Факторы окружающей среды
Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются факторами окружающей среды. В этом подразделе рассматриваются гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий, предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияния строительно-отделочных материалов интерьеров. Элементы гигиенических факторов сгруппированны в функциональные блоки: · микроклимат(состояние воздушной среды); · освещенность (естественная и искусственная); · вредные вещества (пары, газы и аэрозоли); · механические колебания (шум, ультразвук, вибрация); · излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные); · биологические агенты (микроорганизмы, микроорганизмы) и др. Большинство элементов оценивается количественно и нормируется. Их отрицательное влияние может корректироваться при помощи различных мер и средств защиты. Освещение. Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально. Свет - возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации. При проектировании среды обитания и особенно рабочих зон (мест) должна быть решена проблема освещения как естественным (дневным), так и искусственным светом. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще. В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями: - световой поток, измеряемый в люменах (лм); - освещенность- мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м2 освещаемой поверхности; - яркость - фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку. Основные цели организации освещения в помещениях: - обеспечение оптимальных зрительных условий для различных видов деятельности; - содействие достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьеров. Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным. Уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами: - точность зрительной работы - наивысшая, очень высокая, средняя и т.д.; - наименьший размер объекта различения в мм - от 0,15до 5; - разряд зрительной работы от 1-го до 9-го; - контраст объекта различения с фоном - малый, средний, большой; - характеристика фона - темный, средний, светлый. На рабочих местах освещение играет следующие роли: - физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить); - эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида); - психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение); - обеспечение безопасности (создает предпосылки к большей безопасности работы); - гигиеническую, стимулирует поддержание чистоты. Основные параметры оптимального освещения приведены на схеме 1.
Рисунок 1 - Основные параметры оптимального освещения Расчет необходимого количества светильников общего освещения в помещениях производится по формуле: где n—количество светильников, шт; а – длина помещения, м; b – ширина помещения, м; Ет – заданная освещенность, лк; Ф – световой поток источников света одного светильника, лм; k: — коэффициент, учитывающий цвет и тон стен потолка и пола (1,5-2,5). Эргономические методы Для решения эргономических задач используются соматографические и экспериментальные (макетные) методы. Соматография - метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места (изделия). С помощью схематичного изображения можно проверить: - соотношение пропорций человеческого тела к размерам и форме изделия; - досягаемость органов управления и удобство их размещения; - оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей; - обзор и условия зрительного восприятия, например, при чтении (индикаторами) и т.д.; - удобство формы изделия, пространства для манипулирования, сиденья и т.д. Экспериментальные (макетные) методы основаны на применении макетирования проектируемого оборудования в различном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используются объемные антропоманекены. Методы с использованием манекенов позволяют решать ряд задач: - увязывать сложно структурные конструкции оборудования между собой; - достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; - испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы с ним; - отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряд других задач, связанных с учетом антропометрических особенностей пользователей проектируемого оборудования. Описанные выше методы непосредственно смыкаются, переплетаются с дизайн-проектированием, особенно в методе сценарного проектирования. Суть этого метода в следующем: дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем все более предметно отображает ее в серии графических эскизов, потом - в трехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натурном воспроизведении.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |