Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Проверка домашнего задания



2015-12-15 515 Обсуждений (0)
I. Проверка домашнего задания 0.00 из 5.00 0 оценок




- Чем отличается творчество постимпрессионистов от их предшественников – импрессионистов?

- Какие художественные течения конца XIX века вы знаете? Назовите основных представителей.

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

XIX век – эпоха великой русской литературы и русской философии. В XIX веке в России происходит ускоренное развитие культуры: барокко, классицизм, сентиментализм, реализм (в Европе это заняло несколько веков). Идея гражданских прав и свобод, уничтожение крепостного права и сословий станут основой декабризма. Ориентация на Запад: французский язык.

Наступает период становления национальной культуры, и первое, что характеризует культуру XIX века, - бурные искания в философии и политике: славянофилы и западники. На рубеже веков происходит становление национального самосознания («История государства Российского» Карамзина) и приобщение к европейским формам искусства.

Развитие романтизма в России проходит под влиянием обстановки в стране, ее местом в Европе. Война 1812 года породила духовный подъем в российском обществе и декабристское движение. Восстание декабристов и его подавление – драматический рубеж в истории России и ее культуры.

Русский романтизм обладал рядом особенностей:

1.Интерес к русской истории: историческая живопись, исторический роман (Бестужев-Марлинский, Загоскин), историческая тема в музыке (опера Верстовского «Аскольдова могила»).

2. Проблема народности (В.Г.Белинский).

3. Русский романтизм – эпоха переводов (Жуковский, Батюшков, поздний романтизм - Лермонтов).

4. В музыке происходит становление оперы как музыкально-драматического спектакля, с конфликтом, характерами, человеческими страстями (зародилась в венским театре (Моцарт)), развитие жанра романса (Алябьев).

5. В живописи ярчайшее явление – Орест Кипренский, создатель романтического портрета: портрет А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. Необыкновенное внимание к духовному миру личности. Он создал романтические образы женщин, опоэтизированных им: портрет Хвостовой, Абдуллиной. Романтический пейзаж Куинджи, Айвазовского. Ведущая тема – море, морская стихия.

6. В театре происходит вхождение в европейскую традицию, часто ставят Шиллера, Шекспира. Ведущий актер - Мочалов. Основное достижение русского театра эпохи романтизма - воплощение духовных проблем современной личности.

Художественная жизнь эпохи выразилась во взаимодействии различных тенденций. В живописи это проявилось в творчестве Карла Брюллова, синтезирующего романтические тенденции и классицизм. «Последний день Помпеи» - романтическое представление о современной эпохе, как эпохе трагических изменений в духовной жизни людей. Брюллов – мастер парадного портрета: портрет Самойловой, «Всадница».

2. Реализация индивидуальных заданий: творчество К. Брюллова, творчество Куинджи, Творчество Айвазовского.

3. Продолжение лекции. С А.С. Пушкиным связаны основные особенности русской культуры XIX века. Он воплотил в своем творчестве ведущие художественные тенденции, создал современный русский литературный язык, попробовал себя во многих видах творческой деятельности: поэт, прозаик, публицист, историк, рисовальщик. Его творчество воспринимается как Возрождение в России. Ренессансность его в том, что в его творчестве воплощается богатство духовной жизни личности, гармония духовных начал, убежденность в прекрасном начале окружающей жизни, выбор между эстетической и нравственной трактовкой материала. Философский аспект – постановка общих проблем человеческого существования: человек и власть, власть и народ, человек и деньги, проблема познания мира, человек и природа, человек и любовь, человек и история.

В декабристской литературе ставится проблема России. «Философические письма» П.Я. Чаадаева – проблема места России между Востоком и Западом. Чаадаев считал, что на Западе единство католической церкви обеспечивает единство Европы и поступательное движение, в России же православие не справляется с прошлым: рабство, бунты, смуты и т.п. и дает урок другим народам, как жить нельзя. Путь России, по его мнению, в подражании Западу, так как у нас нет собственного духовного стержня. Чаадаеву принадлежит начало критики Запада как мира бездуховности, где торжествуют материальные интересы. С него начинается деление на славянофильство и западничество. Их объединяет беспокойство о судьбах России, критика самодержавия, отрицание крепостного права.

Западничество: идеи либеральных реформ, ликвидация сословных привелегий, положительная оценка реформ Петра I. Славянофильство считало, что Петр I прервал самобытное развитие России, связанное с православием. Хомяков выдвинул понятие соборности – общинность на основе православия, духовное единство. Своеобразное понимание индивидуальности – человек осознает свое самобытное место среди других. Идеалом для славянофилов был Гоголь.

Особенность русского реализма в том, что магистральные направления русской художественной культуры связаны с взаимодействием различных тенденций. Натуральная школа в литературе. Термин появился в 40-е годы, ввел его Булгарин, теоретические разработки принадлежат Белинскому. Главный принцип – наблюдение, сбор материала. Григорович «Петербургские шарманщики» - изображает бытовую повседневную жизнь, мир городских окраин. Литература, с одной стороны, начинает осваивать новые диапазоны, с другой стороны, происходит локализация – сосредоточенность на отдельной теме, например, человек и среда. Характерен физиологический очерк – описание нравов. Тема простого народа. Эмоциональное отношение к материалу, сочувствие. Русская классическая литература вышла за пределы натуральной школы и приобрела самобытные формы русского реализма.

Последняя треть века ознаменовалась в России становлением буржуазной культуры и разночинской интеллигенции. Влияние интеллигенции – специфически русское явление. Демократизация России связана с реформой образования: народная школа Ушинского – бессословное образование, громадная сеть земских школ, 63 вуза, реальные училища, бесплатные народные библиотеки-читальни. Развивается книгопечатание, женщинам разрешают преподавать, русские студенты учатся за границей. Система российского образования давала фундаментальные знания: гимназия (4 кл), затем вуз (базовые знания плюс специализация).

С конца XIX века Россия окончательно заняла свое место среди европейских стран, появляются творческие личности, которые определяют развитие Европы. Например, драматургия Чехова, романы Толстого и Достоевского поднимали актуальные для Запада проблемы. «Русские сезоны» Сергея Дягилева дали возможность показать Россию Европе, подготовили «Русский Ренессанс».

В 70-е годы появляется термин «интеллигенция» (Тургенев, Михайловский, Боборыкин) – люди, объединенные по принципу единства идеалов, целей. Бердяев выделил в «интеллигенции» объединяющую идеологию, мессианские мотивы, ненависть к деспотизму, крепостному праву, насилию. Все это привело интеллигенцию к коренному конфликту – с государством. Бердяев сам был участником «Русского Ренессанса», он считал, что часть интеллигенции увлеклась идеями социализма и полностью посвятила себя проблемам социалистической революции. Другая часть интеллигенции предана творчеству, гуманизму, но далека от народа. Революция, по мнению Бердяева, была бы катастрофой.

 

Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ, индивидуальные задания: творчество В.А. Тропинина, творчество А.Г. Венецианова, творчество А.А. Иванова, творчество К.П. Брюллова, творчество П.А. Федотова.

 


Уроки 15, 16, 17

Дата:

Тема: Вопрос о культуре в русской философской мысли. Проблема преобразования мира и человека и развитие русской живописи.

Цели: познакомить с основными представителями русской философской мысли XIX века, рассказать о возникновении «Товарищества передвижных художественных выставок», познакомить с программой и творчеством художников-передвижников; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход уроков:

 

I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта предыдущей лекции.

II. Новая тема. 1. Лекция учителя.

В России сформировалась самобытная философская мысль. Ее особенность – она религиозна. Николай Яковлевич Данилевский «Россия и Европа». Попытался создать естественно-научную теорию развития российского общества, становления нации и всего славянского мира. Вся мировая история представляет ряд культурно-исторических типов, которые включают экономику, политику, общественное развитие и культуру. Каждый тип проходит несколько ступеней: 1. этнографическая; 2. возникновение государства; 3. цивилизация; 4. застой и опять возвращение на этнографическую стадию. Славянский культурно-исторический тип держится на православии, крестьянской общине и сознании своей общеславянской общности.

Константин Леонтьев утверждал, что православие, самодержавие, народность составляют единство России. Каждая культура, как организм, существующий тысячу лет. Леонтьев считал, что Европа достигла стадии полного вырождения, завершает свой цикл развития.

Владимир Сергеевич Соловьев положил в основу своей философии идею об эволюции косного вещества природы, движущего историю мира, земли. Выдвинул идею Богочеловека и всеединства мира. Мистическим путем человек может присоединиться к божественному. В основе всеединства – единство духа, добра и красоты. Он обосновал «русскую идею»: в мире существует три силы – западная цивилизация, славянский мир и мусульманская культура.

Русские религиозные философы бились над проблемой преобразования мира и человека – идея духовного преображения, отразившаяся и в русской живописи. «Явление Христа народу» А.А. Иванова – практическое преображение реального мира. Зритель находится на границе, мир открыт для преобразования. Целая линия Христа в литературе (Достоевский) и живописи , например «Христос в пустыне» И.Н. Крамского (тема мысли о проблемах мира). Н.Н. Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина?» - преобразование мира, как трагедия, драма, столкновение личности со злом окружающего мира. «Голгофа» - через горе и страдание возможно преображение человека.

В 1863 году 14 художников во главе с Крамским покинули Академию Художеств, отказавшись писать картины на заданные античные сюжеты, и организовали свободную артель художников. А 1865 году – «Товарищество передвижных художественных выставок», в которое вошли: И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,в 80-90-е гг.– В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов, Ярошенко, Коровин, В.М. Васнецов.

1. Передвижные выставки имели общекультурное значение.

2. Борьба с академической живописью.

3. Главный предмет изображения – современная жизнь.

Портрет передвижников отличался реалистической точностью: Перов – портреты Островского, Достоевского; И.Н. Крамской – портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова; Репин – портреты Мусоргского, Толстого; Н.Н. Ге и др.

В пейзаже происходит нарастание импрессионистических мотивов, субъективный образ природы: А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Д. Поленовцентральная фигура– И.И. Шишкин, создавший собирательный образ русской природы.

Историческая живопись передвижников раскрывает трагическое значение истории: Н.Н. Ге, Репин, Суриков.

Самостоятельная эпоха русской живописи – творчество И.Е. Репина.

Происходит становление национального театра. Это связано с деятельностью А.Н. Островского и А.П. Чехова, создателя интеллектуальной драмы (МХАТ).

Профессионально развивается музыкальная культура: «Могучая кучка» музыкантов: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи.ТворчествоП.И. Чайковскогоотражает духовные проблемы, облик личности конца XIX века.

2. Реализация индивидуальных заданий: творчество В.А. Тропинина, творчество А.Г. Венецианова, творчество А.А. Иванова, творчество К.П. Брюллова, творчество П.А. Федотова.

Домашнее задание: готовиться к семинарскому занятию «Художественная культура России пореформенной эпохи» стр.156-189 по учебнику.


Уроки 18, 19

Дата:

Тема: Семинарское занятие по теме: «Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа».

Цели: научить создавать самостоятельное выступление по теме, познакомить с основными художниками и композиторами эпохи и их произведениями; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход урока:



2015-12-15 515 Обсуждений (0)
I. Проверка домашнего задания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Проверка домашнего задания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)