Тема 9. Принятие управленческого решения
9.1.Понятие решения. 9.2.Процесс принятия управленческого решения. 9.3.Модели принятия управленческих решений.
9.1 Понятие решения. Принятие решений непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. Принятие решения – это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение. Если нет вариантов действий (альтернатив), то и о принятии решения говорить неправомочно. Важной особенностью решения является целенаправленность и сознательность выбора. Бесцельный выбор, импульсивное действие не рассматриваются как решение. Можно говорить, что при принятии решения используется три элемента человеческой психики: ум, чувство и воля. Ум предполагает использование знаний, логического мышления, научных методов при принятии решений (рациональный подход). На основе этого осуществляется генерация и анализ вариантов решений. Такое решение может быть получено как в результате осознанного поиска с расчетами и экспериментами, так и в результате подсознательного процесса мышления — интуиции. Характерной особенностью интуиции является скрытность логического вывода. Человек не может объяснить, как на основе интуиции логически получено решение. В принятии решений большую роль играет также искусство как творческая индивидуальная способность личности в определении путей решения проблем, нахождении оригинальных способов действий в сложных ситуациях. Но ориентация только на искусство принятия решений не позволяет ставить и решать вопрос о планомерном повышении эффективности решений. Только научный подход дает основу для постановки и целенаправленного решения проблемы повышения качества и эффективности решений. Поэтому рациональное использование логического мышления и интуиции человека с применением математических методов и вычислительных средств существенно повышает вероятность принятия оптимальных решений и является характерной особенностью принятия управленческих решений. Исходя из этого в теории и практике выдвигаются различные методологии принятия управленческих решений. Характеристики решения: 1. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает максимум или минимум критерия выбора. 2.Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет определённым ограничениям: ресурсным, правовым, морально – этическим. 3.Эффективность решения определяет степень достижения целей, соотнесённую к затратам на их достижение. 4.Решение должно быть целенаправленным и сознательным. Бесцельный выбор, импульсивное действие не рассматриваются как решение. При принятии решения используются три элемента человеческой психики: ум, чувство и воля.
Таблица 9.1 - Классификация решений
9.2 Процесс принятия управленческого решения. Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. Процесс принятия решений состоит из следующих стадий и этапов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (745)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |