И зарубежной психологии
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью Самосознание – высший уровень развития психики ч-ка, заключающийся в осознании и оценке ч-ом своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе. Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Важным фактором формирования отношения ч-ка к самому себе явл. др. люди. Самосознание формируется в результате общения с др. людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия возникают такие образования самосознания, как профессиональное, религиозное и национальное самосознание. Самосознание личности выражается в её Я-концепции. Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем. 13.Современные исследования Я-концепции Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента: • когнитивный – «образ Я»; • эмоционально-ценностный, аффективный; • поведенческий. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me). Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами. В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций: • номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения; • иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна; • таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор; • компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой). Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами: • возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей, • дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития. Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.
8. Свойства ощущений и восприятия, их учет в журналистской практике
Характеристика восприятия , этапы: 1) ощущение 2) восприятие 3) мышление . ощущение - первое соприкосновение чел с действительностью, одна сторона предмета.Восприятие - не фотографичное ощущение предмета.в восприятие в действие вступает специфика чел., оно субъективно и уникально на него влияют факторы. апперцепция - зависимость восприятия от психологии жизни. Восприятие может быть искаженным и неисхоженным. Фильтр восприятия - пропускает и перерабатывает инф.В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление—посредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними..Сознание чел.- может быть рассмотрено как единство 3х сторон: 1) реальность 2) социокультурных 3) знания кот. обладает индивид.Соц установка - определяет отношение поведения чел. Факторы : 1)соц. фактор - идеологические нормы и социальные ценности .Материал проход через фильтр соц... установок.Соц. установка - это первый фильтр препятствующий проникновению лишней информации. стереотипы - вид соц.... установки где знание носит не полный характер. Предрассудки - вид соц... установки , извращенный или не соответствующий действительности с низким уровнем критичности. сбить соц.... установку ( рассматривание установки-сомнений- конвергенция взглядов). а) разоблачение взглядов б) новое знание о предмете в) шоко терапия г)целенаправленная пропаганда. Этапы установки: 1) поисковые операции, возник. предварительная оценка инф.2) собственное восприятие установок ( принцип настороженности). 3) принцип резонанса(резонанс - стимулы, релевантные потребностям или ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответственные им?????? ) 4) принципы защиты - несвязная инф осознает медленно или отвергается.Парадокс ля Пьера : при общности соц... установок люди, тем не менее , по разному воспринимают материал , по причине социально -психологических и социальных факторов :1) национальный фактор 2) социально-психологический фактор 3) психофизиологический фактор( это психа физиолог. свойства личности).
9 Внимание и память Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. Еще в большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Внимание Память. Забывание Процесс забывания (по-разному, 2 аспекта):
10Интеллект: структура, функции, индивидуальные особенности. Мышление и интеллект.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |