и их обсуждения. Преподаватель должен владеть умением выбирать тему дискуссии и ее цель; решать проблемы, которые обсуждаются, и осуществлять анализ и оценку эффективности ее проведения для студентов. В экономической подготовке важно развивать у будущих экономистов навыки критического анализа альтернативных вариантов решения и толерантности к восприятию точки зрения другого человека. Дискуссия позволяет достигать таких эффектов: •дает полное представление о проблеме, освещает ее с разных сторон, потому что дает возможность выразить разнообразные мысли, в том числе альтернативные; •уменьшает противодействие восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает коррекцию собственных позиций; •смягчает скрытые конфликты, потому что открытость суждений снимает эмоции в оценке чужих идей; •предоставляет групповому решению статус групповой нормы; •коллективное принятие решений повышает сплоченность группы и является предпосылкой для активизации участников в процессе реализации принятых решений как собственных; •в дискуссии появляются дополнительные возможности подтверждения или повышения собственного статуса. Специалисты считают, что важнейшими условиями проведения дискуссии как тематически направленного спора могут быть такие: •все участники дискуссии должны быть готовыми к ней; •каждый участник дискуссии должен иметь четкие сжатые тезисы своего
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |