Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Продолжение лекции



2015-12-15 515 Обсуждений (0)
IV. Продолжение лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Расцвет средневековой культуры (X-XV вв.) – рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Роль центров культуры переходит от монастырей к старым и новым европейским городам. Появление кафедральных и городских нецерковных школ. Первые университеты (от лат. «universitas» - совокупность, общность). Факультет (от лат. «facultas» - способность) младший артистический готовил бакалавров, а старший (юридический, медицинский, богословский) магистров и докторов. Средневековая наука называлась схоластика и была тесно связано с теологией.

В литературе господствует героический эпос: «Песнь о Роланде» (Фр.), «Песнь о моем Сиде» (Исп.), «Песнь о Нибелунгах». Развиваются рыцарская литература: романы («Повесть о Тристане и Изольде»), поэзия трубадуров и миннезингеров, связанная с культом Дамы Сердца; городская литература: новелла, басня (фаблио); латинская поэзия вагантов (бродячих студентов), народная карнавальная культура. Творчество Данте Алигьери (1265-1321): «Божественная комедия».

Искусство романского стиля. В Х веке в искусстве впервые возникает единый общеевропейский стиль – романский. Главные типы архитектурных сооружений – замки, монастырские ансамбли и храмы, которые отличались массивными каменными сводами, толстыми и мощными стенами с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато углубленными порталами. В архитектуре главной становится композиция башни. Комплекс Клюнийского аббатства (XI в), собор в Вормсе (XII в) в Германии, архитектурный ансамбль в Пизе (XII в).

Расцвет средневековой готики. Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Готический собор – городское сооружение, которое отражает стройность божественного миропорядка. Он был художественной моделью мироздания, в котором существовало равновесие между божественным и человеческим. Особенности готического стиля: применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, огромные окна, украшенные цветными витражами (живопись из кусков разноцветного стекла, оправленных в свинец) – «готическая роза»; обилие скульптуры. Собор Нотр-Дам в Париже (XII в), собор в Шартре (XIII в), собор в Реймсе, Кельнский собор в Германии (1248- XIX в) и др.

V. Итоги уроков. Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждение народного мироощущения, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Домашнее задание: читать конспект, готовиться к проверочной работе; индивидуальные задания: 1)Творчество Сандро Боттичелли.

2)Творчество Леонардо да Винчи.

3)Творчество Рафаэля Санти.

4)Творчество Микеланджело Буонаротти.

5)Тициан – величайший колорист мирового искусства.

6)Творчество Филиппо Брунеллески

7)Творчество Леон Батиста Альберти

8)Творчество Донателло.

9) Микеланджело – скульптор

 


Уроки 17, 18, 19, 20

Дата:

Тема: Культура эпохи Возрождения.

Цели: дать понятие об эпохе Возрождения, ее истоках и коренном отличии от средневековой культуры, познакомить с творчеством выдающихся мастеров итальянского Возрождения. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

 

 

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.Проверочная работа:

1) Западноевропейский культурный тип сложился на основе

a) Синтеза христианства и кельтской мифологии;

b) Христианства, древнегреческой культуры и духовного развития германцев;

c) Античного наследия, христианства и варварской культуры.

2) Теоцентризм – это…

a) Государственное устройство стран средневековой Европы;

b) Господство религиозного мировоззрения;

c) Мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания;

3) Особенности средневековой культуры:


a) Теоцентризм

b) Дуализм мира

c) Антропоморфизм

d) Анонимность произведений искусства,

e) Символизм

f) Обобщенность


4) Аврелий Августин автор…


a) «Исповеди»

b) «О граде Божьем»

c) «Теогонии»

d) «Труды и дни»

e) «Божественной комедии»


5) Что такое базилика?

6) Расположите ученые степени по возрастанию: магистр, бакалавр, доктор.

7) Что такое схоластика?

8) Распределитегероический эпос и рыцарскую литературу:


a) «Песнь о Роланде»

b) «Песнь о Нибелунгах»

c) «Повесть о Тристане и Изольде»

d) Поэзия трубадуров


9) Выберите верное утверждение:

a) Пизанская колокольня– это базилика;

b) В «Божественной комедии» Данте сопровождает римский поэт Гораций.

c) Собор Нотр-Дам в Париже – пример готической архитектуры;

10) Перечислите особенности архитектуры романского стиля.

11) Перечислите особенности архитектуры готики.

II. Новая тема.1.Лекция учителя.

Европейское Возрождение (фр. «Ренессанс») – время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций Греко-римской древности, решительная культурная перестройка и переходный этап к Новому времени в истории европейской цивилизации. В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мысли. Оно обращалось к человеку и творению его рук – лат. «humana studia» - от этого термина образовалось понятие «гуманизм».

Этический и эстетический идеал Ренессанса – образ свободного, универсального творческого человека, создающего самого себя.

Франческо Петрарка (1304-1374) открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противопоставлены друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. «Книга песен» («Концониере») – книга стихов, написанных народным итальянским языком, делится на две части: сонеты и концоны «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Женщина – идеальный образ возлюбленной. Характерная черта его творчества – индивидуализм.

Джованни Боккаччо (1313-1375) – создатель нового жанра – новеллы. «Декамерон» Боккаччо. Франсуа Рабле (1494-1553) и его «Гаргантюа и Пантагрюэль». Английский театр: Кристофер Марло, Уильям Шекспир. Эразм Роттердамский (1469-1536)и его«Похвала глупости», «Руководство христианскому войну», посвященное вопросам нравственности и веры. Трактат Джованни Пико дела Мирандоллы (1463-1490) «Речь о достоинстве человека» - утверждение величия и красоты человека.

Особенности эпохи Возрождения:

1) Сущность мироощущения Ренессанса и новое положение человека в мире воплотились в искусстве.

2) Искусство было для гуманистов инструментом познания (метод прямой перспективы в живописи).

3) Искусство обратилось к изображению реального мира.

4) Искусство приобретает более светский характер и возникает теория ИЗО.

5) Творчество – прообраз всякой свободной деятельности. Идеал – универсальная творческая личность

Живопись эпохи Возрождения.

I. Предвозрождение (Проторенессанс) – треченто (кон.13 –нач. 14 вв.). Еще используются условные образы, но мир наделяется свойствами реальности: объемом, пространственной глубиной, вещественностью. Первым античную перспективу применил Чимабуэ: росписи церкви Сан Франческо в Ассизи. Реформатор итальянской живописи - Джотто ди Бондоне (1266-1337), работавший как живописец, скульптор, архитектор. Цикл из 28 фресок, расположенных в церкви Сан Франческо, росписи капеллы дель Арена в Падуе. У него появляется пейзаж и элементы архитектуры, стремление передать анатомию человеческого тела, использует принцип светотеневой моделировки.

II. Раннее Возрождение – кватроченто (15 век). Мазаччо (1401-1428) первым использовал линейную и воздушную перспективы и законы анатомии, жизнь людей и жизнь природы связал воедино. Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине: «Распятие», «Поклонение волхвов», «Троица». Сандро Боттичелли, мягкость и задушевность образов, высокая духовность. «Святой Себастьян», «Весна», «Рождение Венеры». Его творчество – это синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. Поиски художественного идеала привели искусство Кватроченто к обобщению и раскрытию общих закономерностей.

III. Высокое Возрождение – чинквеченто (кон. 15 – перв. треть 16 вв.) – эра титанов. Леонардо да Винчи (1452-1519) – универсальная личность: изобретатель насоса, винторезного станка, гидравлического пресса, летательного аппарата. «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря» -стремление раскрыть психологический конфликт. «Джоконда» - феномен сфуматто - воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Путь Леонпрдо – это путь постижения таинства души. Рафаэль Санти (1483-1520) – мастер монументальной живописи в Риме. Гармоническое, соединяющее ценности земного бытия и идеального, обобщающее искусство. Путь Рафаэля – это путь постижения идеала гармонии и красоты. Фрески Ватиканского дворца: «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Мера, мудрость и сила»;мадонны: «Мадонна с щегленком», «Сикстинская мадонна», «Прекрасная садовница» и др.; портреты: «Папа Юлий II», «Донна Велата». Путь в искусстве Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – мир страстей человеческих. Росписи свода Сикстинской капеллы – прорыв плоскости стен: «Рождение Адама», «Страшный суд». Джорджоне (1477-1510): «Гроза», «Юдифь», «Спящая Венера». Тициан Вечеллио (1477-1576) заменил господство линии господством цветового пятна: «Даная», «Святой Себастьян», «Любовь земная и любовь небесная» и др. поиск различных путей в искусстве, совершенство колорита, ткехника письма, техническое мастерство.

2. Беседа и реализация индивидуальных заданий.

- В чем принципиальная новизна творчества Джотто?

- Почему Леонардо, Рафаэля и Микеланджело называют титанами Возрождения?

- Особенности венецианской школы живописи?

Сообщения учащихся:

1) Творчество Сандро Боттичелли.

2) Творчество Леонардо да Винчи.

3) Творчество Рафаэля Санти.

4) Творчество Микеланджело Буонаротти.

5) Тициан – величайший колорист мирового искусства.

3. Продолжение лекции.

Архитектура и скульптура эпохи Возрождения.

Задача архитектуры и зодчества – служение человеку, происходит отказ от принципов строительства готики и возвращение к ордерной системе античности, очеловечивание пропорций здания. Возникает идея этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека. Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, математик и инженер. Флорентийский собор, купол собора Санта Мария дель Фьоре (42-метровой и не на круглом, а на восьмигранном основании), капелла Пацци церкви Санта Кроче во Флоренции.

Леон Батиста Альберти (1404-1472) – разносторонне образованный философ-гуманист, автор трактата «10 книг о зодчестве» - ориентировался на древнеримскую архитектуру и преобразил облик городского дворца палаццо. Идея центрического здания. Палаццо Ручеллаи, церковь Сан Франческа в Ремини, церковь Сан Себастьяна в Мантуе.

По проекту Брунеллески Темпьетто Браманте начал возведение собора Святого Петра в Риме, закончил который Микеланджело - автор гробницы папы Юлия IIигробницы Медичи.

Реформатором в скульптуре был Донателло (1386-1466), возродивший античное изображение человеческого тела, создавший тип самостоятельной круглой статуи, первый бронзовый памятник кондотьеру Гаттамелате, новый тип надгробия, скульптурную группу, объединенную единым сюжетом. Статуи Святого Георгия, Святого Марка, Давида и др. Микеланджело, искусный в скульптуре, живописи, архитектуре, считал своим призванием скульптуру, которая у него получает художественную самостоятельность и идейную значимость: «Ночь», «День», «Утро», «Вечер», «Пьета», «Давид».

И скульптура и живопись эпохи Возрождения идут от изображения фигур на плоскости к передаче движения тела и чувства пространства.

4. Сообщения учащихся:

1) Творчество Филиппо Брунеллески

2) Творчество Леон Батиста Альберти

3) Творчество Донателло.

4) Микеланджело – скульптор.

III. Итог уроков.В эпоху Возрождения происходят коренные изменения в мировоззрении, снижение авторитета средневековых культурных ценностей, появление идеологии гуманизма, повышение интереса к античной культуре. В целом эпоха характеризуется высокой ролью эстетического сознания в жизни общества и ускоренным развитием светской городской культуры.

Домашнее задание: готовиться к семинарскому занятию «Северное Возрождение» и проверочной работе по тематическому блоку.


Уроки 21, 22

Дата:

Тема: Семинар «Северный Ренессанс и его мастера».

Цели: дать понятие об особенностях Северного Возрождения, в форме семинарского занятия познакомиться с ведущими деятелями Северного Возрождения. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

 

 

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.Проверочная работа: 1. Перечислите особенности эпохи Возрождения. 2. Назовите основные этапы европейского Возрождения. 3. Расскажите об одном из «титанов» эпохи Возрождения.



2015-12-15 515 Обсуждений (0)
IV. Продолжение лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Продолжение лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)