Рецессионный и инфляционный разрывы
1 Потребление. Факторы, влияющие на потребительский спрос. Сбережение. Мотивы сбережения Потребительский спрос – определяется как платежеспособный спрос населения или как сумма денег, которая тратиться населением на приобретение товаров и услуг. На потребление приходиться больше 50% общей величины совокупного спроса. Факторы влияющие на потребительский спрос: 1) общий уровень цен в стране; 2) уровень дохода потребителей; 3) ожидание потребителей, изменение доходов в будущем изменение уровня цен; 4) накопленное богатство; 5) уровень налогообложения; 6) ставки % по потребительским кредитам; 7) традиции в обществе, привычки людей, реклама и др. Со времен Кейнса определяющим фактором, влияющим на потребление, является личный располагаемый доход. Поэтому потребление можно определить как часть дохода, который используется для приобретения товаров и услуг. Неупотребляемую часть дохода или часть дохода остающегося после осуществления потребительских расходов составляет сбережение. Кейнс и его последователи считали, что склонность людей сберегать обусловлено, прежде всего, изменениями в доходе. Представители классической школы фактором, влияющим на сбережение, считали величину ставки процента. Мотивы сбережения: 1) покупка дорогостоящих товаров в будущем; 2) страхование от непредвиденных обстоятельств; 3) обеспечение себя в старости; 4) обеспечение детей в будущем; 5) элементарная скупость; 6) в качестве будущих инвестиций с целью получения дохода и др. Объем национальных сбережений важнейший показатель в развитии экономике. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП. В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок, для обеспечения себя в старости, непредвиденных обстоятельств и никак не связывались с инвестиционными решениями, так как для социальной экономике не было место частному предпринимательству. На формирование рынка сбережения в рыночной экономике в России негативные влияние оказали следующие факторы: финансовые пирамиды, жульнические финансовые предприятия, безвозмездная конфискация государства с помощью девальвации, инфляции, дефолта.
2 Показатели склонности к потреблению и сбережениям. Функции потребления и сбережения. Кривые потребления и сбережения Основной психологический закон сформулированный Кейнсом гласит: люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход, так как с ростом дохода люди начинают больше денег сберегать. Показатели характеризуют в тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Они были введены Кейнсом. Показатели склонности к потреблению и сбережения: 1) средняя склонность к потреблению: , где С - величина потребительских расходов - личный располагаемый доход , Т - налоги Он показывает, какая доля располагаемого дохода тратиться на потребление. 2) средняя склонность к сбережению: , где S - величина сбережения В соответствии с основным психологическим законом Кейнса средняя склонность к потреблению уменьшается с ростом личного располагаемого дохода, а средняя склонность к сбережению увеличивается. 3) предельная склонность к потреблению: , где - изменение потребительских расходов - изменение личного располагаемого дохода Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост потребления. 4) предельная склонность к сбережению: , где - прирост сбережений Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост сбережений. , Функция потребления имеет вид: , где а – автономное потребление, т.е. величина которого не зависит от размера дохода; b – предельная склонность к потреблению. Функция сбережения имеет вид:
Графики График потребления отражает зависимость потребления от величины дохода. В каждой точке биссектрисы доход равен потреблению. Если величина потребления находится выше биссектрисы потребления, то процесс потребления протекает в долг. Если ниже, то это говорит о сбережении.
График сбережения отражает взаимосвязь между доходом и сбережениями.
3 Инвестиции как составная часть совокупного спроса Они составляют около 20% от общего объема совокупного спроса. Направление вложения инвестиций в системе национальных счетов: 1) производственные инвестиции; 2) инвестиции в товароматериальные запасы; 3) инвестиции в жилищное строительство. Функция инвестиционного спроса показывает зависимость объема инвестиций от ставки % (зависимость обратная).
Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций, можно выделить: 1) норму прибыли вложенной в капитал; 2) ожидаемый спрос на продукции; 3) уровень налогообложения; 4) изменения в технологии производства; 5) инфляционные ожидания; 6) наличный основной капитал и др. Предельная склонность к инвестированию: , где - изменение инвестиций; - изменение дохода.
4 Кейнсианский крест. Товарно-материальные запасы и их измерение Планируемые расходы – эта сумма, которую домохозяйство, фирмы, государство, внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Планируемые расходы соответствуют совокупным расходам (совокупному спросу). Графически кривая планируемых расходов для закрытой экономики может быть представлена объединением кривых , для открытой экономики кривая представлена сдвигом на величину . Таким образом, функция планируемых расходов имеет вид: Фактические расходы включают в себя как запланированные, так и незапланированные. Графически они изображены в виде биссектрисы, в каждой точке которой . Равновесие достигается в точке пересечения кривых фактических и планируемых расходов. В этой точке совокупные расходы (спрос) = национальным доходам (совокупному предложению).
Интерпретация кейнсианкой модели макроэкономического равновесия в модели AD и AS. Кейнсианский крест можно интерпретировать в терминах совокупного спроса и предложения, т.е. в модели AD и AS. Линия планируемых расходов по составу элементов интерпретируется в линию совокупного спроса, а линия фактических расходов соответствует совокупному предложению.
5 Теория мультипликатора Эффект мультипликатора можно сравнить с цепной реакцией. Суть его заключается в том, что однократное изменение одного из совокупного спроса порождает многократное изменение объемы выпуска. Мультипликатор автономных расходов (m) – это коэффициент, показывающий изменение выпуска по отношению к изменению автономных расходов : Также мультипликатор есть величина обратная предельной склонности к сбережению:
6 Рецессионный и инфляционный разрывы Помимо ситуации, когда равновесный ВВП = Потенциальному, т.е. могут возникнуть два случая: 1) равновесный объем производства < потенциальному – эта ситуация называется рецессионный разрыв; 2) равновесный объем производства > потенциальному – эта ситуация называется инфляционный разрыв. Рецессионный разрыв – эта ситуация, при которой совокупный спрос не достаточен для достижения объема производства на уровне полной занятости ресурсов и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального ( ).Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов необходимо простимулировать спрос и переместить равновесие из точки А в точку В.
Рецессионный разрыв = величине, на которой должен возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВНД до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов. При этом изменение национального дохода будет происходить с мультипликаторным эффектом . Инфляционный разрыв - это ситуация, при которой совокупный спрос превышает национальный доход, т.е. спрос на товары и услуги превышает размеры того, что экономика может произвести с использование всех имеющихся ресурсов, в результате начинают расти цены. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса.
Инфляционный разрыв = величине, на которую нужно сократить совокупный спрос, чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2341)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |