IV. Продолжение лекции
Расцвет средневековой культуры (X-XV вв.) – рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Роль центров культуры переходит от монастырей к старым и новым европейским городам. Появление кафедральных и городских нецерковных школ. Первые университеты (от лат. «universitas» - совокупность, общность). Факультет (от лат. «facultas» - способность) младший артистический готовил бакалавров, а старший (юридический, медицинский, богословский) магистров и докторов. Средневековая наука называлась схоластика и была тесно связано с теологией. В литературе господствует героический эпос: «Песнь о Роланде» (Фр.), «Песнь о моем Сиде» (Исп.), «Песнь о Нибелунгах». Развиваются рыцарская литература: романы («Повесть о Тристане и Изольде»), поэзия трубадуров и миннезингеров, связанная с культом Дамы Сердца; городская литература: новелла, басня (фаблио); латинская поэзия вагантов (бродячих студентов), народная карнавальная культура. Творчество Данте Алигьери (1265-1321): «Божественная комедия». Искусство романского стиля. В Х веке в искусстве впервые возникает единый общеевропейский стиль – романский. Главные типы архитектурных сооружений – замки, монастырские ансамбли и храмы, которые отличались массивными каменными сводами, толстыми и мощными стенами с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато углубленными порталами. В архитектуре главной становится композиция башни. Комплекс Клюнийского аббатства (XI в), собор в Вормсе (XII в) в Германии, архитектурный ансамбль в Пизе (XII в). Расцвет средневековой готики. Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Готический собор – городское сооружение, которое отражает стройность божественного миропорядка. Он был художественной моделью мироздания, в котором существовало равновесие между божественным и человеческим. Особенности готического стиля: применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, огромные окна, украшенные цветными витражами (живопись из кусков разноцветного стекла, оправленных в свинец) – «готическая роза»; обилие скульптуры. Собор Нотр-Дам в Париже (XII в), собор в Шартре (XIII в), собор в Реймсе, Кельнский собор в Германии (1248- XIX в) и др. V. Итоги уроков. Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждение народного мироощущения, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Домашнее задание: читать конспект, готовиться к проверочной работе; индивидуальные задания: 1)Творчество Сандро Боттичелли. 2)Творчество Леонардо да Винчи. 3)Творчество Рафаэля Санти. 4)Творчество Микеланджело Буонаротти. 5)Тициан – величайший колорист мирового искусства. 6)Творчество Филиппо Брунеллески 7)Творчество Леон Батиста Альберти 8)Творчество Донателло. 9) Микеланджело – скульптор
Уроки 17, 18, 19, 20 Дата: Тема: Культура эпохи Возрождения. Цели: дать понятие об эпохе Возрождения, ее истоках и коренном отличии от средневековой культуры, познакомить с творчеством выдающихся мастеров итальянского Возрождения. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход урока: I. Проверка домашнего задания.Проверочная работа: 1) Западноевропейский культурный тип сложился на основе a) Синтеза христианства и кельтской мифологии; b) Христианства, древнегреческой культуры и духовного развития германцев; c) Античного наследия, христианства и варварской культуры. 2) Теоцентризм – это… a) Государственное устройство стран средневековой Европы; b) Господство религиозного мировоззрения; c) Мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания; 3) Особенности средневековой культуры: a) Теоцентризм b) Дуализм мира c) Антропоморфизм d) Анонимность произведений искусства, e) Символизм f) Обобщенность 4) Аврелий Августин автор… a) «Исповеди» b) «О граде Божьем» c) «Теогонии» d) «Труды и дни» e) «Божественной комедии» 5) Что такое базилика? 6) Расположите ученые степени по возрастанию: магистр, бакалавр, доктор. 7) Что такое схоластика? 8) Распределитегероический эпос и рыцарскую литературу: a) «Песнь о Роланде» b) «Песнь о Нибелунгах» c) «Повесть о Тристане и Изольде» d) Поэзия трубадуров 9) Выберите верное утверждение: a) Пизанская колокольня– это базилика; b) В «Божественной комедии» Данте сопровождает римский поэт Гораций. c) Собор Нотр-Дам в Париже – пример готической архитектуры; 10) Перечислите особенности архитектуры романского стиля. 11) Перечислите особенности архитектуры готики. II. Новая тема.1.Лекция учителя. Европейское Возрождение (фр. «Ренессанс») – время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций Греко-римской древности, решительная культурная перестройка и переходный этап к Новому времени в истории европейской цивилизации. В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мысли. Оно обращалось к человеку и творению его рук – лат. «humana studia» - от этого термина образовалось понятие «гуманизм». Этический и эстетический идеал Ренессанса – образ свободного, универсального творческого человека, создающего самого себя. Франческо Петрарка (1304-1374) открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противопоставлены друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. «Книга песен» («Концониере») – книга стихов, написанных народным итальянским языком, делится на две части: сонеты и концоны «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Женщина – идеальный образ возлюбленной. Характерная черта его творчества – индивидуализм. Джованни Боккаччо (1313-1375) – создатель нового жанра – новеллы. «Декамерон» Боккаччо. Франсуа Рабле (1494-1553) и его «Гаргантюа и Пантагрюэль». Английский театр: Кристофер Марло, Уильям Шекспир. Эразм Роттердамский (1469-1536)и его«Похвала глупости», «Руководство христианскому войну», посвященное вопросам нравственности и веры. Трактат Джованни Пико дела Мирандоллы (1463-1490) «Речь о достоинстве человека» - утверждение величия и красоты человека. Особенности эпохи Возрождения: 1) Сущность мироощущения Ренессанса и новое положение человека в мире воплотились в искусстве. 2) Искусство было для гуманистов инструментом познания (метод прямой перспективы в живописи). 3) Искусство обратилось к изображению реального мира. 4) Искусство приобретает более светский характер и возникает теория ИЗО. 5) Творчество – прообраз всякой свободной деятельности. Идеал – универсальная творческая личность Живопись эпохи Возрождения. I. Предвозрождение (Проторенессанс) – треченто (кон.13 –нач. 14 вв.). Еще используются условные образы, но мир наделяется свойствами реальности: объемом, пространственной глубиной, вещественностью. Первым античную перспективу применил Чимабуэ: росписи церкви Сан Франческо в Ассизи. Реформатор итальянской живописи - Джотто ди Бондоне (1266-1337), работавший как живописец, скульптор, архитектор. Цикл из 28 фресок, расположенных в церкви Сан Франческо, росписи капеллы дель Арена в Падуе. У него появляется пейзаж и элементы архитектуры, стремление передать анатомию человеческого тела, использует принцип светотеневой моделировки. II. Раннее Возрождение – кватроченто (15 век). Мазаччо (1401-1428) первым использовал линейную и воздушную перспективы и законы анатомии, жизнь людей и жизнь природы связал воедино. Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине: «Распятие», «Поклонение волхвов», «Троица». Сандро Боттичелли, мягкость и задушевность образов, высокая духовность. «Святой Себастьян», «Весна», «Рождение Венеры». Его творчество – это синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. Поиски художественного идеала привели искусство Кватроченто к обобщению и раскрытию общих закономерностей. III. Высокое Возрождение – чинквеченто (кон. 15 – перв. треть 16 вв.) – эра титанов. Леонардо да Винчи (1452-1519) – универсальная личность: изобретатель насоса, винторезного станка, гидравлического пресса, летательного аппарата. «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря» -стремление раскрыть психологический конфликт. «Джоконда» - феномен сфуматто - воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Путь Леонпрдо – это путь постижения таинства души. Рафаэль Санти (1483-1520) – мастер монументальной живописи в Риме. Гармоническое, соединяющее ценности земного бытия и идеального, обобщающее искусство. Путь Рафаэля – это путь постижения идеала гармонии и красоты. Фрески Ватиканского дворца: «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Мера, мудрость и сила»;мадонны: «Мадонна с щегленком», «Сикстинская мадонна», «Прекрасная садовница» и др.; портреты: «Папа Юлий II», «Донна Велата». Путь в искусстве Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – мир страстей человеческих. Росписи свода Сикстинской капеллы – прорыв плоскости стен: «Рождение Адама», «Страшный суд». Джорджоне (1477-1510): «Гроза», «Юдифь», «Спящая Венера». Тициан Вечеллио (1477-1576) заменил господство линии господством цветового пятна: «Даная», «Святой Себастьян», «Любовь земная и любовь небесная» и др. поиск различных путей в искусстве, совершенство колорита, ткехника письма, техническое мастерство. 2. Беседа и реализация индивидуальных заданий. - В чем принципиальная новизна творчества Джотто? - Почему Леонардо, Рафаэля и Микеланджело называют титанами Возрождения? - Особенности венецианской школы живописи? Сообщения учащихся: 1) Творчество Сандро Боттичелли. 2) Творчество Леонардо да Винчи. 3) Творчество Рафаэля Санти. 4) Творчество Микеланджело Буонаротти. 5) Тициан – величайший колорист мирового искусства. 3. Продолжение лекции. Архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Задача архитектуры и зодчества – служение человеку, происходит отказ от принципов строительства готики и возвращение к ордерной системе античности, очеловечивание пропорций здания. Возникает идея этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека. Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, математик и инженер. Флорентийский собор, купол собора Санта Мария дель Фьоре (42-метровой и не на круглом, а на восьмигранном основании), капелла Пацци церкви Санта Кроче во Флоренции. Леон Батиста Альберти (1404-1472) – разносторонне образованный философ-гуманист, автор трактата «10 книг о зодчестве» - ориентировался на древнеримскую архитектуру и преобразил облик городского дворца палаццо. Идея центрического здания. Палаццо Ручеллаи, церковь Сан Франческа в Ремини, церковь Сан Себастьяна в Мантуе. По проекту Брунеллески Темпьетто Браманте начал возведение собора Святого Петра в Риме, закончил который Микеланджело - автор гробницы папы Юлия IIигробницы Медичи. Реформатором в скульптуре был Донателло (1386-1466), возродивший античное изображение человеческого тела, создавший тип самостоятельной круглой статуи, первый бронзовый памятник кондотьеру Гаттамелате, новый тип надгробия, скульптурную группу, объединенную единым сюжетом. Статуи Святого Георгия, Святого Марка, Давида и др. Микеланджело, искусный в скульптуре, живописи, архитектуре, считал своим призванием скульптуру, которая у него получает художественную самостоятельность и идейную значимость: «Ночь», «День», «Утро», «Вечер», «Пьета», «Давид». И скульптура и живопись эпохи Возрождения идут от изображения фигур на плоскости к передаче движения тела и чувства пространства. 4. Сообщения учащихся: 1) Творчество Филиппо Брунеллески 2) Творчество Леон Батиста Альберти 3) Творчество Донателло. 4) Микеланджело – скульптор. III. Итог уроков.В эпоху Возрождения происходят коренные изменения в мировоззрении, снижение авторитета средневековых культурных ценностей, появление идеологии гуманизма, повышение интереса к античной культуре. В целом эпоха характеризуется высокой ролью эстетического сознания в жизни общества и ускоренным развитием светской городской культуры. Домашнее задание: готовиться к семинарскому занятию «Северное Возрождение» и проверочной работе по тематическому блоку. Уроки 21, 22 Дата: Тема: Семинар «Северный Ренессанс и его мастера». Цели: дать понятие об особенностях Северного Возрождения, в форме семинарского занятия познакомиться с ведущими деятелями Северного Возрождения. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход урока: I. Проверка домашнего задания.Проверочная работа: 1. Перечислите особенности эпохи Возрождения. 2. Назовите основные этапы европейского Возрождения. 3. Расскажите об одном из «титанов» эпохи Возрождения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |