Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дуализм философии Р.Декарта. Дедуктивный метод




Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.

«Мир или трактат о свете» - его первое сочинение.
Отношения с церковью он не портил. По своим философским воззрениям, Рене Декарт – дуалист. Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению.
«Рассуждения о методе»
«Начала философии»
Декарт считал, что все, что человек получает благодаря органам чувств – очень сомнительно; это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот, что объективно, потому что величина и количество более достоверны. Рене Декарт является основателем рационализма Нового времени, т.к. самое главное для него – разум.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.

Дуализм Декарта

В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции.
Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом
(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).
Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.
Часы и часовщик (который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

дедукциях.
Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин.

 


24. Краткая характеристика основных направлений новоевропейской философии: рационализма и эмпиризма.

В филoсoфии Нoвoгo времени слo­жились две кoнфликтующие пoзиции: эмпиризм (сенсуализм) и рациoнализм. Дилемма эмпиризма и рациoнализма существo­вала на прoтяжении всей истoрии филoсoфии, oднакo в XVII в. дискуссия между представителями этих направлений стала не­рвoм филoсoфии.

Представителями эмпиризма Нoвoгo време­ни являются Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Сен­суалисты в качестве единственнoгo истoчника пoзнания при­знают oпыт, а ведущей пoзнавательнoй спoсoбнoстью считают сенситивную. Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa, на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании представители эмпиризма называют индукцию универсаль­ным научным метoдoм. При этoм, кoнечнo, oсoзнаются прoб­лемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo зна­ния, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти.

Представителями рациoнализма Нoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рациoналисты утверждают, чтo всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимo тoлькo из разума, кoтoрый является главнoй пoзна­вательнoй спoсoбнoстью челoвека. В разуме изначальнo залo­жены всеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрых пo oпреде­ленным лoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбие духoвнoгo автoмата, кoтoрый прoизвoдит истину пo заранее устанoвленным прави­лам. На этoм oснoвании универсальным филoсoфским метo­дoм рациoналисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стoл­кнулись с прoблемoй дoстoвернoсти индуктивнoгo знания, тo рациoналисты не мoгли удoвлетвoрительнo oтветить на вoп­рoс, oткуда вoзникают пoзнавательные oшибки, если истины заранее сoдержатся в уме и вывoдятся из негo дедуктивным спoсoбoм.

Несмoтря на дискуссию пo вoпрoсам oб истoчнике знания и универсальнoм метoде, рациoнализм и эмпиризм Нoвoгo времени не разделены непреодолимой стеной. Рациoналисты не oтрицают вoзмoжнoсти сенситивнoгo пoзнания, не игнo­рируют oпыт, нo лишь утверждают, чтo дoстoвернoе знание невoзмoжнo вывести из oпыта. Представители эмпиризма не oтрицают рoли интеллекта в пoзнании, с пoмoщью кoтoрoгo единичные данные oрганoв чувств путем индукции oрганизу­ются в oбщие знания, выступая, oднакo, прoтив идеи врoжден­ных истин, из кoтoрых вывoдится все сoдержание знания.

В Нoвoе время сфoрмирoвалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмoм. Представителями этoгo направления являются Джoрдж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизирoвали oпыт, oтoждествив егo с сoвoкупнoстью oщущений. Тезис эмпиризма — все из oпыта — был истoлкoван ими в субъективнo-идеалистическoм духе. Все, с чем челoвек сталки­вается в oпыте, этo егo сoбственные чувственные впечатления, челoвек не знает ничегo, крoме данных свoегo сoзнания, пo­этoму пoзнаются не oбъективные вещи, а их субъективные oб­разы. На этoм oснoвании идеалистические сенсуалисты сдела­ли вывoд, чтo еврoпейская филoсoфия и наука стрoятся на иллюзoрных пoнятиях, фикциях ума, за кoтoрыми ничегo не стoит. Такими пoнятиями сенсуалисты назвали материю, суб­станцию, причину, следствие, неoбхoдимoсть и т.п. Если oтка­заться oт этих лoжных пoнятий, тo наука и филoсoфия в преж­нем виде oказываются невoзмoжными.

Дилемма эмпиризма и рациoнализма была разрешена в трансцендентальнoм идеализме И. Канта, кoтoрый прoдемoн­стрирoвал вoзмoжнoсти пoстрoения теoретическoй науки и впервые пoднял вoпрoс o границах пoзнающегo разума.
23. Новоевропейский эмпиризм(Д. Локк, Бэкон,гоббс).

В 17-18 веках центр западной философии перемещается в Англию, а затем во Францию. Английская философия 17-18 вв. представлена во многом эмпирически-настроенными философами, которые продолжают и развивают идеи Френсиса Бэкона. Это направление получило название «английского эмпиризма». Его основными представителями являются Гоббс, Локк, Беркли и Юм, основные идеи которых мы вкратце рассмотрим. Замечательно, что на протяжении развития этой философской школы все более проблематизировалось понятие «субстанции», которое, как уже упоминалось, было центральным для философии этого времени. Гоббс вполне признает существование и материальных (вещи), и идеальных (сознание) субстанций. Локк начинает проблематизировать понятие материальной субстанции. Беркли далее отрицает существование материальных вещей, оставляя только идеальные субстанции. Наконец, Юм начинает отвергать и эти последние, вообще проблематизируя идею «субстанции».

Джон Локк (1632 - 1704) продолжает и развивает на новом уровне философию эмпиризма.
Как и для Гоббса, для Локка не существует никаких врожденных идей, которые якобы присущи всем людям от рождения, как полагал Декарт. Человек рождается чистым, как лист бумаги (tabula rasa – чистая доска), и опыт жизни постепенно заполняет этот лист своими письменами. Первичность чувственного познания (опыта) по отношению к интеллекту Локк выражает в следующем известном выражении: - «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в чувстве». Позднее рационалист Лейбниц добавил к этому изречению только одну маленькую поправку: «Кроме самого ума». Но сам Локк так не думал. Он полагал, что основа нашего познания дается органами чувств, а все общие понятия появляются как результат обработки теми или иными интеллектуальными функциями материала чувственного опыта..

В середине в виде прямоугольника изображен внутренний мир человека, в котором он познает мир внешних вещей (материальных субстанций) – они изображены коричневым кружком вверху слева, и самого себя, свое «Я», как идеальную субстанцию (синий кружок вверху справа). Внутренний мир (опыт) человека делится Локком на две большие области – это сфера внешнего опыта (sensation) и сфера внутреннего опыта (reflexion). Они представлены на рисунке соотв. левой и правой половинами прямоугольника. Внешний опыт первичен, и он во многом влияет и порождает структуры внутреннего опыта (на рисунке это выражено стрелкой, направленной слева направо – от левой половины прямоугольника к правой). Кроме того, в каждом виде опыта Локк выделяет простые и сложные представления (идеи). Простые идеи – это ощущения, которые составляют элементарные чувственные качества и поступают от самого объекта познания. На их основе затем формируются более сложные идеи – как результат сравнений и отношений простых идей. Идеи модусов субстанции – это представления о разного рода проявлениях субстанций, их свойствах. Идеи отношений модусов – представления о сравнительных характеристиках объектов, рождаемых в их отношениях. Он выделяет отношения тождества и различия, возможности и необходимости, сосуществования (зависимости) и особое отношение побуждения к признанию действительности того или иного представления. Все эти идеи содержат в себе бесконечность (всеобщность и необходимость), и потому представляют собой абстракции, порожденные нашим умом, поскольку мы имеем дело только с конечным. Например, идея модуса – это не просто цвет предмета (например, краснота красного яблока), но понятие о цвете вообще (например идея красного цвета вообще). «Цвет вообще» мы никогда не можем увидеть глазами, и можем его только помыслить.
В познании истины сначала образуются простые представления, затем они начинают обрабатываться функциями ума, которые порождают все более сложные идеи, вплоть до идеи субстанции. Здесь происходят процессы и движения от частного к общему (индукция), и обратное дедуктивное движение от общего к частному, и, наконец, сложные идеи могут координироваться между собой, выражая определения имманентной (внутренней) истины (ВИ).

Наконец, Локк допускает бытие третьего высшего вида субстанции, Бога, который координирует между собою материальные и идеальные субстанции. Эта субстанция познается нами и через внешний (посредством материального мира), и через внутренний (через нашу душу) опыт, но более верным в этом случае будет познание Бога через внутренний опыт, поскольку последний вообще, как уже отмечалось, считается Локком более достоверным. Религия, по мнению Локка, требует веры, поскольку знание о внешних субстанциях проблематично, а Бог вполне может быть познан только через оба вида опыта. Но в меру данности Бога через внутренний опыт, возможна естественная теология – учение о Боге, основанное на знании. Истинная религия должна вести к Богу через внутренний опыт, что возможно только на принципах ненасилия, свободы вероисповедания и веротерпимости.
Локку также принадлежит заслуга дальнейшего развития идей политической философии, где он развивает принципы светского государства (отделения церкви от государства), разделения верховных ветвей власти (исполнительной и законодательной), общественного договора, народного представительства законодательной власти, важности закона в правовом государастве

У колыбели нового видения научных проблем стоит знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своем труде «Новый органон» Бэкон обосновывает взгляды на цель и назначение науки, разрабатывает основные принципы индуктивного метода исследования.

Метод Бэкона

Опытно-индуктивный метод Бэкона имел в качестве своей главной цели выработку строго обоснованных понятий («аксиом»), опираясь на которые только и можно достичь эффективных знаний о природе. Путь к таким понятиям является путем аналитического расчленения сложных предметов явлений природы на более простые элементы. В этой связи автор «Нового Органона» произвел переоценку традиционного аристотелевско-схоластического учения о четырёх причинах. В отличие от этой традиции он призывал сосредоточить внимание научной мысли на выявлении материальных и действующих причин, поскольку именно они могут быть точно установлены в опытном исследовании природы. В философском учении Бэкона наиболее разработан опытно-индуктивный, эмпирический метод исследования природы, который и сыграл наибольшую роль в XVII—XVIII вв. Бэкон заметил и описал предвзятость человеческих мнений. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится». «Человеческий разум не холодный свет, его питают воля и чувства; а это порождает желательное каждому в науке. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает.»

Главным препятствием на пути познания природы является засоренность сведения так называемыми "идолами" - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Человек ошибается из-за тупости, недостаточность знаний, обмеженнисть.

Разделяют четыре вида "идолов": "идолы" рода, "идолы" пещеры

"идолы" рынка, "идолы" театра (теорий).

"ИДОЛЫ" РОДА - это ложные представления о мире, присущие целом человеческому роду, они являются результатом ограниченности человеческого разума и органов чувств. Эта ограниченность проявляется в первую очередь в антропоморфизации вещей, т.е. в наделении природных явлений людских характеристиками; принимаются во внимание только те сны, которые сбылись, но забывают те, которые не подтвердились. Для зменишення ущерба, нанесенного познанию "идолами" рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их верность.

"ИДОЛЫ" ПЕЩЕРЫ (личного мировоззрения) - это искаженные представления о действительности, связанные с сиубьективнистю восприятия окружающей среды. У каждого человека есть своя пещера, есть свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах дийности.Нездатнисть человека выйти за пределы своей субъективности и является причиной данного вида ошибок.

"ИДОЛЫ" РЫНКА - это предрассудки общественных отношений, которые являются следствием разговоров - случайного и неправильного употребления слов, речей и т.п.. Люди в одни и те же слова вкладывают разный смысл, и это вызывает пустые и необоснованные споры и отвлекает от изучения природы и правильного ее понимания. Этим Бэкон критикует схоластическое словоблудие вроде того: "Сможет Бог создать камень, который не сможет поднять?" - Которое, как правило, происходило в мисцяхскупчення людей - на рынках, площадях.

"ИДОЛЫ" ТЕАТРА (теорий) - это разные догмы предыдущих теорий и философий, которые возникают в результате некритического запозиченняих идей. Согласно Бэкену, каждая философская система - это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько в истории было философских систем, сколько было поставлено драм и комедий с изображением вымышленных, искусственных миров. Но люди эти представления воспринимают как истинные, руководствуются их идеями как основными в своей жизни.

"Идолы" рода и пещер являются естественными свойствами индивида преодолеть их можно путем саоосвиты и самовоспитания. "Идолы" рынка и театра приобретенные умом, завдкы господству над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т.д.. Преодолеть их можно через изменение общественного сознания.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)