Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Античная философия: философия Сократа.(лекция)



2015-12-13 976 Обсуждений (0)
Античная философия: философия Сократа.(лекция) 0.00 из 5.00 0 оценок




«Я знаю, что я ничего не знаю»
«Я ем, чтобы жить, а многие живут, чтобы есть»
«Нельзя лечить тело, не леча душу»
«Заговорим, чтобы я тебя увидел»
«Как много вокруг вещей, без которых можно жить»
Философия Сократа в современности названа рационалистической, т.к.в основе его этики лежит представление, что человек с помощью разума выбирает зло или добро. Сократ был убежден, что зло человек выбирает по незнание, если же человека научить добру, то он станет добродетелем. Сократ основатель древнегреческой диалектики(в пер. «веду беседу»). Цель диалектики, которая рассматривалась как искусство спора,-прийти к истине. Свой метод поиска истины Сократ назвал Майевтика-помощь в рождении истины. В процессе споров Сократ использовал иронию, которая побуждала сомнения в другом человеке, его взглядах, в итоге – человек отказывался от заблуждений и вместе с Сократом искал истину. Сократ – родоначальник этики.

Античная философия: философия Платона.(+лекция)

Платон – родоначальник идеализма. Идеи, вещи – есть нечто идеальное. Мир по Платону состоит из мира идей(понятий) и мира вещей(воспринимаемых чувствами). Познать этот мир можно не через ощещения, а через понятия. Из одних понятий по правилам логики вытекают другие, в результате можно прийти к истине. Познание по Платону – процесс припоминания, т.к. идеи находятся в душе, а душа вечна, человеку необходимо вспомнить эти идеи, извлечь из души. Высшая идея – идея абсолютного добра.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Госидарство» и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев, Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «формами» или «идеями» и отождествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона учение о «мировой душе» - душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не самих чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде («Законы»): государством правят «философы», охраняют «стражи», ниже обоих этих групп граждан -»ремесленники». По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого «полиса». Учение Платона играло видную роль в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших дней.

15. Средневековая философия: специфика, представители.(лекция)

Средневековая философия представляет собой соединение христианской и античной философии. Философия занимала подчиненное положение по отношению к религии: «Философия служанка теологии(богословия)».

В развитии средневековой философии выделяют 2 периода:

1.Патристика – период, когда религиозно – философские взгляды отцов церкви были центральными вопросом и предпринималась попытка обосновать христианство, опираясь на античную философию.

2.Схоластика(9-15вв) – в этот период с помощью разума пытались обосновать принятые на веру идеи.

В основе христианского мировоззрения лежат 2 постулата:

1)Творение – означает сговорённость мира и человека Богом из ничего

2)Откровение – заключает в себе сведения о Боге, изложенное в Священном Писании.

Цель каждого человека в эпоху Средневековья – познать Бога, т.е. уверовать в него и жить по законам божьим. Смысл жизни – спасение души.

Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве Бога.

Деизм – представление о Боге как о мировом разуме, все сотворившем, но не вмешивающемся в это бытие.

Главный вопрос Средневековой философии – отношение знания и веры(что выше знания или вера?)

Основной тезис «Вера выше разума» или «гармония веры и разума»

Основной философский вопрос этого периода – «Отношение всеобщего к единичному»

Монотеизм – единобожие, Бог един, уникален, а не множествен. Бог – высшее благо мира. Бог вечен, неизменен, всемогущ, беспределен, определяет и творит все сущее. Мир же изменчив, непостоянен.

В 4 в Августин выдвинул идею о тождестве веры и знания.

Философ Пьер Абеляр возводит разум выше веры. Ф.Аквинский создает идею гармонии веры и разума. Разум помогает, считал филосов, вере.

Аквинский создает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все движется, следовательно, должен существовать перводвигатель(Бог).

2. Все, что существует, имеет причину, следовательно, должна существовать первопричина(Бог)

3. Все вещи мира случайны. Случайное зависит от необходимого, следовательно, должно существовать абсолютно совершенное существо(Бог)

4. Вещи имеют различные степени совершенства, следовательно, должно существоать абсолютно совершенное существо(Бог)

5. Целесообразность природы необъяснима естественными причинами, следовательно, должно существовать сверхприродное разумное существо,упорядочивающее мир(Бог)



2015-12-13 976 Обсуждений (0)
Античная философия: философия Сократа.(лекция) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Античная философия: философия Сократа.(лекция)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (976)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)