Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция тема ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА



2015-12-15 563 Обсуждений (0)
Лекция тема ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Внешние эффекты имеют место тогда, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в процессе купли-продажи этого товара.

Внешние эффекты могут быть положительными ( когда третьи лица получают выгоду) и отрицательными ( когда третьи лица несут издержки). Примером отрицательных внешних эффектов может быть загрязнение окружающей среды.

Способы решения проблемы внешних эффектов рынка:

Государственные меры по отрицательным внешним эффектам ( загрязнению окружающей среды)

1. Введение государством особого налога на выброс. В этом случае издержки фирмы увеличиваются, производство уменьшается, следовательно уменьшается выброс вредных веществ.

2. Установление стандартов по выбросам. – установленный законом или нормативным актом предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах. В случае нарушений по регламенту стандарта предприятия штрафуется.

3. Использование лицензий как разрешительных документов. Они раздаются среди всех предприятий –источников загрязнений , а потом становятся предметом купли-продажи. Лицензий на сброс отходов называют рынком прав на внешние эффекты.

Применение теоремы Коуза: когда внешние эффекты затрагивают незначительное число лиц, стоимость сделки невелика, а права собственности оговорены, то проблему внешних эффектов можно решит путем частного соглашения без вмешательства государства.

 

2.Товар ( благо) называется общественным , если будучи потребленным одним лицом , оно при этом доступно для потребления другими. Примеры общественных благ в стране: национальная оборона, бесплатная медицина, свет маяка, уличное освещение. Большая часть общественных благ не производится частными производителями из-за проблемы « безбилетника» или «фрирайдера»: т. е. люди действуют как пассажиры-«зайцы», которые пользуются услугами транспорта но не хотят за него платить. Чтобы решить эту проблему , необходимо, чтобы государство обеспечивало производство общественных благ за счет принудительных взысканий в форме налогов.

Так как виды и объемы производства общественных благ определяется в государстве путем голосований, то необходимо рассмотреть теорию общественного выбора.

3.Теория общественного выбора рассматривает различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, Делали они это на основе допущения о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим. Нона практике оказывалось , что такое допущение не всегда верно.

Теория общественного выбора получила признание в 1987 году. Ее основатель - Джеймс Бьюкенен. Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший (англ. James McGill Buchanan Jr., род. 3 октября 1919, Марфрисборо, шт.Теннесси) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Является одним из основателей школы новой политической экономии.

Основная суть теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаково как в роли частного лица, так и на политической арене- т.е они максимизируют полезность и максимально увеличивают прибыль. Рабочая гипотеза такова : занимая общественные посты, люди так же делают выбор , исходя из собственной выгоды.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным . Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице.

Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений.

Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) — это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг .

1. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Существуют организации. Которые платят огромные деньги. чтобы повлиять на голоса изберателей. Они финансируют изберательные компаниии, гонорары за выступления , путешествия и пр. взамен на голоса избирателей.

2. Практика взаимной поддержки депутатов путём «торговли голосами» называется логроллингом .Суть логлоринга - торговля и обмен голосами, так называемое «перекатывание бревна» или взаимная поддержка. Т.е когда политические деятели встречаются на сессиях и вне их, они договариваются, что выбирают несколько программ, которые важны для их круга, и обязуются голосовать «за» в процессе голосования по принятию решения.

 

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. В конечном счете на голосование выдвигается целый пакет документов как единый закон.

Это таит в себе опасность, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» и будут работать только для ограниченных местных интересов.

Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.

Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т. п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень — практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности.

Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

 

Вопросы для самоконтроля



2015-12-15 563 Обсуждений (0)
Лекция тема ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция тема ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ РЫНКА И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)