Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности



2015-12-15 1770 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Методическое обеспечение

Социально-культурной деятельности

Учебно-методическое пособие

 

Омск 2007

Федеральное агентство по образованию

 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Методическое обеспечение

Социально-культурной деятельности

Учебно-методическое пособие

 

Омск 2007

 

Рецензент:

 

Д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского В.Е. Новаторов

 

Чернов А.С.(авт.-сост.)Методическое обеспечение социально-культурной деятельности. Омск: ОмГУ, 2007г.

 

 

В учебно-методическом пособии, подготовленном аспирантом кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, преподавателем А.С. Черновым, освещаются вопросы, связанные с теорией методического обеспечения и сопровождения работы учреждений социально-культурной сферы и практикой методической деятельности в сфере культуры на региональном уровне на примере г. Омска и Омской области.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию

решением кафедры социально-культурной деятельности

от 6 сентября 2007 года.

© Кафедра социально-культурной деятельности ОмГУ

Им. Ф.М. Достоевского, 2007

Содержание

Глава первая.

Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности ....……………………………………….…….7

Глава вторая.

Профессиональная компетенция специалистов – методистов

Как фактор интенсификации социально-культурной

деятельности …………………………………………………………….30

Глава третья.

Координация научных исследований в сфере культуры. Информационное сопровождение и методическое обеспечение учреждений культуры………………………………………….………..33

 

Рекомендуемая литература ...…………………………………………..37

Приложения……………………..………………………………………..38

Предисловие

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение - понятия, с которыми связана всякая сколь­ко-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой дея­тельности.

Профессионально-предметная практика предопределяет обновле­ние методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется цен­ностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и при­емы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько на­правлений методической мысли и практики. Совокупность методиче­ских идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечи­вается определенная организация культурно-досуговой деятель­ности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позво­ляет в определенном порядке и системе использовать приемы и спо­собы профессиональной деятельности.

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоян­ными преобразованиями, изменяются культурные компоненты повсе­дневной жизнедеятельности людей. Существенно меняется и структура культурно-досуговой деятельности. Для её природы характерны гуманистическое, общечеловеческое содержание, своеобразие, националь­ная самобытность, авторское начало. Это предполагает постоянное переосмысление общественной значимости культурно-досуговой дея­тельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Изучение теоретико-методологических, методических и организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возмож­ность преодолевать возникающие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности не может быть ограничено изучением явлений, относящихся к клубам, библиоте­кам, паркам, музеям и т.д. Культурно-досуговая деятельность пронизы­вает и систему просвещения, и производство, и политические процессы, и национальные отношения, и повседневный быт людей. Необходим поиск новых способов изучения ее многообразных компонентов на базе интеграции различных культурологических дисциплин. Все это выдвига­ет на первый план проблемы научно-теоретического осмысления роли и места культурно-досуговых учреждений в культурологических процес­сах, уточнения их функции, задач и целей, с одной стороны, и методи­ческого обеспечения практиков культурно-досуговой деятельности но­вой передовой методикой, эффективными средствами и формами рабо­ты, - с другой. Все это предъявляет высокие требования к практикам и методистам культурно-досуговой сферы, к их теоретической и методи­ческой подготовке, уровню и качеству методических материалов, куль­турных программ.

Понятие "методическое обеспечение" выражает определенное по­нимание методической деятельности. Методическое обеспечение рас­сматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. Методическое обеспечение культурно-досуговой дея­тельности по своей сущности и назначению предполагает создание "сервисных" условий в обслуживании и обеспечении передовой мето­дикой практиков культурно-досуговых учреждений.

 

 

Глава первая

Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности

Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.

Статья 39 Закона о культуре гласит. Компетенция органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры

К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в области культуры относятся:

-определение республиканской государственной культурной политики;

-принятие законодательства республики о культуре.

К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры относятся:

-осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

-формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности;

-создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения;

-формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности;

-международные культурные связи;

-установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами государственной власти и управления льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры;

-информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры;

-организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры;

-контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.

В пределах своей компетенции республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.

Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени". Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).

Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элементы: цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия; объект методического воздействия; содержание методической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.

Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как:

а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры;

б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района.

Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; широкую, систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.

Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.

В настоящее время возросло значение областной и рай­онных методических служб культурно-досуговой деятельнос­ти, изменились и усложнились их задачи и функции. Если раньше они касались, в основном, вопросов обучения, методической, практической помощи и творческой деятельности, то сегодня ме­тодическая работа заключается в методическом сопровождении процесса реструктуризации культурно-досуговой отрасли.

В настоящий период специалисты методических служб со­действуют внедрению инноваций в практику деятельности культурно-досуговых учреждений с целью их адаптации к со­циально-экономической ситуации, обретения каждым клубом, домом культуры «своего лица», своего места в жизни своего села, города.

Основными видами деятельности методических служб становится аналитическая работа, социокультурное про­граммирование и проектирование, развитие социального про­странства в условиях реструктуризации и оптимизации дея­тельности КДУ.

В Омской области методическим руководством и обеспече­нием КДД занимаются Государственный центр народного твор­чества (ГЦНТ) и 32 районные методические службы.

Деятельность методических служб областного и районных уровней подробно представлена в отчетах министерства культуры Омской области.

Финансово-экономические и другие реформы последнего времени значительные образом могут изменить сегодняшнюю относительно стабильную социально-культурную ситуацию в Омской об­ласти. Последствия этих реформ, в случае их произвольного, неуправляемого течения самым отрицательным образом могут отразиться на сохранении единого культурного пространства на территории нашей области, в том числе, на сохранении и развитии народного творчества и КДД.

В связи с этим, к примеру, ГЦНТ, среди других приоритетных на­правлений деятельности, особо выделил такое направление ра­боты, как методическое сопровождение преобразовательных процессов в культурно-досуговой сфере, происходящих в свя­зи с реформой местного самоуправления и реформой бюджет­ной сферы (Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ»).

Успех этой уже начатой работы ГЦНТ видит в тесном взаи­модействии с отделами (комитетами) культуры МО, ГОУ «РИЦ», другими методическими центрами различных уровней при ак­тивном руководстве Министерства культуры Омской области.

Работники культуры области ещё 3 года назад включились в работу по подготовке проектов реструктуризации КДУ (Муромцевский, Омский, Полтавский, Таврический, Марьяновский, Кормиловский, Тарский районы).

Ещё в январе-феврале 2004 года на базе ГОУ «РИЦ» состоя­лись занятия по программе повышения квалификации (80 ча­сов) на тему: «Модернизация методической работы в сфере досуга в современной социокультурной ситуации». В учебном процессе приняли участие сотрудники ГЦНТ, а также руково­дители районных методических служб, руководители и методисты сельских культурно-досуговых учреждений облас­ти. Программа занятий была интересна и разнообразна, насы­щена современными теоретическими методиками и практичес­кими занятиями.

В октябре - декабре 2004 года на базе ГОУ «РИЦ» при участии ГЦНТ состоялось 5 занятий экспериментальной лабо­ратории по теме «Реструктуризация и оптимизация деятельно­сти учреждений культуры». Сотрудниками ГЦНТ были подго­товлены предложения и рекомендации по созданию новых ти­пов КДУ (материалы переданы в МК Омской области и ГОУ «РИЦ»). Занятия лаборатории были продолжены и в 2005 году.

Эффективность деятельности клубной сферы во многом зависит от результативности работы областной и районных ме­тодических служб. Будучи стержнем всей культурно-досуго­вой системы эти службы по роду своей деятельности соединя­ют науку с практикой.

Специалисты по направлению этой деятельности одновременно являются инициато­рами идей, непосредственными участниками исследований, управ­ленцами-менеджерами и лидерами, умеющими сплотить вокруг себя практиков и обеспечить внедрение инновационных методик.

Например, одно из приоритетных направлений деятельно­сти Нововаршавского районного методического центра - сбор, анализ и обработка информации о работе КДУ и социокультурном пространстве рай­она, а также проведение различных исследований.

В проводимом ежегодно мониторинге отражаются каче­ственные и количественные показатели работы КДУ в динами­ке.

Специалистами инновационно-методического отдела Кормиловского РДК разработана и реализована «Комплексная мно­гоуровневая программа инновационного развития КДД на 2004-2006гг.», а также программа работы с сельскими клубами ма­лых сел «Клуб для всех».

Центр методической работы и народного творчества Крутинского района представляет собой теоретическую, информа­ционную, справочно-библиографическую базу исследований и организационно-методической деятельности. Центр является своеобразной творческой лабораторией.

Ежегодно специалистами центра разрабатывается и реа­лизуется районная программа «От клубной теории к клубной практике». Согласно программе при методическом центре действуют 5 учебно-методических объединений: информационно-аналитический клуб для директоров сельских домов культуры «Клуб и мы», для художественных руко­водителей «Думаем. Дерзаем. Творим», для методистов «Дни творческих идей» и другие. С целью активизации организации досуга молодежи был проведен районный конкурс «На лучший проект организации молодежного досуга».

Большое место в повышении эффективности и качества работы учреждений культуры занимает учебный процесс. Районные методические службы совместно с отделами (ко­митетами) культуры направляют своих работников КДУ на областные семинары, практикумы, лаборатории.

В отчете министерства культуры за 2005 год отмечена хорошая работа в этом направлении в таких районах, как: Омский, Тюкалинский, Марьяновский, Одесский, Шербакульский, Москаленский.

Одним из приоритетных направлений деятельности инфор­мационно-методического отдела Калачинского муниципального образования яв­ляются организация и совершенствование системы повышения квалификации клубных работников. В этом направлении ИМО тесно взаимодействовало с комитетом по культуре и искусству.

Для более полной картины и результативности данного направ­ления работы были проведены предварительные исследования: анкетирование и тестирование по самооценке профессиональ­ной, деловой и личностной компетенции.

В соответствии с целе­вой программой «Совершенствование системы работы с кадра­ми культуры» Калачинского 2003-2005гг. специалисты ИМО ежемесячно проходили разнообразные учебные меропри­ятия.

Большим творческим потенциалом обладают специалисты Центра по организации досуговой деятельности и оказанию методической помощи сельским учреждениям культуры Управления культуры Омского муниципального образования.

Деятельность ЦОДД направлена на формирование едино­го культурного пространства района. Общность целей требует объединения усилий и ресурсов всех социокультурных, досуговых учреждений и организаций района. У ЦОДД стабильные деловые и творческие связи со многими комитетами, управле­ниями и коммерческими структурами.

Опытные методисты работают в РДК Муромцевского МО. В арсенале работы отдела большое количество инноваций и со­временных методик. Вся деятельность строится в соответствии с разработанными перспективными программами, такими, как: «За здоровый образ жизни», «Достойное детство - достойное, будущее», «Плывут над Русью звоны колокольные», «Муромцевский родник». Умело организованный и проведенный рай­онный смотр-конкурс «Клуб для всех» позволил значительно укрепить материально-техническую базу КДУ района, повы­сить качество творческих акций. В ходе смотра-конкурса во всех учреждениях были проведены косметические ремонты, благоустроены территории СДК и СК, внедрены новые формы работы, подготовлены видеофильмы, альбомы.

Методические образования областного и районных уровней активно ведут работу по формированию информационных и методичес­ких банков.

Для реализации данного направления работы исполь­зуются самые различные методики и новейшие технологии.

В течение отчетного периода из фондов ГЦНТ было выда­но большое количество сборников сценариев. Кроме полученных материалов из областного центра, многие методические службы на­ходят контакты и финансовые возможности осуществлять взаи­мообмен сценариями с другими методическими центрами (Крас­ноярский край, Курганская, Кемеровская, Челябинская, Псков­ская области).

Большим подспорьем в формировании творческого банка является наличие современной оргтехники: компьютеров, прин­теров, сканеров, ксероксов (Омский, Азовский, Большереченский, Тарский, Кормиловский, Москаленский, Нововаршавс­кий, Калачинский и ряд других районов). Некоторые из этих районов имеют возможность выхода в Интернет.

С 2005 году значительно возросли объемы выпуска печат­ной продукции ГУК «ГЦНТ». Этому способствовали следую­щие факторы:

- запланированное бюджетное финансирование печатной продукции на реализацию Плана основных мероприятий ГЦНТ на 2005 год;

- использование возможностей выпуска тематической пе­чатной продукции по конкретным областным целевым про­граммам (тематические сборники сценарных и методических материалов, афиши, пригласительные билеты и программы на культурно-досуговые мероприятия по каждой целевой программе).

Сравнительная таблица полиграфического исполнения печатной продукции:

 

№   Виды печатной продукции   2004 г. кол-во ед.   2005 г. кол-во ед.   2004 г. тираж экз.   2005г. тираж экз.  
1.   Сборники сценарных и методических мате­риалов          
2.   Программы концертов          
3.   Пригласительные билеты          
4.   Афиши          
5.   Бланки дипломов          
6.   Бланки благодарствен­ных писем          
7.   Бланки удостоверений сотрудникам ГЦНТ   -     -    
8.   «Песенный венок Ом­ского Прииртышья» (вкладыши, печать на диске)            

 

Следует отметить и качественное улучшение выпускаемой продукции. Наиболее удачными по качеству и дизайнерскому решению стали комплекты печатной продукции таких значимых программ, как цикл праздничных мероприятий к 60-летию Победы, областной праздник «Певческое поле», III Всероссийский фестиваль любительских театров Урала и Сибири и др.

С увеличением количества выпущенных сборников сце­нарных и методических материалов возросла доля опублико­ванных материалов КДУ районных муниципальных образо­ваний области.

Наряду с положительными факторами и примерами вне­дрения инновационных методик и развития всей информацион­но-методической деятельности в области, существует ряд задач и проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Федерации и муници­пального образования, а также баланс интересов государствен­ной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Методика должна предусматривать функциональные осо­бенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности пре­доставляемых услуг; возможности доступа населения к куль­турным благам.

Также существует ряд проблем, связанных, прежде всего, с уровнем оснащения компьютерной и множительной техникой, созданием современных технических средств доставки инфор­мации потребителю и расширением источников информации.

Для совершенствования и реализации данной программы необходимо:

- обеспечить методические службы необходимой компью­терной и множительной техникой;

- провести учебу и повысить квалификацию специалис­тов в области новых технологий;

- вести постоянный мониторинг информационно-методи­ческих потребностей и обеспеченности отрасли основными ви­дами информации;

- организовать доступ субъектов к сети Интернет. Исполнение данных программных мероприятий позволит:

- сформировать единое областное информационно-мето­дическое пространство;

- обеспечить свободный доступ специалистов области к информационным ресурсам;

- обеспечить экстренный обмен информацией на област­ном уровне;

- внедрять дистанционные формы организации и управ­ления процессами развития социокультурной деятельности и народного творчества на основе современных информацион­ных технологий;

- модернизировать методико-управленческую работу различных уровней;

- разрабатывать методики, позволяющие создать каркас концепции реструктуризации сети подведомственных культурно-досуговых учреждений.

Наращивает усилия по выполнению своих функций в оказании методической и практической помощи муниципальным образованиям Омской области в вопросах информационной и культурной жизни области и ГУК «Дворец искусств «Сибиряк».

В течение года база сценарного материала пополнилась на 3500 сценариев. Собран большой объем звукового материала. Положено начало созданию архива видеоматериалов с записями культурно-массовых мероприятий, праздников, народных гуляний.

Налажены контакты с районами Омской области: Омского, Нововаршавского, Седельниковского, Таврического, Одесского, Крутинского района и Исилькуля, которые в течение 2005-2006 года неоднократно обращались в методическую службу Дворца искусств «Сибиряк».

Сотрудники методической службы за истекший период не пропустили ни одного значимого в культуре и искусстве мероприятия и принимали участие в большинстве из них («Наша слава, наша память», торжественно-театрализованное представление, посвященное 60-летию Победы в ВОВ, «16-ый Сибирский международный марафон», «Мост тысячелетия», открытие омского метромоста, и т.д.) в разных качествах, и постоянно следят за культурной жизнью региона.

При участии отдела «Информ. культура» Омской областной научной библиотеки им. Пушкина была налажена система обмена и пополнения методического материала.

Особое место в работе методической службы занимает сотрудничество с Омским областным «Государственным центром народного творчества».

Как правило, в течение одного месяца в ведущих учреждениях культуры проводится 5–6 массовых и 3–4 групповых культурно-досуговых программ. Для осуществления столь большого объема работы специалисту волей-неволей приходится готовить программы по более простой технологии.

В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос директоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методические. Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. В беседах с методистами районных домок культуры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.

Ниже приведены данные о методах работы, используемых методистами сельских учреждений культуры.

Как видим, первое место отведено беседам с работниками учреждений культуры. Личное наблюдение занимает одно из последних мест. Пока специалистам учреждений культуры не представляется возможным посетить семинары, поэтому они изучают деятельность учреждений культуры по отчетам и отзывам участников.

Методы изучения %
Анализ отчетов учреждений культуры и другой документации Беседы с работниками учреждений культуры Беседы с посетителями учреждений культуры Личное наблюдение Другие методы 23,8 28,8 24,7 20,7 2,0

 

Здесь следует уяснить, что компетентную методическую помощь учреждениям культуры можно оказать лишь при условии знания существующего состава кадров специалистов учреждений культуры и потребностей населения в новых формах культурно-досуговой деятельности.

Соотношение видов и форм деятельности методистов РДК показано ниже.

Виды и формы деятельности %
Изучение, обобщение и внедрение опыта работы учреждений культуры 16,8
Регулярное информирование работников о новом в культурно-досуговой деятельности 14,8
Самостоятельная разработка новых форм и методов культурно-досуговой деятельности в конкретных условиях 11,6
Непосредственное внедрение методических разработок в практику учреждений культуры 17,8
Обучение сельских работников культуры основам мастерства, расширение их кругозора 15,6
Использование и внедрение исследований в культурно-досуговой деятельности 4,0
Изучение запросов и интересов различных групп населения В том числе: опросы анкетирование беседы   4,8 4,4 5,6

 

Из приведенных данных видно, что исследовательская деятельность у методистов районных домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключительным этапом методической деятельности, а с другой — ее источником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.

Итогом исследовательского типа деятельности являются предметы-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследовательский тип деятельности пронизывает весь процесс методической деятельности и выполняет информационную функцию. В свою очередь информацией для методической деятельности являются объективные данные о материально-бытовом, социально-демографическом, культурном состоянии района; пожелания вышестоящих органов культуры и администрации района, области.

Одним из носителей информации являются наглядные средства, расположенные в методическом кабинете районного дома культуры, поэтому оформление несет двойную нагрузку. С одной стороны, методический кабинет представляет для специалистов учреждения культуры образец для выбора той или иной формы наглядного оформления продукции, а с другой — является источником информации о новом в культурно-досуговой деятельности. Самую высокую оценку наглядные средства получили за конкретность и доступность. Однако эти качества не всегда сочетаются с актуальностью и насыщенностью информацией, тем более что свыше 10% сельских работников культуры считают недостаточную информативность о новых формах практики отрицательным фактором в деятельности методических кабинетов районных домов культуры.

Изучение деятельности методических кабинетов районных домов культуры показывает, что в каждом из них в среднем сценарии различных форм культурно-досуговой деятельности занимают первое место, методические указания и разработки — второе, а методические пособия отсутствуют вообще.

Наблюдается также неравномерность насыщения методическими разработками и сценариями по различным формам культурно-досуговой деятельности. Основная их доля приходится на праздники и обряды. В связи с этим необходимо разработать паспорт каждого района, где должны содержаться сведения о природно-климатических, демографических особенностях, обеспеченности его школами, больницами, культурно-бытовыми, культурно-просветительными и физкультурно-оздоровительными учреждениями. Без этого сегодня трудно правильно развернуть дело.

Информационное обеспечение методического кабинета, кроме указанных средств и методической продукции, включает карту-схему и картотеку. Карта-схема наглядно показывает обеспечение культурным обслуживанием всех населенных пунктов района, т.е. работу всех действующих учреждений культуры в нем. Картотека дает представление о наличии и размещении коллективов художественной самодеятельности, народных коллективов, дипломантов смотров и конкурсов.

Работникам культуры трудно ориентироваться в потоке книжной методической продукции. Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, проблема их хранения и использования, т. е. проблема создания информационной системы, включающей данные о состоянии, сохранении и развитии культурно-досугового процесса в районе, области, стране: об учреждениях культуры; составе кадров; состоянии материально-технического обеспечения; реальной и потенциальной аудитории, о результатах внедр



2015-12-15 1770 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)